Как-то мимо меня прошли новости о Глобалтрансе – возможно, потому что я избавился от акций этой компании ещё в момент переезда с Кипра в Эмираты. Как будто чувствовал какой-то подвох.
Так вот, компания делистингует свои акции с Московской биржи и переводится на Казахстанскую биржу. Я как раз предполагал, что подобный сценарий возможен – потому что если бы компания хотела работать с российскими инвесторами, то она редомицилировалась бы в Россию.
Но это максимально странная ситуация. Если Евраз не переезжает в Россию, то это понятно: у него куча зарубежных активов, которые он боится потерять. Или ситуация с Полиметалл (сейчас Solidcore) – там шла редомициляция в Казахстан для сохранения казахстанских золотодобывающих шахт с продажей российских активов.
Бизнес же Глобалтранс целиком и полностью находится в России, и что тут огород городить – непонятно. Или они свои вагоны угонят за рубеж?
Это компании, которые уже больше мертвы, чем живы. У них либо отсутствуют какие-либо активы на счетах, либо огромные долги не позволяют им нормально развиваться, либо бизнес не имеет особых перспектив… Инвестировать в них в долгосрок я не рекомендую никому.
Лензолото
Компания продала свои активы Полюсу (точнее, Полюс их купил), а на счетах Лензолота осталась небольшая кубышка, находящаяся в банке и на которую начисляются проценты. Эти проценты и распределяют в виде дивидендов. Других активов у Лензолота нет, а логика распределения прибыли непредсказуема. Сейчас на балансе около 1,726 млрд рублей – это около 4964 рублей на акцию. Теоретически, если компанию ликвидируют – именно столько и должны получить инвесторы. Это – справедливая стоимость акции.
Когда писал о Фосагро, отмечал, что компания платит дивиденды из FCF. Это очень важный финансовый показатель компании, для меня он даже важнее чистой прибыли. Давайте разберёмся, для чего он нужен и почему так важен.
Что такое FCF
Свободный денежный поток (или Free Cash Flow – чаще сокращают как FCF, реже – СДП) – это средства компании, которые остаются у нее после погашения всех необходимых расходов (за исключение платежей по кредитам). Эти деньги можно расходовать куда угодно: на погашение долгов, выплату акционеров, поглощения конкурентов, проведение байбека и т.д. Т.е. FCF – это собственные деньги компании, фактически – ее наличность.
На что расходуется FCF
👉 Погашение долгов – для некоторых компаний наличие положительного FCF служит поводом погасить долги.
👉 Выплата дивидендов – некоторые российские компании распределяют в виде дивидендов до 100% от FCF в зависимости от долговой нагрузки. Как правило, так поступают мажоритарии, которые таким способом выводят деньги из компании.
Фосагро довольно сильно отчиталась за 1 полугодие 2024 года, но котировки всё ещё не очухались. Почему так происходит? Давайте разбираться вместе.
Сначала операционные результаты деятельности.
За 1 полугодие 2024 года производство агрохимической продукции выросло на 3,6% к уровню прошлого года и составило 5,9 млн тонн. Основной прирост пришелся на увеличение производства фосфорных удобрений и кормовых фосфатов на 4,7% — до 4,4 млн тонн.
Как я уже много раз писал: в Фосагро мне нравится именно тот фактор, что компания увеличивает свои производственные показатели на любом рынке и при любых ценах на удобрения. Поэтому кривая прибыли компании выглядит как спираль: каждый последующий спад прибыли приносит инвесторам гораздо больше денег, чем предыдущий. Иногда даже получается так, что «спад» оказывается в деньгах прибыльнее, чем предыдущий виток.
Так, Фосагро рапортует, что производство основных сырьевых ресурсов за 1 полугодие 2024 года выросло на 1,9% к уровню прошлого года в основном благодаря росту выпуска фосфорной и серной кислот на 3,9% и 3,2%, соответственно.
Транснефть весьма неоднозначно отчиталась о своих финансовых результатах по итогам 1 полугодия 2024 года. Позиция Трансухи в моём портфеле довольно значительная, поэтому давайте копнём поглубже и разберёмся что к чему.
Выручка выросла на 12,6% г/г до 717,2 млрд рублей. К сожалению, Транснефть не раскрывает операционные результаты с 2021 года, поэтому у нас нет данных по структуре выручки и понимания, какие сегменты приносят наибольший взнос в выручку.
Forbes со ссылкой на Центробанк сообщает, что у брокеров наступили тёмные времена: Во втором квартале 2024 года их чистая прибыль упала более чем в девять раз.
