Блог им. borodainvest93

Озон, это образец критически плохого и жутко переоцененного бизнеса.

Озон, это образец критически плохого и жутко переоцененного бизнеса.

На прошлой неделе меня буквально атаковали вопросами. Как же так, я постоянно пишу, что пора покупать акции, но сам при этом зашортил Озон!!! Автор не следует собственным словам!!

На самом деле тут нет никакого противоречия, все абсолютно логично. Я призываю покупать КРЕПКИЕ, зарабатывающие, растущие бизнесы. А вот компании с плохой бизнес моделью и слабым балансом вполне можно и нужно шортить. Более того, только с приходом высоких безрисковых ставок (уже 21% в ликвидности) рынок вдруг стал обращать внимание на такую мелочь, как реальные денежные потоки и чистую прибыль. То есть только сейчас появились возможности для открытия коротких позиций.

На мой взгляд Озон, это образец критически плохого и жутко переоцененного бизнеса. Просто факты:
1) Ни одного прибыльного года в истории.
2) Ни одного прибыльного квартала в истории (единственный зеленый столбик на квартальной диаграмме это выкуп своего долга с дисконтом).
3) За последние три года общий убыток составил 150 млрд рублей.
4) Быстро растет общий и чистый долг, арендные обязательства и дебиторская задолженность.
5) Высокая конкуренция в отрасли. Только из крупных игроков Ягоды, Яндекс и Сбер. Это не считая мелочи вроде Алиэкспресс. Такого нет ни в одной стране!!!
6) Если посмотреть на аналоги зарубежом (которые в своих странах являются монополистами!!), то рентабельность у маркетплейсов на уровне\чуть выше, чем у традиционного ритейла. То есть даже если компания вырастет в 3 раза по GMV, это не приведет прямо к огромной прибыли.
7) Темпы роста быстро падают!!! В 4 квартале может быть меньше 50% годовых, а в 2025 году уже 30 — 35%.
8) Кадровый голод бьют по Озону. Это на первый взгляд кажется, что у компании только IT отдел и поддержка. На самом деле, десяткам (сотням?) тысяч работников ПВЗ нужно платить зарплаты, которые все время растут. Значит, на ПВЗ должно оставаться больше прибыли и меньше у самой компании.

Но самое главное — цена!!! Вот у нас есть Транснефть. Это компания, которая зарабатывает 300 млрд в год. С новым налогом пускай 250 млрд. Капитализация Транснефти сегодня 750 млрд. И еще 330 млрд лежит на депозитах под неплохой процент. Итого P\E = 3; EV\EBITDA = 0,8!!!

А есть Озон. Убыток за год пускай 30 млрд. Куча проблем и неясны сроки выхода на самоокупаемость. 300 млрд эта компания не будет зарабатывать наверное в принципе никогда. И она сегодня стоит дороже Транснефти!!! 600 млрд капитализация + 50 млрд долг. Итого EV = 650 млрд.

Просто положите на весы эти две инвестиции. Транснефть с прибылью 250 млрд и EV = 440 млрд. И вечно убыточный Озон с EV = 650 млрд. Согласитесь, даже выглядит бредово!!! Готовы купить весту по цене гелика? А почему?? Веста обещает, что однажды все доработает и качество будет не хуже!!!

Да черт с ней, с Транснефтью. Попробуйте посчитать сколько должен зарабатывать и отдавать акционерам Озон, чтобы перебить доходность дальних облигаций за 10 лет. Для текущей капитализации суммы выйдут астрономические!!! Озон не будет столько зарабатывать никогда. Ему бы в принципе начать зарабатывать.

Так что, хотя я считаю, что компании вроде Транснефти можно покупать, Озон это явный кандидат на шорт. Прям супер яркий. Много пузырей уже лопнуло — и ОВК, и Мечел, и Евротранс, и чем там еще балуются спекулянты. Озон на очереди. Акциям для более — менее адекватной оценки нужно сложиться еще в 2 раза. И то, это будет не повод купить, а только еще раз заново взглянуть на бизнес.

https://t.me/borodainvest

★1
#26 по плюсам, #14 по комментариям
21 комментарий
Ни транс, ни озон не стоят своих денег сейчас
шляпа все, к чему имеет отношение АФКSистема.
avatar
Вот золотые то слова. Попахивает пузырем.
Зашорти, Борода!
В таком бизнесе главное лояльные покупатели и растущие обороты, посмотрите на Amazon он долгие годы в убытках, однако есть нюанс.
Не показывать прибыль когда бизнес растет — это плюс.
avatar
Alexander, всем хорошо кататься на пирамидах, плохо только когда рухает
Alexander, амазон уже давно не маркетплейс) поэтому и стоит так
avatar
NelEvg, А начинал с бумажных книжек) Есть с кого брать пример, любая компания работающая в интернете рано или поздно становиться IT компанией, кто этого не понял тот банкрот.
avatar
Чисто расеянский бизнес — прибыль изощрённо прячут, персонал на складах и в пунктах выдачи работает вчёрную.
avatar
Высокая конкуренция в отрасли. Только из крупных игроков Ягоды, Яндекс и Сбер. Это не считая мелочи вроде Алиэкспресс. Такого нет ни в одной стране!!!
Есть ягоды и озон, это их состязание, Сбер и Яндекс очень малые доли рынка занимают, это даже не конкуренты, а пытающиеся прыгнуть выше головы дошкольники. У маркетплейсов в РФ сейчас период не для зарабатывания прибыли в отчёт, а для того, чтобы захватить лояльность клиентов, потому что если Вы, как пользователь, будете годами работать с одним и тем же маркетплейсом с положительным опытом, то Вас впоследствии на другой никакими плюшками не перетянешь, люди инертны. Настанет время и все мы будем пользоваться одним маркетплейсом-победителем, как сейчас пользуемся только яндекс-такси. Этот победитель получит всё, полное доминирование и монопольное положение, которое нельзя будет сдвинуть никоим образом, поэтому не важна прибыль, важно не уступать в гонке и захвате людей. Так что озону/ягодкам слава (кто победит, тому и кланяться будем), посмотрите на Амазон — он изменил очень многое, стал суперкомпанией, стал легендой потребления западного мира.
avatar
PivnoiBob,
>>У маркетплейсов в РФ сейчас период не для зарабатывания прибыли в отчёт, а для того, чтобы захватить лояльность клиентов

