Частичная остановка правительства США в декабре и январе прервала поток экономических отчетов, в том числе затруднила оценку потребительских расходов населения, на которые приходится 2/3 ВВП США. В связи с задержкой приходится цепляться за неофициальные, однако не менее информативные данные по товарам длительного пользования, например опрос банков по темпам роста автокредитов в их кредитных портфелях. Продажи автомобилей в том числе и в кредит более чувствительны к доходу, т.е. рост продаж должен сопровождаться ростом потребительской уверенности в будущем, что является прямым индикатором появления у потребителя надежной работы и ожиданий стабильных доходов.
Опрос ФРС коммерческих банков показал, что среди них растет доля тех, которые сообщали о снижении спроса на автокредиты в конце 2018 года. Чистая доля банков, в которых темпы роста автокредитов замедлились, составила 18.2%, в то же время 17.4% опрошенных банков заявили, что спрос на ссуды для потребительских целей также пошатнулся.
Процент банков, столкнувшихся с замедлением спроса на кредитные средства, стал максимальным с 2011 года.
Снижение темпов выдачи кредитов населению последовало за ухудшением индикаторов потребительских ожиданий, что позволяет провести между ними причинно-следственную связь. Индикатор настроения потребителей от У. Мичиган упал до 91.8 пунктов, минимального уровня с конца 2016 года:
Падение спроса на автокредиты приблизительно соответствуют общему падению объемов продаж примерно на 10% в годовом выражении.
Департамент торговли пока не сообщил, когда будут опубликованы данные по розничным продажам за декабрь, которые при нормальной работе правительства должны были выйти 16 января. Однако цифры представленные Motor Intelligence Research указали на падение спроса на транспортные средства в январе до 16-месячного минимума, позволяя получить представление о динамике спроса в США на товары длительного пользования:
Количество рабочих мест в январе выросло на 304 тысячи, оплата труда укрепилась, цены на топливо снизились, поэтому оценивая январские ожидания потребителей, можно предположить, что в них могли вмешаться сезонные факторы, взять хотя бы «опустошенность» после сезона скидок, месяца рождественских и новогодних трат. Спрос на ссуды на общие потребительские цели мог снизиться из-за достаточности собственных средств.
На восприятии экономических условий потребителями мог также сказаться шок на фондовом рынке США (S&P500 потерял 14% в четвертом квартале). Будучи инвесторами, домохозяйства могли негативно отозваться о сложившейся ситуации из-за снижения благосостояния, причем сделали это с некоторым лагом т.е. в январе.
Вспышка неприятия к риску соответственно могла отразиться на готовности к заимствованиям у населения. Если это так, то с восстановлением фондового рынка, индикатор потребительских ожиданий, должен также с некоторых задержкой перейти в рост. В связи с этим можно также предположить, что данные по розничным продажам, в случае негативного сюрприза не смогут препятствовать тренду на укрепление доллара.
Артур Идиатулин, компания Tickmill UK
Наш конкурс для ленивых Угадай NFP
PRO счет условия