«Разруха не в клозетах, разруха в головах..» Эта бессмертная цитата героя великого Булгаковского произведения «Собачье сердце»-профессора Преображенского в последнее время приходит в голову в своей экономической интерпретации -«Разруха не в экономике....».
Ну вот одна из таких умственных разрух-это утверждение о пользе слабой валюты для экономики. Разумеется применительно к отечественной, что и было озвучено сегодня в одном из топиков на смарт-лабе.
Попробую развенчать этот миф.
Сначала небольшой перечень самых крепких валют:
Бахрейнский динар,
Швейцарский франк,
Кувейтский динар, гонконгский доллар, японская иена ну и далее наши старые знакомые доллары-американские, канадские, австралийские, фунты стерглингов, евро.
Сразу напрашивается вопрос апологетам слабой валюты-как же так, сильные валюты как раз у тех стран, где уровень жизни многократно превышает обитателей зоны аргентинского песо или парагвайской гуарани?
Но это лирика. Основной аргумент мифотворцев пользы слабой валюты-это снижение конкурентоспособности национальной экономики. Но факты вещь упрямая, а они такие:
При ВВП США на уровне около 25 трлн. долларов в 2021 году экспорт составил чуть выше 2трлн., или в пределах 10% ВВП. В 1970году доля экспорта в ВВП США была около 4%. Но разве кто-то может сказать, что при долларе 70го года (на порядок более сильного чем доллар сегодня) американская экономика была слабой? Да и сегодня экспорт-не самая значимая для формирования ВВП статья Америки.
В Японии 60% ВВП формируется ЛИЧНЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ. Ну а работа в Бахрейне-мечта любого экспата именно благодаря сильной валюте.
Слабая валюта означает низкий и постоянно снижающийся внутренний платежеспособный спрос, который и формирует здоровую экономику гармонично развивающегося государства. Это уменьшающаяся покупательная способность, которая запускает порочный круг-меньше спрос-меньше производство-меньше доходы-дальнейшее уменьшение спроса.
Слабая валюта- это дестимулирование внутреннего накопления и инвестиций-перманентный бич отечественной постсоветской экономики.
При этом доля экспорта в Российском ВВП- около 30%. Ну а как такая экспортная ориентированность убийственно действует при определенных условиях мы наблюдаем сегодня. Ну для СССР такая же зависимость от экспорта углеводородов, его превалировании над формированием внутреннего платежеспособного спроса вообще оказалось одним из решающих факторов кончины государства.
Сильная национальная валюта помимо роста внутреннего платежеспособного спроса еще и снижает издержки по производству хай-тех товаров внутри страны, за счёт снижения доли стоимости закупок высокотехнологичного импортного оборудования в итоговой себестоимости товара.
Так что проблема отечественной экономики в первую очередь в головах, а не в экономике. Особенно это ярко заметно, когда такой политический тяжеловес как г-жа Матвиенко высказывает озабоченность, что в России гвозди не производят… ну да, на уровне гвоздей, носков и трусов там видимо всё и застряло, но не будем уподобляться...
Всем здоровья и удачи в инвестициях!
Курс йены к доллару 0,007691
К евро 0,007296
К рублю 0,5468
(дополнение: к швейцарскому франку, который вы также указываете в «перечне крепких валют» — 0,00746; разве может одна крепкая валюта иметь такой курс по отношению к другой крепкой валюте?)
А ещё знаменитое «японское экономическое чудо» закончилось именно после так называемых «соглашений Плаза», в результате которых йена была искусственно укреплена к доллару, из-за чего японские товары стали менее конкурентоспособны на международном рынке.
И, простите, ВВП формируется личным потреблением — это как? ВВП — внутренний валовой продукт, то есть конечная стоимость товаров и услуг, произведённых экономикой. Да и хотелось бы увидеть источники всех этих данных.