Блог им. VNikitin
Перспективы газа и нефти в России всё же разные. Если по газу всё преимущественно безоблачно на любом горизонте, то по нефти ситуация достаточно быстро меняется.
Растёт доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). По состоянию на декабрь 2024 доля ТРИЗ в структуре запасов нефти превысила половину (52%). В структуре добычи нефти в прошлом году ТРИЗ составили 32%. И эта доля будет расти каждый год. Оценочно уже к 2030 году ТРИЗ будут составлять 80% от структуры добычи.
Всё это увеличивает себестоимость добычи. Многие новые проекты добычи будут запускаться исключительно с существенными налоговыми льготами.
Экспорт нефти с 2022 года сталкивается с общеизвестными трудностями. Дисконт в порту покупателя и резко выросшее плечо транспортировки морем обрушили маржинальность нефтеэкспортной модели для добывающих компаний.
Определённую релаксацию условий для добывающих компаний в будущем принесёт угасание сланцевой революции в США и окончание СВО. Однако экспорт сырой нефти вероятно по-прежнему будет сталкиваться с ограничениями, начиная с отсутствия потоков российской нефти в ЕС.
Внутренний топливный рынок сталкивается с трудностями в части обеспечения топливом. Снижение в будущем аварийных простоев НПЗ в эпоху пост-СВО будет накладываться на рост внутреннего спроса топлива. Если в части дизельного топлива в эту эпоху будет снижение за счёт ухода военного спроса, то автомобильному бензину и керосину стоит ожидать рост. Оба этих рынка сейчас сдерживаются ограничениями в поступлении на рынок новых транспортных средств. Легковых автомобилей ввиду высокой ставки кредитования и гражданских авиалайнеров ввиду ожидания завершения лётных испытаний почти всей линейки самолётов. Стоит отметить, что в России кроме московской агломерации всё ещё относительно невысокая автомобилизация населения и частота авиаперелётов. Рост доходов приведёт к кратному темпу роста данных рынков и соответственно спросу на топливо для двигателей данных транспортных средств.
Всё это говорит, что нефтяной рынок России всё больше будет разворачиваться от модели экспорта сырой нефти за рубеж к модели переработки нефти в России и преимущественного потребления нефтепродуктов в стране.
Это хорошо для экономики, но потребует компенсационных источников доходов для федерального бюджета.