

Многие сейчас ждут ослабления, а то и обвала рубля и роста инфляции на этом. А там ЦБ либо снова начнет повышать ставку, либо наплюет на инфляцию и будет спасать экономику. И привет турецкий сценарий.
Я придумал такой аналитический материал: график доллар-рубль с нанесёнными на него данными помесячной инфляции за соответствующий период:

Я взял очень характерное с этой точки зрения время – 2014 и 2015 года. Отметил на графике пять характерных этапов, выделив их зелеными прямоугольниками. Первый блок – там всё логично: рубль ослаб а инфляция выросла. Хотя там было введение первых санкций, и они могли оказать влияние на инфляцию. Второй блок – осенью доллар пошёл ещё выше, но инфляция держалась молодцом. Ну ладно, это можно объяснить сезонным снижением инфляции. Хотя оно случается не всегда. Например, в прошлом году его вообще почти не было, только в августе. Дальше идёт третий блок. Тут всё логично – максимальная инфляция за месяц 3,85% и максимум по доллару.
Когда я в очередной раз услышал о том что вклады там куда-то хлынут, мне вспомнилась ситуация из жизни на эту тему.
Для начала вопрос: в каком случае они могут куда-то хлынуть? Два основных варианта: либо обвал рубля, как было в 2008 году, когда случилось последнее бегство вкладчиков, либо обвал ставки. Бегство в доллар сейчас довольно сложно представить, потому что теперь нельзя купить доллары в любых количествах и где угодно (разве что в USDT уходить). Да и прямо обвал рубля представить довольно сложно. Обвал, не ослабление!
В каком случае возможно резкое снижение ставки? Мне видится только один вариант: когда всё будет совсем плохо в экономике, причём, это обнаружится достаточно неожиданно. А что в этом случае происходит? Снижение прибылей компаний, а то и банкротство, урезание зарплат и премий работникам, а то и увольнение. И тут я вспомнил, как лет 10 назад ко мне пришел знакомый, который работал в какой-то в иностранной компании. Она закрыла у нас в городе свое производство, и он остался без работы. У него квартира в ипотеке, Мерседес в кредите, а работу он найти не может. Можно было бы в Москву уехать, но знакомый не хотел бросать свою больную мать.
Интересную картинку увидел в одном канале, которая показывает темпы роста денежной массы. И они более-менее устойчиво снижаются с середины 2023 года, т.е. уже почти 2 года.

Из этого автор делает вывод,
что скоро мы увидим падение темпов инфляции в стране
Вообще-то текущая инфляция уже упала с конца прошлого года более чем в 2 раза. Что же еще нам надо увидеть? И это пишет обладатель международной степени Ph.D. (это доктор философии — высшая академическая степень в США и Европе)крупнейшей европейской бизнес-школы ESSEC (Париж, Франция), кандидат экономических наук (МГИМО), автор монографий по проблемам корпоративного управления в России и движения капиталов, ведущий известных экономических и финансовых программ на телеканале РБК-ТВ, инвестиционный аналитик и стратегический портфельный консультант ряда крупнейших международных и российских финансовых институтов с более чем двадцатипятилетним опытом практической работы на глобальных финансовых рынках.
Возможно, его монографии по проблемам корпоративного управления в России действительно крутые, и в этом равных ему специалистов нет нигде во Вселенной.
Сейчас, когда все ждут снижения ставки, а некоторые в связи с этим событием ждут и гиперинфляцию (или хотя бы рост инфляции), рост цен на активы, и прочая, и прочая, надо еще раз разобраться, из-за чего эти последствия могут наступить. И каков шанс этих событий. У меня по этому вопросу появилось несколько новых мыслей.
Еще недавно утверждение, что снижение ставок стимулирует экономику, было практически общепризнанным. Но эксперименты центробанков с низкими и даже отрицательными ставками заставили многих задуматься. Хотя, как мне кажется, задуматься об этом можно было еще тогда, когда Джон Мейнард Кейнс формулировал свою теорию (а происходило это во время Великой депрессии). Впрочем, задним умом мы все крепки, поэтому это не камень в огород Кейнса. Тем более, что сформулировал-то он всё корректно. Он утверждал, что когда ставка снижается, то инвестиционный спрос растет. Но это происходит при неизменной эффективности капитала, т.е. отдаче на вложенные деньги. Плюс надо вспомнить «эффект Пигу», который говорит о том, что при снижении цен у населения становится больше реальных денег, и это увеличивает потребление.
