Блог им. gofan777

Нефтяной сектор. Часть II.

Первая часть обзора нефтяного сектора получилась достаточно большой (можно почитать ТУТ), в этот раз постараюсь немного сократить рассуждения, но затронуть основные моменты.
В связи с большой загруженностью, связанной с сезоном отчетностей по основной работе в конце года, свободного времени было не очень много. Сейчас еще готовлюсь к предстоящему вебинару 25 октября, где я расскажу о своем подходе к инвестированию, как удается совмещать основную работу и фондовый рынок и многое другое. Кому интересно, приходите буду рад вас видеть (ССЫЛКА).

Электромобили VS ДВС
Теперь рассмотрим острый вопрос вытеснения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электромобилями.
Ниже приведена диаграмма за 2017 год по продажам а/м в мире, где электромобили занимают всего 1,3%, а автомобильный парк составляет 0,3%.
Нефтяной сектор. Часть II.

Но это временно, скажите вы, тогда обращаемся к правой диаграмме, где показан прогноз изменения потребления нефти по отраслям. Незначительное сокращение использования нефти для легковых а/м перекрывается спросом на нефть в нефтехимии, авиации, морском и грузовом транспорте.
Я примерно так же отношусь к разговорам о замещении ДВС со стороны электромобилей. Основная деятельность у меня связана как раз с электроникой и робототехникой, по опыту могу сказать, что на данном этапе развития, аккумуляторы еще очень ненадежные и у них резко увеличивается износ при низких температурах. Бывает и такое, что емкость ячейки не соответствует заявленной, иногда на порядок, а аккумулятор в автомобиле состоит из сотен, если не тысяч ячеек (рассматриваем LI-ION аккумы). Часть ячеек соединяют последовательно для увеличения напряжения, а часть параллельно, для увеличения емкости. Так вот, одна бракованная ячейка выведет аккум из строя гораздо быстрее его заявленного срока службы. Так же нужно учитывать постоянные циклы заряд/разряд, даже у самых хороших аккумов этот показатель не превышает 500 циклов, после чего начинает падать полезная емкость. К вопросу экологичности электромобилей, на сколько мне известно, в РФ не умеют утилизировать такие (да и любые другие) аккумуляторы, нет заводов, их просто складируют в запаянных металлических контейнерах в ожидании, что такие заводы рано или поздно все-таки появятся. А многие недобросовестные сервисные центры могут такие аккумы утилизировать, закапывая в землю, так о какой экологичности электромобилей тогда может идти речь?
С другой стороны, в этом направлении двигаться нужно, но на это потребуется не 10 и даже не 20 лет, чтобы хотя бы на 30% заместить авто с ДВС.
К чему вся эта лирика? А к тому, что нефть в ближайшие годы будет так же востребована, как и сейчас. Есть вероятность, что придумают новые аккумуляторы, как в фильме «Терминатор», вроде топливных элементов в виде мини реактора, вот тогда и вернемся к вопросу потребности в нефти снова.

Сейчас заглянем в Газпромнефть
Как и в случае с Лукойлом, оценим доказанные запасы углеводородов.
Нефтяной сектор. Часть II.

Вспоминается позиция Лукойла, как лидера по доказанным запасам. Я обещал проверить это суждение, что сейчас и сделаю.
Доказанные запасы Лукойла составляют 16 млрд. барр. н.э, у ГПнефти 1522 млн т. н.э. Переведем тонны в баррели и получим, что у ГПнефти доказанные запасы составляют примерно 9,6 млрд. барр. н.э. Пока у Лукойла действительно почти двукратное преимущество.
Тем не менее, при средней добыче в 90 млн. т. н.э. у ГПнефти, доказанных запасов хватит на 15+ лет.
Посмотрим на динамику добычи углеводородов:
Нефтяной сектор. Часть II.

С 2013 года добыча выросла почти на 43%. По планам самой компании, к 2025 году ожидается выход на добычу в 100 млн. т. н.э. Как видно из диаграммы, при росте добычи, доказанные запасы практически не сокращаются, в отличии от Лукойла. Это происходит в следствии того, что компания ежегодно открывает новые месторождения, доказанные запасы которых покрывают объемы добычи.
Газпромнефть сейчас изучает возможности разработки Баженовской свиты, запасы которой по предварительным оценкам могут достигать более 60 млрд. т. н.э… (http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1509341/)
«В минувшем году мы открыли «Технологический центр Бажен», задачей которого является создание технологий и оборудования для разработки баженовской свиты. Успех этого проекта имеет огромное значение для всей нефтяной отрасли России.»
А. Дюков

Нефтяной сектор. Часть II.

