Знаменитый стоимостный инвестор Питер Линч говорил: «За каждой акцией стоит компания. Узнайте, чем она занимается». Если бы у волновых аналитиков было подобное кредо, оно могло бы звучать так: «За каждой акцией стоит паттерн. Разберитесь, что он говорит». В августовском выпуске *The European Financial Forecast* (EFF) за 2023 год была представлена модель, объединяющая пять крупнейших компаний индекса Stoxx 600 по рыночной капитализации — LVMH, Novo Nordisk, ASML Holding, L’Oréal и Hermès. В ней описывалась «завершающая пятиволновая структура, сигнализирующая об окончании роста». Как показали последующие события, из этой пятерки только Hermès продолжает расти, тогда как остальные компании достигли своих максимумов в период с апреля 2023 по июль 2024 года. Обновленный график показывает, что их текущие потери на медвежьем рынке составляют от 21% до 36%.
Рыночная капитализация — распространенный способ измерения размера компании, но не всегда самый точный. Главный его недостаток в том, что в быстрорастущих отраслях, таких как технологии, рыночная капитализация часто резко увеличивается на пиках рынка из-за завышенных ожиданий инвесторов. В отличие от нее, выручка отражает текущую деловую активность и поддается манипуляциям в меньшей степени. Ранжирование по выручке, как правило, отдает предпочтение традиционным секторам, таким как производство и энергетика, и здесь ситуация схожа — крупнейшие компании Европы уже не растут.
Так, нефтегазовые гиганты *Total Energies* и *Shell* достигли пика в первом квартале 2024 года, а *Stellantis*, владеющий 14 автомобильными брендами, — в том же месяце. *BP* и *Glencore* остановились еще раньше, в феврале 2023 года, а крупнейший автопроизводитель Европы *Volkswagen* зафиксировал максимум на контртрендовом росте еще в июне 2021 года (см. диаграмму на стр. 3).
Какие бы метрики ни использовать, становится все сложнее найти крупные европейские компании, которые продолжают движение вверх. Очевидный сигнал в том, что и общие рыночные индексы вскоре могут последовать за ними.
Он по-прежнему остается одним из самых переоцененных рынков.
Коэффициент *цена/продажи* индекса Stoxx 600 вырос до 1,5, что является исторически высоким уровнем по европейским меркам. Для сравнения, в июле 2007 года инвесторы платили за акции всего 1,3-кратную выручку, и это оказалось оптимистичным пиковым значением перед двухлетним 60%-ным медвежьим рынком. К марту 2009 года цены на акции упали настолько, что инвесторы, деморализованные их владением, платили лишь 55 центов за каждый евро выручки.
Сегодня этот показатель втрое выше, что свидетельствует о высокой степени спекулятивного энтузиазма на рынке. Лучшие возможности для покупки за последние два десятилетия возникали в моменты, когда коэффициент *цена/продажи* снижался до 1,0 или ниже — в марте 2009 года, сентябре 2011 года, феврале 2016 года и марте 2020 года. Мы ожидаем, что вскоре этот показатель вновь опустится значительно ниже текущих уровней.
Последние выпуски *EFF* выявили множество расхождений между различными индексами, субиндексами и индикаторами настроений. Еще одно потенциально значимое расхождение представлено на графике: хотя *Stoxx 600* продолжает обновлять максимумы в течение всего года, коэффициент *цена/продажи* остается ниже своего исторического пика, зафиксированного в ноябре 2021 года.
Этот момент заслуживает внимания, поскольку оба показателя почти всегда движутся синхронно. Единственным значимым исключением был период 2006–2007 годов. Однако нынешнее расхождение уже превысило четырехлетнюю продолжительность, что в три раза дольше аналогичного сигнала перед финансовым кризисом 2008 года.
Такая продолжительность, наряду с тем фактом, что инвесторы по-прежнему готовы платить еще более высокую премию за акции, подтверждает волновой анализ Эллиотта: надвигающийся пик, вероятно, будет как минимум на один уровень выше, чем максимум 2007 года. А это, в свою очередь, подразумевает, что предстоящий медвежий рынок окажется масштабнее.
Источник
Мы также переводим непубличные статьи из MyEWI, где публикуется более детальная информация.
Подписаться