⚓️ Бизнес Совкомфлота зависит от цены на фрахт и курса $. Известно, что СКФ возит российскую нефть на 30-40% дороже мировых цен, поэтому у российской флотилии цена фрахта на сегодняшний день равна ~42-45$ тыс. в сутки, цена держится выше, чем в 2023 г. за аналогичный период (снижение цен на фрахт в летний период не в новинку, сезонность связана с использованием ледоколов, которых у СКФ достаточное кол-во). Недавний отчёт эмитента за I п. 2024 г. показал, что II кв. был провальным, но III кв. тоже будет под давлением, есть надежда на IV кв. (преодоление санкций, теневой флот, взлёт цен на фрахт и девальвация ₽). Давайте рассмотрим ± на сегодняшний день для СКФ:
➖ Согласно отчёту ОПЕК+, РФ в августе сократила добычу нефти на 29 тыс. б/с, до 9,059 млн б/с, но превысила план в рамках договорённостей по сделке ОПЕК+ на 81 тыс. б/с (сокращение на 471 тыс. б/с с II кв. по III кв.). Помимо этого, страны ОПЕК+ достигли договорённости об отсрочке на два месяца увеличения нефтедобычи (с начала 2024 г. сокращение на 2,2 млн баррелей в сутки и до сентября, теперь до декабря).
🏦 Многие со скептицизмом относятся к ВТБ, как к акционерному сообществу и это не удивительно, если взглянуть на результаты банка/историю спасений от государства (множественные доп. эмиссии, поглощение других банков со скидкой). Совсем другая история с банковскими/брокерскими продуктами. У меня основной брокер ВТБ, о чём естественно не жалею (комиссия за сделки была 0,05%, упрощённый вычет по ИИС и фонды ВТБ без комиссии, например, всеми любимый LQDT), не так давно начал пользоваться банковскими продуктами (помог переезд из Открытия), что меня привело к вступлению в ряды премиальных клиентов. За несколько месяцев пользования хотелось бы осветить основные фишки премиального обслуживания и своё мнение на этот счёт:
💬 Стоимость обслуживания 2990₽ в месяц. Но вы можете выполнить одно из условий ниже и обслуживаться бесплатно (я за счёт брокерских средств, как раз и имею б/о):
🔄 Активы в банке. Для Москвы и МО — 2,5₽ млн, а для регионов — 2₽ млн (в активы входят: средства на картах, счетах, вкладах, собственные средства на кредитных картах, пенсионные накопления, полисы ИСЖ/НСЖ, ценные бумаги на брокерском счету)
Минфин РФ опубликовал результаты размещения средств ФНБ за август 2024 г. По состоянию на 1 сентября 2024 г. объём ФНБ составил 12,16₽ трлн или 6,4% ВВП (в июле — 12,27₽ трлн). Объём ликвидных активов фонда (средства на банковских счетах в Банке России) составил 4,85₽ трлн или 2,4% ВВП (в июле — 4,66₽ трлн). Минфин в этом месяце незначительно нарастил свою инвестиционную деятельность, направив ~72,6₽ млрд (в июле — 70,2₽ млрд), из них ~32,7₽ млрд (2,75 млрд юаней) были потрачены на российские корпоративные облигации нормированные в юанях (месяцем ранее 3 млрд юаней). С учётом коррекции на фондовом рынке неликвидная часть продолжает проседать (-300₽ млрд м/м), тогда как рост цены на золото и восстановление юаня улучшили положение ликвидной части (+190₽ млрд м/м), как итог ФНБ сократился на ~110₽ млрд.
▪️ на депозитах в ВЭБ.РФ — 690₽ млрд (в июле — 689,4₽ млрд);
▪️ евробонды Украины — $3 млрд (прощаемся);
🏦 Сбербанк опубликовал сокращённые результаты по РПБУ за август 2024 г. Примечательно, что в этом месяце эмитент отчислил колоссально большую сумму на резервы — 93₽ млрд (в прошлом месяце 38,1₽ млрд, до этого Сбер 4 месяца подряд отчислял меньшие суммы, чем в 2023 г.), но всё равно показал улучшенные результаты по сравнению с 2023 г. и июлем 2024 г. Настораживает два момента: рост розничного кредитного портфеля по сравнению с июлем и рекордная выдача корпоративных кредитов (регулятор обратит на это внимание). Частным клиентам в августе было выдано 598₽ млрд кредитов (-34,6% г/г, в июле выдали 577₽ млрд):
💬 Портфель жилищных кредитов вырос на 1,2% за месяц (в июле 0,9%), с начала года на 6,4% и составил 10,8₽ трлн. Как итог, в августе банк выдал 231₽ млрд ипотечных кредитов (месяцем ранее 208₽ млрд). Рост на фоне отмены льготной ипотеке/видоизменении семейной ипотеке и повышения ключевой ставки, что весьма странно.
💬 Портфель потребительских кредитов увеличился на 0,8% за месяц (в июле 1,2%), с начала года на 8,5% и превысил 4,2₽ трлн.
Тайм коды:
00:00 | Вступление
00:25 | Газпром отчитался за I п. 2024 г. — «отличные» результаты были показаны благодаря консолидации Сахалинской Энергии, дивиденды под вопросом!
10:15 | Аэрофлот отчитался за Iп. 2024 г. — после убыточного 2023 г., компания начала генерировать прибыль, но не всё так просто. Дивиденды?
16:31 | Нефтегазовые доходы в августе 2024 г. — НДПИ вырос на фоне сокращения добычи нефти. Загруженность НПЗ повысила демпферные выплаты
23:14 | Грузоперевозки по ЖД за август 2024 г. — полный провал, динамика схожа с кризисным 2009 г. Обвал в металлах, зерне и строительных грузах!