У баженовской свиты огромный потенциал. В результате разработки необходимых технологий уже к 2025 г. объем добычи нефти из баженовской свиты достигнет 10 млн т. в год, из них 2,5 млн т. будет приходиться на долю «Газпром нефти». Вопрос, какая будет себестоимость этой нефти и сколько к тому времени будет стоить нефть?

География деятельности
Компания работает в крупнейших нефтегазоносных регионах России. Кроме того, «Газпром нефть» реализует проекты в области добычи за пределами России – в Ираке, Венесуэле и других странах. Основные перерабатывающие мощности Компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии.

Нефтяной сектор. Часть II.

География достаточно обширная, что диверсифицирует риски, теперь сравним, какой объем сырой нефти компания продает и какой объем перерабатывает на собственных НПЗ.
Нефтяной сектор. Часть II.

Нефтяной сектор. Часть II.


Как видно из диаграмм, динамика переработки нефти падает, а динамика продажи сырой нефти растет. Снижение переработки в первую очередь связано с модернизацией собственных НПЗ и плановыми кап. ремонтами. В продажах сырой нефти доминирует экспорт, что не удивительно с ростом стоимости нефти:
Нефтяной сектор. Часть II.

Так же на увеличение экспорта сырой нефти в перспективе будет влиять налоговый маневр, который я описывал в предыдущем обзоре. Нужно дождаться окончательных решений по возмещению убытков от налогового маневра для НПЗ и потом сделаем выводы.
По годовым отчетам строим прогноз, но при этом продолжаем следить за динамикой из промежуточных отчетов. За 1 полугодие доля переработки нефти на НПЗ вновь начала рост:
Нефтяной сектор. Часть II.
Так же подросла глубина переработки:
Нефтяной сектор. Часть II.
В прошлом обзоре я так же писал свое мнение, почему выгоднее продавать готовые продукты, а не сырье, как для экономики, так и для компании в целом.

Нефтяной сектор. Часть II.

Производственные показатели растут, это показатель работы менеджмента и компании в целом. В связи с тем, что на выручку влияют 2 фактора, рост объема продаж и рост цены продаж. Последний фактор при этом невозможно предсказать (пример Фосагро).

АКТИВЫ

Нефтяной сектор. Часть II.


Здесь график говорит сам за себя, мне нечего добавить.

ВЫРУЧКА

Нефтяной сектор. Часть II.

Выручка растет, а мы уже убедились, что это не только благодаря росту цен на нефть, но и за счет роста добычи нефти и газа. Стоит так же отметить, что из-за сделки с ОПЕК наши добывающие компании не могут сильно наращивать добычу, но рост цен на сырье немного сглаживает этот фактор.

Чистая прибыль и денежный поток
Нефтяной сектор. Часть II.

В 2017 году был новый максимум.

EBITDA и Чистый долг
Нефтяной сектор. Часть II.

EBITDA растет с 2015 года, чистый долг незначительно снизился, отношение ND/EBITDA ниже 1.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Нефтяной сектор. Часть II.


За 1 полугодие виден рост, можно на него не обращать внимания, т.к. EBITDA взята LTM, а выручка только за полгода, не стал пересчитывать. До 2017 года видно, что рентабельность капитала выше 10%, в пиках приближается к 20%, для нашего рынка это отличный показатель.

Ну и самое сладкое, это дивиденды:
Нефтяной сектор. Часть II.

Компания стабильно платит около  25% чистой прибыли в виде дивидендов, при этом, практически все в отрасли платят 50%+ дивидендов от ЧП. В связи с хорошими доходами в этом году и ростом чистой прибыли, Дюков говорил, что есть вероятность выплаты 35% от ЧП за 2018 год, но будет зависеть от решения совета директоров.

Лично я держу ГПнефть, держу уже почти 2 года с момента первой покупки. Акция занимает около 5% в портфеле.

Нефтяной сектор. Часть II.

Мы видим, что Роснефть обращается в ФАС на Лукойл, пытается укусить его, недавнее прошлое показывает, что такие укусы могут плохо кончится. Я не думаю, что Лукойлу что-то грозит, но есть риски, в связи с чем немного сократил долю, правда у меня в портфеле цена удвоилась и сократить на 5000 руб было разумное решение. По ГПнефти пока есть только один риск, что сам Газпром выкупит принудительно акции, его доля 95+%, имеет полное право. Но с другой стороны, из-за низкого FREEFLOAT компанию не покупают крупные фонды, благодаря чему акция не сложится в разы в случае очередного кризиса. Но по текущим ценам не докупаю, буду ждать когда припадет хотя бы на 350 руб.

