Блог им. Marek

Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)

14 May 2025 

Основные выводы
  • В апреле ежемесячная выручка России от экспорта ископаемого топлива снизилась на 6% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 585 млн евро в сутки, в то время как объемы экспорта незначительно выросли на 1%.
  • Почти половина (47%) российского экспорта нефти в апреле была перевезена танкерами G7+, что на четыре процентных пункта выше, чем в марте. С января доля «теневых» танкеров в транспортировке российской нефти снизилась с 65% до 53%.
  • Использование «теневых» танкеров для транспортировки российской нефти снизилось с 81% в январе до 65% в апреле.
  • Импорт морской российской нефти в Китай вырос на 8% в месячном исчислении до самого высокого уровня с октября 2024 года. Рост российского импорта в основном обусловлен падением мировых цен на нефть в апреле, а также тем, что китайские нефтеперерабатывающие заводы воспользовались этим для увеличения своих запасов.
  • Более низкий ценовой потолок в 30 долларов США за баррель сократил бы доходы России от экспорта нефти на 40% (138 млрд евро) с начала санкций ЕС в декабре 2022 года до конца апреля 2025 года. В апреле потолок цен на уровне 30 долларов за баррель сократил бы доходы России на 38% (4,13 млрд евро).
Динамика общей экспортной выручкиАпрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле ежемесячная выручка России от экспорта ископаемого топлива снизилась на 6% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 585 млн евро в сутки, в то время как объемы экспорта незначительно выросли на 1%.
  • Выручка от морской перевозки нефти снизилась на 14% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 204 млн евро в сутки, в то время как объемы экспорта выросли на 3%.
  • Доходы России от добычи нефти по трубопроводу упали на 2% до 70 млн евро в сутки.
  • Выручка от продажи сжиженного природного газа (СПГ) в России увеличилась на 1% до 40 млн евро в сутки, а объемы выросли на 7%.
  • Выручка от трубопроводного газа снизилась на 10% до 52 млн евро в сутки, объем экспорта трубопроводного газа также снизился на 4%.
  • Выручка от морских нефтепродуктов снизилась на 14% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 155 млн евро в сутки.
  • Выручка России от экспорта угля увеличилась на 10% до 63 млн евро в сутки.
Кто покупает ископаемое топливо в России?Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • Уголь: С 5 декабря 2022 года по конец апреля 2025 года Китай закупал 44% всего экспорта угля из России. Индия (19%), Турция (11%), Южная Корея (10%) и Тайвань (5%) замыкают пятерку крупнейших покупателей.
  • Сырая нефть: Китай покупает 47% российского экспорта нефти, за ним следуют Индия (38%), ЕС (6%) и Турция (6%).
  • Нефтепродукты: Турция, крупнейший покупатель, закупила 26% российского экспорта нефтепродуктов, за ней следуют Китай (13%) и Бразилия (12%).
  • СПГ: Крупнейшим покупателем стал ЕС, закупивший 50% российского СПГ, за ним следуют Китай (21%) и Япония (19%).
  • Трубопроводный газ: Крупнейшим покупателем стал ЕС, закупивший 37% российского трубопроводного газа, за ним следуют Китай (29%) и Турция (27%).
Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • Крупнейшим покупателем российского ископаемого топлива в апреле остался Китай. Их импорт составил почти 40% (5,7 млрд евро) от ежемесячной экспортной выручки России от пяти крупнейших импортеров. Сырая нефть составила 64% (3,7 млрд евро) импорта Китая из России.
  • Импорт морской российской нефти в Китай вырос на 8% по сравнению с предыдущим месяцем и стал самым высоким уровнем с октября 2024 года. В то же время мировой импорт морской нефти в Китай сократился на 2% по сравнению с предыдущим месяцем — самый низкий уровень в этом году — при этом российская нефть составила 12% от общего объема импорта.
  • Этот рост российского импорта явно обусловлен падением мировых цен на нефть в апреле, при этом китайские нефтеперерабатывающие заводы увеличили запасы хранилищ из-за дешевой нефти.
  • Кроме того, есть предположения, что увеличение объемов российской нефти в Китае связано с более высокими перебросками STS в водах вокруг Сингапура и Малайзии, чтобы избежать попадания танкеров в санкционные списки OFAC.
  • В апреле Индия была вторым по величине покупателем российского ископаемого топлива, импортировав его на сумму 4,2 млрд евро. На сырую нефть пришлось 81% (3,4 млрд евро) этого импорта.
