Блог им. gofan777
Появилась информация о том, что финтех-сервис CarMoney планирует получить листинг на Московской бирже. Материнская компания в лице ПАО «Смарттехгрупп» 9 июня изменило форму с АО на ПАО, а неделей ранее был зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг (обыкновенных акций) в количестве 600 млн штук. Совет директоров тоже сформирован.
📝 Представители эмитента дали интересное интервью Тимофею Мартынову, основные тезисы которого приведу ниже.
✔️ Основными инвесторами ожидаются физические лица, институциональные игроки тоже могут подключиться, но скорее всего позже.
✔️ Целью проведения IPO является наращивание собственного капитала для удовлетворения нормативов со стороны ЦБ. Долговое финансирование этого не решает. На текущий момент это единственное, что сдерживает кратный рост компании.
✔️ Бизнес входит в ТОП-10 МФО (микрофинансовых организаций) по размеру чистой прибыли и портфеля. По оценке Антона Зиновьева (основатель компании), они находятся в смежном сегменте между МФО и банковским сектором — займы CarMoney по своим параметрам ближе к потреб кредитам и далеко не микрозаймы (средний займ CarMoney — 300 тыс (максимальный до 1 млн), ставки от 40%, срок до 4 лет)
✔️ В силу удобства регистрации и гибкости организационно-правовой формы МФО, эмитент выбрал именно ее для осуществления своей деятельности. Однако бизнес-модель компании и сам залоговый продукт по всем параметрам ближе к банковскому кредитованию, чем к микрофинансированию.
✔️ Основным направлением деятельности является выдача займов под залог автомобиля, причем само транспортное средство остается у владельца, в отличие от ломбарда.
✔️ Средняя ставка по портфелю выданных кредитов сейчас составляет 80% (оперируют от 40% до 100%), сегмент беззалоговых привычных всем МФО начинается с уровня ставок в 100% и выше. Рассчитывают, что размещение позволит CarMoney снизить размер средней ставки.
✔️ Потенциальный рынок займов под залог авто может составить до 132 млрд руб., из которых сегодня 4% приходится на CarMoney, 2% суммарно на небольшое количество конкурентов и 94% — незанятая ниша.
✔️ Доля просроченной задолженности на данный момент составляет 13-15%. Ставка по кредиту зависит от риска заемщика и для каждого клиента определяется индивидуально. Для этого используются собственные технологические решения.
✔️ В случае невозможности выплатить кредит в срок, клиент вправе самостоятельно реализовать свой автомобиль или воспользоваться услугами компании.
✔️ За счет наличия залога (автомобиля), риски невозвратов гораздо ниже, чем в традиционных МФО.
✔️ Крупных конкурентов у бизнеса на данный момент нет.
✔️ Структура финансирования делится на 3 части: 1,75 млрд руб. привлечено от кредиторов (инвестзаймы — стандартный инструмент привлечения финансирования для МФО) со средней ставкой 18%, 827 млн руб. привлечено с продажи облигаций со средней ставкой 17,2% и 300 млн руб. привлечено в виде банковских кредитов со средней ставкой 14,5%.
📌 Дивидендная политика есть, ее опубликуют ближе к дате IPO. Сама дата пока тоже обсуждается, но может быть очень скоро.
📌 Текущий кредитный рейтинг компании «BB-», планируют в перспективе его повышать, в том числе за счет увеличения достаточности капитала через привлечение средств с IPO.
Если компания проведет IPO, то это будет второй выход на биржу в текущем году. Ждем более детальной информации по размещению и там разберем детально, насколько участие может быть интересным. Пока можно посмотреть эфир — там много интересных особенностей сектора, отличие залоговых и беззалоговых моделей, влияние регуляторных изменений.
Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб