В 2023г Татнефть взяла под контроль завод по производству шин во Всеволожске финской Nokian Tyres. В то же время завод обрел двух «братьев» — Birinchi Rezinotexnika Zavodi в Узбекистане (мощность 3 млн легковых шин, 100 тыс. пог. м конвейерных лент) и KamaTyresKZ в Казахстане (СП с ГК «Аллюр», мощность — 3 млн легковых шин, 500 тыс. грузовых).
Руководитель направления «Шинный бизнес» Татнефти и генеральный директор Ikon Tyres Андрей Пантюхов в интервью Интерфаксу:
- Увеличивается средний размер шины, потому что в продажах автомобилей сейчас довольно высока доля кроссоверов и внедорожников
- Не все международные игроки покинули российский рынок: производства Pirelli и Yokohama работают в РФ.
- Остались крупные игроки, представленные импортом, например, корейские бренды Hankook, Kumho и Nexen.
- Если раньше (до 2022 года) на бюджетный С-сегмент приходилось чуть больше 1/2 объема вторичного рынка шин, то по итогам 2023 года, по нашим оценкам, доля С-сегмента выросла до 2/3.
- Сейчасне хватает шин в премиальном сегменте, с точки зрения наличия всего ассортимента и по более-менее разумным ценам.
- Если говорить об итогах 2023 года,наша общая доля на российском рынке пока ниже, чем исторический максимум.
- Мы фактически уже вышли в бюджетный сегмент за счет брендов Bars и Attar.
- Маркетингом мы тоже управляем централизовано.
- В Казахстане сейчас говорить о какой-то загрузке в процентах нет смысла, потому что в июне только произошел запуск серийного производства. Выход на проектную мощность (3,5 млн шин — ИФ) — это всегда длительный, поэтапный процесс.
- В Узбекистане завод работает уже с 2019 года. Загрузка тоже неполная, мы конкретные цифры не раскрываем.
- В чуть более отдаленной перспективе для всех заводов рассматриваем работу на дальний экспорт: Ближний Восток, Центральная и Южная Америка, Юго-Восточная Азия.
- Всеволожский завод - этом году загрузка уже больше 50%. Больше 8 миллионов шин — это очень хороший объем для шинного завода, чтобы он был эффективен. Вообще любой завод по производству легковых шин эффективен, начиная с объема в 4 млн шин в год.
- Приобретение новых шинных активов пока на повестке дня не стоит.
- В производстве шин значительную долю занимает натуральный каучук, а это сырье, которое в России не добывается.
- Свою продукцию продаем в рублях, а две трети сырья закупаем в валюте.
- Двузначная инфляция тоже приводит к росту всех затрат: энергия, рабочая сила, все наши закупки… Ну и при таком уровне ключевой ставки стоимость финансирования растет очень сильно. Поэтому факторов, которые ведут к увеличению стоимости продукции, к сожалению, по-прежнему много, и список этот продолжает расширяться.
- Если в 2019 году доля китайских брендов на российском рынке легковых шин составляла 11%, то по итогам прошлого года она достигла 37%.
- Если мы захотим произвести на заводе шину и поставить ее на китайский рынок, мы не сможем этого сделать, потому что наш завод должен быть сертифицирован по китайской системе сертификации. А китайские шины могут в Россию ввозиться без всяких ограничений
www.interfax.ru/interview/977087