Слышу это 4-й год подряд. Пример ВБ, где сидит каждая домохозяйка, показывает, что прибыль там невелика и делать ее можно только на штрафах с бедных владельцев ПВЗ. И тащить дальше этот груз себе дороже, проще продать какому-нибудь олигарху (авось чё придумает).
С чего вдруг в Озоне (который менее популярен, чем ВБ) должно быть иначе? Он что, в другой стране торгует? Или у него клиенты другие? Только если все конкуренты исчезнут с горизонта, но это нереально
avatar
ruswind, Вы слышите это 4-ый год подряд, ну так и рынок делят не за год и не за два, это долгая история. Как видите, судя по криминальным движениям со стрельбой в ягодках, идут переделы и коллаборации с «кем надо», это всё процессы на несколько лет.
Только если все конкуренты исчезнут с горизонта, но это нереально
Именно об этом я и писал. Что сейчас идёт гонка за право остаться кому-то одному, конкуренция не длится вечно, даже небедные яндекс и сбер не могут нормально расти и конкурировать, рынок тупо захвачен и никакие Куперы это не исправят. Кто-то из этих гигантов развалится/сдастся, другой займёт монопольное положение и конкурентов больше не будет, вот они и соревнуются, у кого больше сил и ресурсов на развитие хватит, чья модель окажется лучше. Любые монополии создаются только с помощью государства, разумеется, этот фактор в чью-то сторону сыграет.
avatar
PivnoiBob, я вам открою страшную тайну: все покупают одновременно на всех. Как только кто-то начинает доминировать, его доля просто увеличивается. Начинает косячить — его доля в общем числе покупок снижается. Это очень динамичный процесс. Нагнать толпу и доить её потом не получится никак.
avatar
Согласен полностью. Там ловить и ждать нечего.
avatar
Смотрю список своих покупок на ОЗОНе за последние годы, вижу кратный рост, при этом я не шопоголик, покупаю только нужные вещи. Акции не покупаю, но и хоронить компанию рано, имхо. 
avatar
Яндекс давно проиграл. Сбер аналогично. Ягоды — дырявая параша по сравнению с озоном. По факту это сейчас единственный удобный мп с нормальными ценами. Если поставить вопрос ребром какой мп сейчас по факту лучший — озон. А в убытках оно все, тащемта. Тем не менее работают.
avatar
Nemus (NemusCNC), единственный удобный мп с нормальными ценами

На Озоне теперь много китайцев, пали и прочего барахла без гарантии. Часто завышенные цены (по сравнению с тем же ВБ или Яндексом), но хуже всего — отдел технической поддержки (кто сталкивался с решением проблем, знает, насколько сложно бывает добиться справедливости).

Нужно покупать с разных площадок, чтобы иметь адекватное представление и по ценам и по качеству.

Сам пользуюсь Озоном, Яндексом, ВБ, Мегамаркетом и Али, заказывая разные категории товаров в разных МП уже более 10 лет. У Яндекса, например, очень удобная доставка «по клику» (бесплатная, до квартиры).

Так что называть Озон «лучшим» — слишком субъективно.
avatar
Озон мог бы продавать больше, но у него отстойный поиск товаров и неудобный интерфейс — и сайта и приложения. Через гугл на озон проще найти товары, чем через их встроенный поиск.
И им вообще насрать, если их прямо тыкать в конкретные проблемы. При таком подходе будущее туманно.
avatar
 У Озона даже сайт косячный. То и дело проскакивает чёрный экран. И дизайн отвратный о всём. Хотя товары нужные есть, да. По интерфейсу ВБ во всём приятнее. Ну и про Мегамаркет надо не забывать. В период высоких бонусов всю крупную технику (самый маржинальный сегмент) имело смысл покупать только там.
avatar
Озон для покупателей лучший в решении проблем с товаром.
Возвраты одобряются почти всегда автоматом, макс после недолгой переписки с техподдержкой.
Ягоды с их рассматриванием возвратов по неделе и после чего неодобрением из просто дно.
Мегамаркет ещё большее дно.
avatar

теги блога Борода Инвестора

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн