Противостояние судоходства в Красном море разрастается. До середины января огромные суда, которые перевозят 12% мировой торговли нефтью по морю, в основном продолжали пересекать Суэцкий канал, даже несмотря на то, что атаки йеменских боевиков-хуситов отпугнули большинство торговых контейнеровозов. Сейчас ситуация меняется таким образом, что может посеять раздор в одном из наиболее устойчивых альянсов мирового нефтяного рынка: России и Саудовской Аравии.
Количество танкеров в канале сократилось более чем на 50% за неделю, начавшуюся 15 января, по сравнению с предыдущей неделей, по данным поставщика данных о судоходстве AXSMarine.
Фрахтовые ставки для танкеров выросли на 30% с середины декабря, но слабый экономический рост и глобальный переизбытокоткрывающий новые возможности превышения предложения нефти над спросом, также могут ослабить инфляционные последствия блокировки. Что более очевидно, так это последствия для тех экспортеров, которые активно пользуются Суэцким каналом, таких как Россия. Согласно исследованию S&P Global Ratings, в первой половине 2023 года поставки нефти из России составили около 75% от объема перевозок нефти по южному направлению Суэцкого канала, большая часть из которых предназначалась для Индии и Китая.
Перед российским нефтяным танкером, направляющимся в Китай или Индию, встает все более сложный выбор. По сравнению с гораздо более длинным маршрутом вокруг Африканского мыса Доброй Надежды, канал взимает плату за транзит, но сокращает время в пути почти на две недели. Хотя страховая премия за танкеры, проходящие через Аденский залив, варьируется от судна к судну, на фоне текущей напряженности она выросла примерно до 1% от страховой стоимости, по словам аналитика AXSMarine Николаса Занникоса. Для Suezmax, крупнейшего судна, способного пройти Суэцкий канал с полной загрузкой, это означает, что
общая стоимость барреля нефти для обычного рейса между российской нефтебазой Приморск на Балтике и индийским портом Сикка выросла до 4,24 доллара.
Если страховая премия вырастет до 1,8%– что может произойти в случае дальнейшей эскалации напряженности, поездка станет такой же дорогой, как 4,74 доллара за баррель при прохождении через Африку, без учета более высоких расходов на фрахт или топливо. Это означает, что с точки зрения Китая или Индии, российская нефть будет дороже, или и то, и другое. Для президента России Владимира Путина не является пустяковым вопросом насколько это конкурентоспособно – с начала СВО на Украине Китай купил российской нефти на 63 миллиарда евро (69 миллиардов долларов), в то время как Индия импортировала 42 миллиарда евро, по данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха.
Саудовская Аравия пытается поддержать цены на нефть, способствуя значительному сокращению поставок, создавая внутренние трения внутри Организации стран-экспортеров нефти и таких игроков ”ОПЕК +", как Россия, с которой она сотрудничает с 2016 года. Увеличение объемов продаж на Дальний Восток укрепило бы финансы, которые пострадали из-за решения Саудовской Аравии взять на себя большую часть сокращений.
Уже есть признаки сдвига. За последние шесть месяцев на российский экспорт приходилось около 20% экспорта в Китай и Индию, в то время как на саудовский в среднем приходилось 15%, показывают данные Vortexa. Но за последние два месяца российский экспорт сократился примерно до 18%, в то время как доля Саудовской Аравии на рынке увеличилась примерно до 16%. Ранее в этом месяце Saudi Aramco открывает новую вкладку снизила отпускные цены в Азии до уровней, которые в последний раз наблюдались в ноябре 2021 года.
Любой всплеск соперничества между наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману и Путиным может еще больше поставить под сомнение единство ОПЕК. Горячая точка не будет беспрецедентной. Когда в 2020 году разразилась пандемия, Россия резко отклонила предложение ОПЕК о сокращении добычи, и последовалаценовая война с Саудовской Аравией, открывается новая вкладка.
Эта ссора привела к обвалу цен на нефть до 20 долларов за баррель. Поскольку хуситы будоражат Красное море, а цены в настоящее время колеблются на уровне 80 долларов за баррель, такая развязка далека. Но охлаждение российско-саудовских отношений может оказаться одним из очевидных последствий напряженности в Красном море в 2024 году.
www.reuters.com/breakingviews/red-sea-oil-tension-may-revive-russia-saudi-spat-2024-01-22/