Всем успешных инвестиций!
И еще раз напоминаю, всех желающих приглашаю на бесплатный вебинар.

★11
19 комментариев
Крутой обзор! Спасибо
avatar
Жека Аксельрод, спасибо за отзыв )
Автор даже не знает о чем пишет… сразу видно в нефтегазе не знает. Спроси почему газпромнефть начала расти — я отвечу. Сам держу ее акции.
avatar
Алекс Убилава, почему газпромнефть начала расти?
avatar
SkyT33, во-первых завершились капексы по многострадальному проекту — Приразломная. Правда уже в этом году был новый тендер на реконструкцию платформы… Далее пошли возвраты по месторождению — Мессояхское ( еще один крупнейший проект в зап. сибири — проектный офис тюменский. Далее масло джи-энерджи заняло долю рынка. Наконец компания начала производить и продавать судовые масла. Ну и вишенка на торте — завершение мега проекта Зенит арена на 60 млрд. Если кто не знает — Дюков для Зенита как Федун для Спартака.
avatar
Алекс Убилава, благодарю за развернутый ответ!
avatar
Алекс Убилава, Как вы занятно сами себя спрашиваете...

avatar
Все, что на аккумуляторах не перспективно? Пойду скажу директору что надо сворачивать производство беспилотников на аккумуляторах. Эх, так все было замечательно. И тут какой то умный человек написал, что они деградируют… Жаль… :))) Шучу, конечно. Просто бросаю читать всякую каку :))) Не знаю, какие там Вы аккумуляторы используете, но у нас все в порядке. Аккумуляторы Li-Po. Банки надо выравнивать. На предприятии заведите спеца по аккумам, пусть он компонует. Китайские низя! :))) Лучше переделать.
avatar
Trendovik, аккумы я рассматривал в рамках автомобилей. Когда на улице -20 вы часто беспилотники запускаете, они у вас на открытом воздухе обычно находятся?
Георгий, Нет, конечно. Когда он на зимой на Ямале для ортофотоплана съемку местности делает, мы для него специальный павильон отапливаемый строим :))) На весь полетный маршрут :)))
avatar
Trendovik, ну а представьте зимой в -20 нужно поехать на электрокаре, на старте будет большой ток и на сколько такцих циклов хватит аккума? В условиях, где температура не падает ниже 10 градусов все ок, но и выше 40 градусов аккам тоже придется не сладко. Пока авто работает, можно сделать охлаждение, а пока стоит, ничего уже не сделаешь.
Георгий, Давайте не парить друг другу мозг. Мой опыт показывает, что электро БПЛА-самолеты отлично летают на аккумах зимой и на Ямале и вдоль нефтепроводов и газопроводах при температурах ниже 30. Ваш, что автомобили не работают при таких температурах. Я не спец по электромобилям, не сталкивался. И не спец по разработке аккумуляторов, у нас специальные люди этим занимаются. Да. Деградация есть. Но экономически более выгодно производить электро БПЛА, чем бензинки уже несколько лет. Легче делать. Дешевле обслуживать. Надежнее в эксплуатации.
avatar
«К вопросу экологичности электромобилей, на сколько мне известно, в РФ не умеют утилизировать такие (да и любые другие) аккумуляторы»

А причем тут РФ? Рассматривается мировое потребление, а потом вот такие дрова " В РФ не умеют"
avatar
надоело, а в каких странах активно перерабатывают аккумуляторы и какая доля этих стран с точки зрения спроса на нефть?
Георгий, в гугле забанили?

"Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США — около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии — около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором."
avatar
надоело, ну вот, я и говорю, что утилизировть аккумы почти нигде не умеют это очень дорогой процесс. Их никто не будет отправлять в США или ЕС на утилизацию, а вопрос экологичности остается открытым.
Георгий, а) умеют б)дорого -дешево вопрос политики. В Австралии и США видимо дешевле, чем в ЕС. 80% переработки это  4/5 вобще всех аккумуляторов, батарей и т.д. 4/5 Карл!!!
И то что не умеют в РФ это проблемы собственно РФ, а не всего мира.
avatar
Все это замечательно, но текущие котировки уже заглянули в светлое будущее и оценивают дивы уже примерно на уровне 50% от текущей чп. Т.е. в условиях ограничения добычи либо цена бареля должна расти к сотне, либо менеджмент должен не затягивая повышать процент отчислений. Если же ни то ни другое, то дальнейший рост уже не столь очевиден. Хотя и сложиться не должны.
avatar
Саша Пушкин, согласен, если дивы оставят на уровне 25% от ЧП акция скорректируется немного, но появится возможность добрать ).

теги блога Георгий Аведиков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн