Наш ЦБ стремительно снижает задранную было ставку, опустив ее на состоявшемся сегодня внеочередном заседании сразу еще на 3 п.п. до 11%. Несколько комментариев:
1. Напомню, что ставка ЦБ отражает инфляционные ожидания как населения, так и самих денежных властей. В пресс-релизе ЦБ прямо указывается на «заметное снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса». Инфляционные же ожидания имеет характер самоисполняющихся пророчеств – чем они ниже, тем ниже итоговая инфляция.
В предыдущем пресс-релизе ЦБ давался прогноз инфляции за текущий год на уровне 18-23%. В последнем пресс-релизе аналогичный прогноз отсутствует, но действия ЦБ говорят сами за себя – он последовательно пересматривает свой прогноз инфляции в сторону понижения. Вполне возможно, что по итогам года инфляция не достигнет и нижней планки предыдущего прогноза в 18%;
В начале весны были распространены апокалиптические прогнозы о долларе за тысячу рублей, гиперинфляции и спаде производства в десятки процентов. В новых прогнозах больше расчета и меньше прежних эмоций, и звучат они все менее тревожно. Посмотрим на один из них, предложенный экспертами Института переходных экономик Банка Финляндии на основе данных межотраслевого баланса нашей экономики и пересказанный РБК.
Они отдельно рассматривают эффекты сокращения импорта и экспорта на ВВП и рассматривают три сценария: текущее состояние; полное прекращение торговых отношений с Западом; полное прекращение торговли со всем миром.
При первом сценарии сокращение импорта будет нам стоить 4% ВВП, а сокращение экспорта – лишь 1% ВВП. (Правда, неизвестен суммарный эффект, т.к. эти два эффекта отчасти усиливают, отчасти погашают друг друга.)
Его общеизвестная формулировка звучит как «Если что-то может пойти не так, оно пойдет не так».
С точки зрения статистики, сколь бы редким ни было какое-то явление в своем классе, при большом числе наблюдений оно встретится. Скажем, двухметровые люди встречаются нечасто, но в достаточно большой совокупности (если она складывается случайным образом) такой человек обязательно найдется.
Психологический эффект встречи с редким явлением в том, что именно оно запоминается, так что один человек, возвышающийся над многотысячной толпой, легко заполнит все смысловое пространство.
Так же обстоят дела с обстоятельствами жизни. В большой серии сделок одна оказалась сверхприбыльной (или разорительной). Это произошло в согласии с законами статистики, но психология именно в этом одном событии усматривает правду жизни.
Пара актуальных практических следствий:
1. Не надеяться на авось. В регулярной деятельности важно иметь запас необходимого ресурса на случай нежелательного события, которое мы считаем маловероятным. Это важно для сохранения капитала. Как часто на твоем рынке и с твоим инструментом происходят катастрофические обвалы? Даже если очень редко, в своей торговой стратегии нужно исходить из того, что оно произойдет, и постелить соломку. В противном случае это вопрос времени, когда даже самая прибыльная торговля окончится обнулением счета;
2. Когда СМИ нам сообщают о маньяках, катастрофах или успехах – школьник расстрелял одноклассников, священник сбил пешехода, стартапер сказочно разбогател, – не спешить с далеко идущими эмоциональными выводами в духе снести все под корень или пытаться скопировать чужую жизнь.
Отрезвляющим будет вопрос: а какова общая численность тех, о которых нам предлагают судить по отдельному кричащему примеру? сколько всего у нас школьников, священников или стартаперов? Если много, то статистика и здравый смысл подсказывают, что в этой массе найдется все что угодно. Если и получится исключить или повторить выходящие из ряда вон инциденты, то только в новостной ленте, но не в реальной жизни.