Нефтегазовая отрасль сталкивается с нехваткой рабочей силы, поскольку мобилизация экономики России усугубляет давний демографический кризис.
По мнению аналитиков и рекрутеров, работающих с отраслью, в стране, где лозунг ПАО “Газпром” «Мечты сбываются» долгое время отражал карьерные устремления многих граждан,
высокооплачиваемым энергетическим компаниям теперь приходится конкурировать за рабочих с российской армией и производителями оружия. Один только вступительный бонус для солдата, воюющего в Украине, может быть эквивалентен почти годовой зарплате среднего работника нефтегазовой отрасли.
Эта проблема не совсем нова —
Россия сталкивается с сокращением населения трудоспособного возраста почти два десятилетия. Падение рождаемости в 1990-х годах было основной причиной, а пандемия Covid усугубила проблему, но СВО на Украине сделало ее гораздо более острой.
Согласно последним отчетам центрального банка России, нехватка персонала в настоящее время сказывается на предприятиях во всех секторах экономики.
Хотя нефтегазовая отрасль, похоже, идет своим чередом, это может иметь долгосрочные последствия.
“Нехватка персонала затронула даже богатые отрасли”, — сказал Алексей Захаров, президент компании online recruiter Superjob.ru. “Нефтегазовый сектор может позволить себе привлекать сотрудников с более высокой зарплатой, но государство конкурирует, предлагая военные контракты”.
В этом году
в нефтегазовом секторе России не хватает около 40 000 сотрудников, по оценкам московской компании Kasatkin Consulting, бывшего исследовательского центра Deloitte в регионе. Отрасль увеличила количество онлайн-объявлений о вакансиях в первом квартале на 24% по сравнению с предыдущим годом, ища не только квалифицированный персонал, но и низкоквалифицированных работников, свидетельствуют данные крупной российской платформы по подбору персонала hh.ru.
Согласно данным Федеральной службы статистики,
с 2020 по 2022 год в России от Covid-19, указанной в качестве основной причины, умерло почти 750 000 человек.
Согласно оценкам аудиторской и консалтинговой фирмы FinExpertiza,
доля работников моложе 30 лет на российском рынке труда упала до 14,9% в 2022 году, что является самым низким показателем с начала 1990 года.
Еще одним следствием СВО стало
ограничение притока рабочей силы из-за рубежа. Международные санкции ослабили рубль, увеличили инфляцию и усложнили международные денежные переводы, сделав Россию менее привлекательной для мигрантов из бывших советских республик.
В прошлом году официальный чистый приток иностранных мигрантов в страну составил почти 110 000 человек, что всего лишь четверть от уровня 2021 года, последнего статистического года перед началом войны.
Этот уровень иммиграции — всего лишь капля в море по сравнению со спросом России на рабочую силу. В конце марта стране требовалось 1,86 миллиона дополнительных работников, согласно данным Федеральной службы статистики, основанным на запросах компаний в центры занятости.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-05-06/russia-s-war-mobilization-starves-its-crucial-oil-and-gas-industry-of-manpower