  • Мировой импорт сырой нефти в Индию в апреле сократился на 11%, но объемы поставок из России остались стабильными и составили 40% от общего объема импорта. Импорт нефти марки ESPO вырос до самого высокого уровня за последние два квартала.
  • Турция была третьим по величине импортером ископаемого топлива в Россию, на долю которой приходилось 15% (2,1 млрд евро) от общей экспортной выручки пяти крупнейших импортеров.
  • Почти половина (1 млрд евро) импорта Турции из России состояла из нефтепродуктов. Импорт российских нефтепродуктов в апреле незначительно вырос до 1,8 млн тонн. Российские нефтепродукты в апреле составили 84% от общего объема импорта нефтепродуктов в страну, причем 74% поставок пришлось на два порта — Мармара-Эреглиси и Мерсин.
  • ЕС был четвертым по величине покупателем российского ископаемого топлива, на его импорт приходилось 10% (1,5 млрд евро) из пяти крупнейших покупателей. Почти половину этого импорта составил российский СПГ на сумму 673 млн евро.
  • Бразилия закупила российского ископаемого топлива на 812 млн евро, из которых 98% составили нефтепродукты и 2% — уголь. Импорт российских нефтепродуктов в Бразилию в апреле стал самым высоким объемом с мая 2024 года и третьим по величине объемом с момента вторжения в Украину.
Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле пять крупнейших импортеров российского ископаемого топлива из ЕС заплатили 1,2 млрд евро. ЕС не санкционирует природный газ, на долю которого приходится более 70% этого импорта и который в основном поставляется трубопроводным транспортом или в виде сжиженного газа. Остальная часть была в основном сырой нефтью, которая продолжает поступать в Венгрию, Словакию и Чехию по южной ветке нефтепровода «Дружба» в соответствии с исключением ЕС.
  • Крупнейшим импортером стала Венгрия, которая в апреле закупила российского ископаемого топлива на 373 млн евро. В их число вошли сырая нефть (197 млн евро) и газ по трубопроводу (176 млн евро).
  • Франция была вторым по величине импортером российского ископаемого топлива в ЕС. Объем импорта, в том числе российского СПГ, составил 371 млн евро. Однако тот факт, что этот газ импортируется через Францию, не обязательно означает, что он там потребляется. Недавнее исследование показывает, что часть российского СПГ, поступающего во Францию через терминал в Дюнкерке, поставляется в Германию.
  • Словакия, третий по величине покупатель в ЕС, импортировала российского ископаемого топлива на сумму 209 млн евро. 61% импорта Словакии приходилось на российскую сырую нефть на сумму 155 млн евро, а остальную часть ископаемого топлива составлял трубопроводный газ на сумму 54 млн евро. Российская нефть перерабатывается в нефтепродукты и реэкспортируется в Чехию. Это разрешено продолжать, потому что освобождение Словакии от запрета на экспорт нефтепродуктов из российской нефти, который закончился в декабре 2024 года, продлено до июня 2025 года.
  • Бельгия была четвертым по величине импортером в ЕС, закупая российский СПГ на сумму 175 млн евро.
  • Испания импортировала исключительно СПГ на сумму 144 млн евро.
Доходы НДПИ в России упали на 28% год к году на фоне падения цен на нефть и укрепления рубля
Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
В апреле доходы России от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть снизились до 633,6 млрд рублей, снизившись на 2% по сравнению с предыдущим месяцем и на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это была самая низкая месячная выручка НДПИ с июля 2023 года.Основными причинами такого падения стали падение цен на нефть и укрепление рубля. В начале апреля цена на нефть марки Urals, основной экспортный товар России, была на 25% ниже заложенных в бюджет $69,70 за баррель. В результате каждый экспортируемый баррель приносил меньше рублей, что приводило к снижению курса НДПИ. Ставка налога на тонну нефти снизилась на 11,7% по сравнению с предыдущим месяцем, достигнув 21,723 рубля за тонну. В этом месяце цены на российскую нефть марки Urals значительно снизились из-за глобальных и внутренних факторов. На международном уровне мировые цены на нефть резко упали, при этом нефть марки Brent упала ниже 65 долларов США за баррель под влиянием опасений по поводу избыточного предложения и снижения спроса. Внутри страны российский рубль укрепился по отношению к доллару США, что сделало экспорт нефти менее выгодным в рублевом выражении. Кроме того, геополитическая напряженность, особенно торговый конфликт между США и Китаем, привела к волатильности рынка, что еще больше повлияло на цены на нефть.