27:16 | Инфляция в начале сентября — проблемы всё те же: топливный кризис, устойчивое кредитование и рост цен на бытовые услуги. Ключевая 20%?
33:25 | Минфин провёл аукционы и наконец-то за длительное время показал приемлемый заработок, но индекс RGBI в очередной раз обвалился
38:33 | Заключение
Минфин провёл аукцион ОФЗ, предложив инвесторам два выпуска. При его провидении индекс RGBI находился на уровне 104,8 пунктов, после обвалился на 1 пункт в связи с инфляционным давлением. Министерство предложило флоатер и классику — аукцион состоялся (если верить словам регулятора, что ставка снизится в ближайшие годы, то во флоатаре занимать выгодно, ибо занимать классике на 10-15 лет под 16% доходность не комильфо). Вторичный рынок ОФЗ всё так же находится под давлением, и на это есть причины:
🔔 Будем держать ставку высокой сколько потребуется для возвращения инфляции к цели. Если потребуется, готовы к повышению — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
🔔 По данным Росстата, за период с 3 по 9 сентября ИПЦ вырос на 0,09% (прошлые недели — -0,02%, 0,03%), с начала сентября 0,08%, с начала года — 5,35% (годовая — 8,97%). Дефляционная неделя прошла и наступила реальность, темпы в очередной раз высокие. Главное, что Росстат пересчитал месячную инфляцию августа — 0,2% и она оказалась выше недельной (недельная — 0,11%, я вас предупреждал, т.к. недельная корзина включает мало услуг, а они росли в цене опережающими темпами, то пересчёт неминуемо был бы выше), это подводит нас на ~9 saar, что многовато и явно не вписывается в планы регулятора по году (6,5-7%).
Ⓜ️ По данным Росстата, за период с 3 по 9 сентября ИПЦ вырос на 0,09% (прошлые недели — -0,02%, 0,03%), с начала сентября 0,08%, с начала года — 5,35% (годовая — 8,97%). Дефляционная неделя прошла (инфляция к концу лета обычно снижается из-за нового урожая, но 4 недели этого не происходило, 5 неделя показала -0,2%) и наступила реальность, темпы в очередной раз высокие. Главное, что Росстат пересчитал месячную инфляцию августа — 0,2% и она оказалась выше недельной (недельная — 0,11%, я вас предупреждал, т.к. недельная корзина включает мало услуг, а они росли в цене опережающими темпами, то пересчёт неминуемо был бы выше), это подводит нас на ~9 saar (это месячная инфляция без сезонных факторов, умноженная на 12), что многовато и явно не вписывается в планы регулятора по году (6,5-7%). Поэтому регулятор оставляет для себя коридор повышения ставки до 20% (прогноз средней ставки до конца года увеличен до 18,0-19,4%) и это вполне логично, учитывая факторы, влияющие на инфляцию:
🚂 По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки, но всё же). Давайте рассмотрим данные за август:
💬 В августе погрузка составила 97,5 млн тонн (-6% г/г, в июле погрузка составила 97,4 млн тонн), 3 месяц подряд погрузки ниже 100 млн тонн (летний период, он как всегда не отличается активностью погрузок, но в нынешнем году обвал серьёзный), данное падение чувствительно ещё тем, что данные цифры сопоставимы с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше). Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог показываем снижение 11 месяцев подряд.
💬 Погрузка с начала 2024 г. составила 795,2 млн тонн (-3,7% г/г).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное, остальной список смотрите по ссылке):
🛢️ По данным Минфина, НГД в августе 2024 г. составили 778,6₽ млрд (+21,1% г/г), месяцем ранее — 1079,3₽ млрд (+33% г/г). Главным преимуществом 2024 г. остаётся низкая база 2023 г., но во II п. это преимущество ослабевает (средний курс $ в августе 2023 г. — 95,3₽, а цена Urals — 73,73$, параметры лучше, чем в 2024 г., но сейчас скидки на продажу сырья в Азию сокращены), как вы можете наблюдать % рост относительно 2023 г. уже не 40-50% как в I п. Средний курс $ в августе 2024 г. составил 89,2₽ (в июле — 87,5₽), средняя же цена Urals — 70,27$ за баррель по данным Минэк (в июле — 74,01$), цена за бочку в августе была равна ~6270₽ (в июле — 6475₽). Напомню вам, что правительство пересмотрело оценку бюджетных доходов в этом году, то теперь прогнозные НГД за 2024 г. снизились до 10,98₽ трлн (за 8 месяцев 2024 г. заработали ~7,556₽ трлн), при цене на российскую нефть — 65$, а курсе доллара — 94,7₽, это ~6155₽ за бочку. А теперь давайте рассмотрим полноценно отчёт, интересных моментов там хватает:
Аэрофлот представил нам фин. результаты по МСФО за Iп. 2024 г. Компания отразила прибыль, а не убыток, как в 2023 г., но если углубиться в изучение отчёта, то прибыль сложилась из разовых эффектов и помощи государства, если данное влияние отнять, то чистая прибыль опять уйдёт в минус. Рассмотрим для начала основные данные эмитента:
✈️ Выручка: 377,2₽ млрд (+49,6% г/г)
✈️ EBITDA: 125,9₽ млрд (+90,2% г/г)
✈️ Чистая прибыль: 42,3₽ трлн (в 2023 г. убыток -102₽ млрд)
💬 В I п. 2024 г. Аэрофлот перевёз 25,4 млн пассажиров (+21,4% г/г). На внутренних линиях пассажиропоток увеличился до 19,4 млн пассажиров (+15,5% г/г), на международных линиях до 6,0 млн пассажиров (+45,8% г/г). Процент занятости пассажирских кресел составил 88,3%, увеличившись на 2,6 п.п. год к году.