Так, в 1 квартале 2024 года чистая прибыль брокеров составила рекордные 29 млрд рублей. А во втором – уже 3 млрд рублей.
Доля прибыльных брокерских компаний за квартал снизилась с 72% до 69%. Рентабельность их бизнеса по ROE составила 17,3%, а кварталом ранее — 21,5%. Выручка также снизилась в квартальном выражении на 16%, до 21 млрд рублей.
Сильно пострадали отдельные брокеры. Например, БКС во 2 квартале зафиксировал убыток в 1,92 млрд рублей против прибыли в 1,96 млрд в 1 квартале. У Цифры брокера убыток 0,251 млрд против прибыли в 1,14 млрд.
В чём причина?
Главная причина, по словам ЦБ РФ, - это снижение активности розничных инвесторов. Эту активность регулятор оценивает на основании доли клиентов, которые заключили хотя бы одну сделку в течение месяца.
В первом квартале 2024 года доля активных клиентов составляла 11,6%, в среднем в месяц заключали сделки 3,8 млн человек.
НЛМК опубликовала отчёт за 1 полугодие 2024 года. Посмотрим, что он в себе скрывает. Тем более, что из трёх крупнейших публичных металлургов я держу акции именно этой компании.
Скажу сразу: отчёт выглядит лучше Северстали и ММК, несмотря на то, что все три металлурга отчитались в целом слабее, чем ожидались.
Операционных результатов компании не предоставили, но очевидно, что со 2 квартала 2024 года производство стали снижается – причиной являются дорогие кредиты, изменений логистики и снижение спроса после весьма прибыльного 2023 года.
Однако до июня цены на сталь продолжали расти, достигнув абсолютного максимума в 77,4 тысяч рублей за тонну, поэтому финансовые результаты в целом неплохие. Также НЛМК помог ослабевший рубль, который помог валютной переоценки экспорта. У НЛМК традиционно около 40% продукции шло за рубеж, а 60% — на внутренний рынок. Но как именно сейчас обстоят дела – увы, неизвестно.
Но давайте к финансовым данным.
Выручка увеличилась на 16,6% г/г до 517,8 млрд рублей. EBITDA подскочила на 8,5% г/г до 156,3 млрд рублей. Однако себестоимость реализации тоже сильно выросла – на 17,6%, т.е. больше выручки. В результате динамика валовой прибыли оказалась слабее.
Он красный сейчас у 90% участников рынка. В том числе и у меня! Внизу на картинке стоимость моего публичного портфеля, который я веду тут,за последний год.
Но я, в отличие от многих, не унываю, ведь продолжение мощной коррекции – отличный способ закупиться в долгосрок по низким ценам. Инфляция в любом случае отразится в стоимости активов (при их переоценке) и в прибылях компании (которые, упрощённо говоря, будут продавать то же количество товаров за большие деньги), т.е. в конечном счёте – в стоимости акций.
В инвесторской среде упорно циркулируют слухи, что 13 сентября Центробанк всё же не повысит ключевую ставку, а оставит на том же уровне. На самом деле, предпосылки для этого есть. И самая главная предпосылка – снижение уровня инфляции.
Так, индекс цен снизился с 27 августа по 2 сентября на целых 0,02% в недельном исчислении. Годовая инфляция снизилась до 8,9% год к году
Очередное заседание ЦБ РФ по ставке будет в пятницу, 13 сентября. Как и большинство, я ожидаю, что ставку либо повысят, либо оставят на том же уровне. О снижении ставки пока говорить рано, хотя темпы выдачи кредитов и ипотеки существенно замедлились, а недельная инфляция оказалась нулевой. Понятно, что из-за высокой ставки рынок акций находится под давлением. Но давайте посмотрим, бизнес каких компаний из-за высокой ставки оказывается чрезвычайно прибыльным – значит, их акции можно смело покупать в долгосрок, пока они стоят максимально дёшево.
Сбербанк (и в целом банки)
Сбер, впрочем, как и любой другой банк, находится в плюсе от высокого ключа, т.к. в него активно закачиваются депозиты, которые можно прибыльно инвестировать. Больше активов – больше прибыли. Конечно, остаётся риск недополучения прибыль из-за замедления кредитования, но причина высокой ключевой ставки – не монетарная, поэтому кредитование слишком сильно не замедлится.
Отмечу, что банки оказались в уникальной ситуации, когда любое движения ключа пойдёт им на пользу. Главное – следить за долей плохих кредитов (при высоком ключе просрочки вырастают) и за резервами.