 

Как меняются цены на нефть?Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле средняя спотовая цена Urals снизилась на 7%, оставаясь незначительно выше предельной цены и торгуясь на уровне 60,3 доллара за баррель1.
  • Среднемесячная цена смеси российской нефти «Сокол» также снизилась на аналогичные 8% до 62,9 доллара за баррель.
  • Цены на российскую нефть упали в сочетании с глобальным падением цен на нефть. Эталонная нефть марки Brent также снизилась на 8% в месячном исчислении в апреле.
Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле дисконт на нефть марки Urals снизился на 20% по сравнению с предыдущим месяцем и составил в среднем $5,5 за баррель по сравнению с нефтью марки Brent. Дисконт по смеси «Сокол», напротив, сузился на 14% до 2,7 доллара за баррель.
  • В течение всего этого периода суда, принадлежащие или застрахованные странами G7+, продолжали погрузку российской нефти во всех российских портовых регионах, где средние цены на экспортируемую нефть оставались выше уровня ценового потолка. Эти случаи требуют дальнейшего расследования правоохранительными органами нарушений санкций.
Танкеры G7+ вновь завладевают российской нефтью после западных санкцийАпрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле 2025 года Россия экспортировала морским транспортом 23,5 млн тонн нефти, что на 7% меньше, чем в предыдущем месяце. Почти половина (47%) этого экспорта нефти была перевезена танкерами G7+, что на четыре процентных пункта выше, чем в марте. С января доля G7+ в этих перевозках увеличилась с 35% до 47%, в то время как доля «теневых» танкеров снизилась с 65% до 53%.
  • Морской экспорт сырой нефти сократился на 5% по сравнению с предыдущим месяцем. Танкеры G7+ обработали 35% поставок сырой нефти в апреле, по сравнению с 19% в январе. «Теневое» использование танкеров для перевозки нефти упало с 81% в январе до 65% в апреле.
  • Транспортировка российских нефтепродуктов в целом в меньшей степени зависела от «теневых» танкеров. В апреле на танкеры G7+ приходилось 79% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 67% в январе. Теневые танкеры перевезли 21% от этого объема, по сравнению с 33% в начале года.
  • Усиление правоприменения привело к сокращению пропускной способности «теневых» танкерных операций. К апрелю западные власти ввели санкции против 311 танкеров за перевозку российской нефти выше лимита.
  • С конца 2024 года российская нефть марки Urals стабильно торгуется ниже ценового предела в 60 долларов США за баррель. В апреле цены на фрахт на борту Urals в Приморске составили в среднем $52,86 за баррель, что позволило застрахованным на Западе танкерам легально загружать и отгружать танкеры. Низкие фрахтовые ставки и большое количество судов позволяли контролировать транспортные расходы. К концу апреля дисконт Urals к Brent сократился до 2,40 доллара за баррель — самый узкий спред за более чем год, что сделало российскую нефть привлекательной для более широкой группы нефтеперерабатывающих заводов.
«Теневые» танкеры представляют значительные риски для экологии и влияния санкцийАпрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле российскую нефть и нефтепродукты экспортировали 352 судна, из них 135 «теневых» танкеров. Тридцать два процента этих «теневых» танкеров были не моложе 20 лет. Старейшему танкеру, перевозившему российскую нефть в апреле, было более 30 лет.
  • Старые «теневые» танкеры, перевозящие российскую нефть и нефтепродукты через исключительные экономические зоны, территориальные воды или морские проливы государств-членов ЕС, вызывают экологические и финансовые проблемы из-за их возраста, сомнительного технического обслуживания и страхового покрытия. Их страховка потенциально не имеет достаточной защиты и покрытия убытков (P&I), чтобы покрыть расходы в случае разлива нефти или другой катастрофы. В случае аварий прибрежные страны могут нести финансовую основную тяжесть очистки, не говоря уже о последствиях ущерба для их морской экологии.
  • Расходы на очистку и компенсацию в результате разлива нефти с танкеров с сомнительной страховкой могут составить более 1 млрд евро для налогоплательщиков прибрежной страны
Апрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • В апреле ежедневная перевалка российской нефти в водах ЕС составила около 74 млн евро, что на 25 процентных пунктов сократилось на 25 процентных пунктов. Тридцать четыре процента этих перевозок были осуществлены теневыми танкерами, в то время как остальная часть была осуществлена танкерами G7+.
Как союзники Украины могут закрутить гайки?

Доходы России от экспорта ископаемого топлива упали с момента введения санкций, что впоследствии ограничило возможности Путина финансировать войну. Тем не менее, необходимо сделать гораздо больше, чтобы ограничить экспортные доходы России и сократить финансирование военного бюджета Кремля. Это включает в себя снижение потолка цен на нефть, усиление мониторинга и обеспечения соблюдения санкций, а также запрет на несанкционированное использование ископаемого топлива, такого как СПГ и трубопроводное топливо, которые разрешены к ввозу в ЕС на законных основаниях.

