- Выручка: 204 769 млн. (+54%)
- Скорр. EBITDA: 36 528 (+33%)
- Прибыль: чистая 7 681 (-83%), скорр. – 3 366 (-33%)
Темп роста хороший, но другого мы и не ждали. Что выделил для себя в этот раз:
✅Общая выручка за 9мес’23 уже обогнала полный 2022 год
🔹Перекос по чистой прибыли г/г – результат продажи Дзена и Новостей в 2022. Скорр. прибыль в небольшом плюсе, но это очень творческий пункт, в случае с Яндексом большого внимания он не стоит
🔹
Поиск и портал: чуть замедлились темпы роста кв/кв, но и база уже высокая. В целом, темп остается хороший
⚠️
Маркет: GMV растет
медленнее,
чем у Озона, и при этом с гораздо более низкой базы (в 3+ раза меньше). Вывести свой маркетплейс в первый эшелон Яндексу сейчас вряд ли по силам – вопрос в том, сможет ли он закрепиться как лидер своего второго эшелона и выйти здесь на прибыль?
⚠️
Такси остается прибыльным и растет, но начинает немного буксовать: есть проблемы с автопарком эконом-класса и с притоком кадров. Все еще зарабатывает достаточно, чтобы тащить на себе убыточный Маркет, аппетиты которого тоже растут. Но с такой динамикой в следующем году ситуация может стать сильно хуже
🔹
Парк самокатов почти утроился год к году до 56 тыс. – тут назревает конкуренция Вушу (
год назад перед IPO парк у Вуша был чуть больше 80 тыс. – цифра вполне сравнимая). Не знаю, насколько серьезно настроен Яндекс в этом сегменте, но при желании – ресурсов, чтобы задавить конкурента в ценовой борьбе у него более, чем достаточно
🔹Операционно хорошо идут дела в сегменте Путешествий (делят поляну Букинг-кома) – доля бронирований через Яндекс в этом сезоне стала одной из самых больших среди всех агрегаторов, конкурентом остался только Островок. Агрессивно растущая доля рынка – явно убыточный процесс (реклама + скидки за свой счет), но посмотрим что в итоге из этого выйдет
🔹«Плюс» закрепляется в качестве не-убыточного сегмента. Пока видим только положительную ебитду, прибыль если и есть, то околонулевая, но дальше будет только лучше
👉
Итого, идея с разделением остается актуальной – подтвердили, что конкретика будет до конца 2023 года. Свою позицию планирую держать до развязки, а вот дальше будем смотреть на детали разделения
И еще один важный момент, о котором я начинаю думать все чаще – что ранее высокая оценка Яндекса была во многом обусловлена его уникальностью в IT-секторе Мосбиржи
За это компании можно было прощать и отсутствие распределения прибыли в пользу инвесторов при мощном ее распределении в пользу сотрудников, и отсутствие любой конкретики по инвест-проектам при огромных вложениях в эти самые проекты
Но с лета здесь начали появляться другие интересные тикеры –
Астра, Софтлайн, возможно Диасофт – которые тоже обречены на рост в ближайшие 1-2 года минимум, а кроме того имеют более простую и открытую финансовую часть, без «темных пятен» в отчетности и лишнего пафоса. На их фоне Яндекс уже не выглядит таким special snowflake, и спрос с него в итоге будет на общих началах, без всяких премий за статус
✅
Мой телеграм, где много интересного: https://t.me/mozginvest