Блог им. InvestHero
C начала года цена на алюминий выросла более чем на 50% до $3200 за тонну. Это произошло на фоне стагнирующего предложения в Китае и стремительного роста цен на электричество в последние месяцы. Алюминиевая отрасль потребляет очень много электричества (~30-35% — доля затрат на электричества в структуре издержек). Поэтому сейчас производители алюминия работают с низкой рентабельностью.
В этой статье расскажем о:
Мировое потребление алюминия за 2020 г. составило ~64,6 млн тонн. Из них 16,3 млн тонн (~25%) пришлось на строительный сектор. Этот материал стал очень востребован при постройке офисных небоскребов, торговых и выставочных центров для придания городу более современного облика.
Следующая по значимости отрасль — транспортная, которая в 2020 г. потребила ~15,5 млн тонн металла (24%). Большая часть потребляемого алюминия приходится на автомобильную промышленность (~10-12 млн тонн), а остальное — на морские суда, самолеты, поезда и космические корабли. Большая популярность этого металла в транспортной индустрии обусловлена его свойствами: легкость, пластичность и прочность.
На фольгу, упаковку и потребительские товары (алюминиевые банки) пришлось ~13,9 млн тонн (22%) металла.
В энергетике за 2020 год было потреблено ~7 млн тонн алюминия (11%). Этот металл используется при создании проводов для высоковольтных линий передач. Небольшой вес алюминия позволяет снизить нагрузку на опоры электросетей и увеличить расстояние пролетов между ними.
Оставшаяся часть потребления за 2020 г. пришлась на машиностроение (9%), зеленую энергетику, которая включает в себя электрокары, солнечные панели и ветряки (4%) и прочее (4%).
Транспорт
В среднем при производстве одной машины используется 150–200 кг алюминия. По итогам 2019 г. средняя цена автомобиля, по версии Edmunds, составляла ~$36’000. Общая стоимость металла при цене 1’800$/т. составляла ~315$ за автомобиль (0.88% от выручки). Текущая средняя стоимость автомобиля находится около 40’000 $. Общая стоимость алюминия при текущей цене (3’200 $/т.) составляет ~525$ (1,31% от выручки). Доля себестоимости алюминия выросла на 0.44 п.п. На наш взгляд, это незначительно, и текущий уровень цен для автомобильной промышленности вполне комфортный.
Рассмотрим потребление алюминия в авиаотрасли на примере Boeing 737. При производстве одного самолета используется ~32 тонн алюминия. В 2019 г. стоимость такого самолета составляла ~$47,8 млн. При цене алюминия в 1’800$, доля себестоимости алюминия в выручке составляла ~0,12%. Текущая цена самолета составляет ~$47,8 млн. При текущей цене алюминия (3’200$/т.), доля себестоимости, по нашей оценке, вырастет на 0,05 п.п. до 0,17%. Мы считаем, что доля себестоимости алюминия при производстве самолета незначительна и текущий уровень цен на алюминий для авиаиндустрии комфортен.
Строительство
Средняя доля себестоимости ресурсов от выручки при постройке здания составляет ~30-35%. Большую часть занимает сталь и железобетон. На алюминий приходится незначительная доля. Поэтому мы не считаем, что текущие цены на алюминий критичны для строительного сектора.
Энергетика
При прокладке линий электропередач можно использовать алюминий и медь. Алюминий по электропроводности уступает меди. Но чтобы пропускать ток такой же силы, что и медный, алюминиевый провод можно сделать по сечению в 1,5 раза больше медного. При этом такой провод будет иметь вдвое меньший вес, чем медный, а стоимость тонны меди в ~3 раза больше стоимости тонны алюминия. В итоге использовать алюминиевые провода в более чем в 6 раз дешевле, чем медные. Поэтому, текущий уровень цен на алюминий комфортный для использования металла в энергетике.
Алюминиевые банки
На примере производителя Coca-cola мы разобрали, как повышение цен на алюминий влияет на платежеспособность спроса со стороны потребительских товаров. Ежегодно Coca-cola производит 2,5 млрд алюминиевых банок. Средний вес банки составляет ~25 г. В перерасчете на тонну Coca-cola потребляет ~60 тыс. тонн алюминия. В 2019 г. при цене алюминия 1’800 $/т. издержки на алюминий составили ~$113 млн. При текущей цене алюминия и таком же производстве алюминиевых банок издержки выросли до ~$188 млн. Мы считаем, что такая цифра незначительна при LTM выручке (выручка за последние 12 месяцев) в $36,4 млрд.
Мы прошлись по основным отраслям, которые потребляют алюминий и выявили, что текущий уровень цен на алюминий (3’200$/т.) является комфортным. Платежеспособный спрос на алюминий сохраняется.
Во 2 квартале 2021 г. кривая производственных издержек находилась на уровне 2’000-2’250$ за тонну, что при норме рентабельности 15-20% соответствовало фундаментальной цене алюминия 2’350-2’650$/ за тонну. Однако в 3 квартале цены на электричество в среднем в Европе выросли в 2–3 раза. Это, по нашим расчетам, должно поднять кривую издержек на 600-700$, так как затраты на электричество составляют ~30-35% в структуре издержек производителей алюминия. Мы считаем, что текущий уровень цен на алюминий фундаментально обоснован со стороны кривой производственных издержек на алюминий.
Мы ожидаем, что текущие высокие цены могут задержаться на 2-3 квартала на фоне высоких цен на электричество. Однако по мере выхода мировых экономик из энергокризиса кривая производственных издержек на алюминий вернется к своим прежним значениям (2’000-2’250 $/т.). Это, в свою очередь, должно вернуть цены на алюминий в районе 2’500-2’750 $/т. по мере стабилизации цен на энергоносители.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Марком Пальшиным
Ключ такого риска — в технологической цепочки отрасли. Производство алюминия не только ОЧЕНЬ энергоемко, оно ещё и очень инерционно. Ключевые производители алюминия не могут себе позволить резко нарастить объемы производства. И резко их сбавить тоже не могут — у них резко вырастает доля внепроизводственных костов — запасы не переработанного сырья и штрафные санкции за невыбор объемов энергетики. То есть эластичность экономики производства — никакая, производителям придется поддерживать достигнутый уровень производства.
А при торможении спроса (даже не резком и не очень существенном), это логично что очень быстро приведет к ценовой конкуренции и даже к демпингу. Ну и в финале, как в отрасли часто бывает, это закончится тем, что «самый слабый из стада умрет и его сожрут волки».