Снижение потолка цен на нефтьАпрель 2025 — Ежемесячный анализ российского экспорта ископаемого топлива и санкций. Выручка России от экспорта ископаемого топлива 585 млн евро в сутки (-6% м/м)
  • Более низкий ценовой потолок в 30 долларов США за баррель (все еще значительно выше себестоимости добычи в России, которая в среднем составляет 15 долларов США за баррель) сократил бы доходы России от экспорта нефти на 40% (138 млрд евро) с начала санкций ЕС в декабре 2022 года до конца апреля 2025 года. Только в апреле потолок цен на уровне 30 долларов за баррель сократил бы доходы России на 38% (4,13 млрд евро).
  • Снижение ценового потолка будет иметь дефляционный характер, снижая экспортные цены на нефть из России и стимулируя увеличение добычи в России, чтобы компенсировать падение доходов.
  • С момента введения санкций до конца апреля 2025 года тщательное соблюдение ценового потолка сократило бы экспортные доходы России на 11% (38,58 млрд евро). Только в апреле 2025 года полное применение ценового предела привело бы к сокращению доходов на 5% (примерно 0,58 млрд евро).
Ограничить рост «теневых» танкеров и закрыть лазейку для нефтепереработки
  • Зависимость России от танкеров, принадлежащих или застрахованных в странах G7+, снизилась из-за роста «теневых» танкеров. Это впоследствии повлияет на рычаги влияния коалиции на снижение ценового потолка и ударит по доходам России от экспорта нефти. Страны, вводящие санкции, должны не допустить роста в России «теневых» танкеров, которые не подпадают под политику ограничения цен на нефть.
  • Страны G7+ также должны закрыть расширяющуюся лазейку в нефтепереработке, запретив импорт нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти. Это усилит воздействие санкций, лишив третьи страны стимулов к импорту больших объемов российской нефти и способствуя сокращению экспортных доходов России. Запрет на импорт нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, перерабатывающих российскую нефть, также снизит цены на российскую нефть, поскольку им будет трудно найти покупателей или расширить свой рынок.
Более строгое правоприменение и контроль
  • Правоохранительные органы, осуществляющие надзор за соблюдением санкций, должны принимать упреждающие меры в отношении субъектов-нарушителей, включая страховщиков, зарегистрированных в странах коалиции по ограничению цен, грузоотправителей и судовладельцев.
  • Несмотря на явные доказательства нарушений, агентства должны делать больше для обеспечения соблюдения штрафов в отношении грузоотправителей, страховщиков или судовладельцев. Эта информация должна быть широко распространена в открытом доступе. Штрафы в отношении организаций-нарушителей увеличивают воспринимаемый риск быть пойманными и служат сдерживающим фактором.
  • Штрафы за нарушение ценового предела должны быть значительно более суровыми. Текущие наказания включают в себя 90-дневный запрет судам на получение морских услуг после нарушения ценового потолка, что является простым ударом по запястью. Если суда будут признаны виновными в нарушении санкций, они должны быть оштрафованы и запрещены на неограниченный срок.
  • Санкционные органы должны продолжать вводить санкции против «теневых» танкеров, поскольку это препятствует способности России транспортировать свою нефть выше предельной цены. По оценкам CREA, первоначальные санкции Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в отношении «теневых» танкеров увеличили скидку, которую Россия предлагала покупателям своей нефти, и сократили доходы от экспорта сырой нефти из России на 5% (512 млн евро в месяц).
  • Отсутствие надлежащего мониторинга и правоприменения, а также рост цен на нефть увеличили экспортные доходы России для финансирования ее войны против Украины.
  • Страны G7+ должны запретить передачу российской нефти по STS в водах G7+. Передача СТС старыми «теневыми» танкерами с сомнительными показателями технического обслуживания и страхования создает экологические и финансовые риски для прибрежных государств и поддерживает Россию в логистическом экспорте больших объемов нефти. Прибрежные государства должны требовать от «теневых» танкеров, перевозящих российскую нефть через их территориальные воды, предоставления документации, подтверждающей надлежащую морскую страховку. Если «теневые» танкеры этого не сделают, они должны быть добавлены в санкционный список OFAC, Великобритании и Европы. Такая политика может ограничить возможности России по транспортировке своей нефти на «теневых» танкерах, которые освобождены от соблюдения политики ограничения цен на нефть.
559
1 комментарий
Хороший отчет.
Почаще такие анализы, Марэк!
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Обновление торгового стакана: новые возможности виджета
Один из критериев успешной торговли — технический инструментарий: терминал и виджеты, которыми пользуются инвесторы и трейдеры. Особенно важны...
Фото
EUR/GBP: Цены «нащупали дно» в попытках продолжить поход на север?
Валютная пара EUR/GBP отскочила от точки пересечения границы пробитого ранее «бычьего флага» и уровня поддержки 0.8750, пытаясь закрыть день...
Фото
От амулетов фараонов до двигателя прогресса: как кобальт стал «металлом будущего»
Три тысячи лет назад кобальт ценили за магический синий цвет, который считали символом вечности . Сегодня он помогает человечеству строить...

теги блога Марэк

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн