Александр Скоробогатов

Читают

User-icon
76

Записи

222

Исход битвы зависит и от «диванных войск»

Исход битвы зависит и от «диванных войск»

Об этом говорит то, что при любом столкновении его стороны уделяют немалое внимание настроениям обычных граждан.

США свои военные кампании всегда сопровождают серьезной обработкой населения, причем не только своего. То же самое во все времена делали и другие страны.

Эта война не исключение. Как только заговорили пушки, едва ли не громче зазвучали голоса сторон конфликта в информационном поле. Но если в воздухе над Украиной, по словам военных, достигнуто господство российской авиации, то в медийном пространстве инициатива в освещении событий целиком на стороне Украины и ее сторонников. Вся лента фейсбука, инстраграма и прочих соцсетей – это в первые дни «стыдно быть русским» и «простите меня, украинцы», а потом – массовые перепосты и пересказы украинской версии происходящего, сводящейся к их военным успехам и неминуемой победе [на территории противника].

Оставляя в стороне достоверность такого рода информации, отметим ее влияние на умы простых граждан в обеих странах и за их пределами. Хотя их и называют иронично «диванными войсками», они тоже имеют значение – хотя бы благодаря своей численности. Скажем, среди сторонников Украины в этом конфликте иные ей помогут деньгами, другие – связями с лицами, принимающими решения, еще кто-то сам решится отправиться туда в камуфляже, и все так или иначе помогут словом – в соцсетях или хотя бы в разговорах с друзьями.

( Читать дальше )

Санкции

 Несколько тезисов по этой животрепещущей теме на основе фактов, экономической науки и здравого смысла.

1. Торговля и разделение труда суть главные факторы прогресса и благосостояния. Поэтому все препятствующее торговле между странами, будь то война, санкции или взаимная ненависть, делает их беднее;

2. Как следует из имеющихся исследований в области международной торговли, чем меньше твоя экономика сравнительно с экономикой твоего партнера, тем в среднем выше для тебя относительная значимость этой торговли. Экономика ЕС в разы больше российской – теория предсказывает, что ограничения торговли между нами ударит по обоим, но по нам болезненнее, поскольку для нас эта торговля важнее;

3. Но и этого – сравнительно с нами менее болезненного – удара ЕС пытается избежать для себя. Российский экспорт основных ресурсов продолжается, а отключение системы SWIFT предлагают организовать так, чтобы он не пострадал;

4. Гипотетическое полное отключение SWIFT затруднит расчеты с иностранными контрагентами, но теперь, благодаря появившейся недавно Системе быстрых платежей, не помешает расчетам внутри страны.

Короче, это удар для нашей экономике, но едва ли смертельный. Жизнь продолжится, хотя и на более низком уровне.

Мой Телеграм-канал

Философский взгляд на происходящее

Философский взгляд на происходящее

Сейчас война, год назад митинги в поддержку Навального, еще годом ранее начавшаяся пандемия, до этого несколько волн политического и экономического кризиса, вызванного Крымом, плюс участие России в Сирийской войне, отмотай еще немного – Арабская весна и мировой финансовый кризис. Короче, у нас всегда достаточно поводов беспокоиться о мировых проблемах и их влиянии на наше благополучие.

Но какой бы ни была проблема, ее ущерб для конкретного человека зависит и от него самого. Надо воздержаться от бессмысленного нанесения ран себе и окружающим, как это сейчас делают многие, забывая об известном стоическом принципе концентрироваться на том, что в их власти. В изложении Эпиктета оно формулируется как:

Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет… Итак, помни: если ты станешь рабское по природе считать свободным, а чужое своим, то будешь терпеть затруднения, горе, потрясения, начнешь винить богов и людей. Но если ты будешь только свое считать своим, а чужое, как оно и есть на самом деле, чужим, никто и никогда не сможет тебя принудить, никто не сможет тебе препятствовать, а ты не станешь никого порицать, не будешь никого винить, ничего не совершишь против своей воли, никто не причинит тебе вреда. У тебя не будет врагов, ибо ты неуязвим.

( Читать дальше )

Задачи воюющих сторон

 

 

Судя по сводкам, операцию военных можно назвать хирургической. Удары наносят высокоточным оружием, которым, насколько я знаю, российская армия не очень богата, по военным объектам; города предпочитают обходить, а не занимать; наиболее боеспособные украинские части связывают боем республиканские войска.

Любой военачальник, решающийся на наступательную операцию, рассчитывает на блицкриг, и российский президент здесь не исключение. Этой цели, по-видимому, надеются достичь путем принуждения украинского руководства к капитуляции. Ради этого пытаются заблокировать столицу, а удары на других направлениях выполняют сковывающую функцию в отношении тех сил, которые могли бы перебросить ей на подмогу.

Если украинский президент бежит из страны, или хотя бы из Киева, или попадет в плен, это, если не вынудит сражающихся капитулировать сразу, будет иметь сильный деморализующий эффект.

Но, очевидно, что Украина пока сдаваться не собирается. Одной из причин является то, что ни командование, ни идеологически заряженные националистические формирования не видят для себя ничего хорошего в таком завершении войны, справедливо полагая, что терять им уже нечего.

Их настроение передается простым военным, которые вполне могли бы откликнуться на путинский призыв расходиться по домам. За счет них, там, где наступающие не могут обойти обороняющихся, находит коса на камень. Ведь украинский солдат – это тот же русский солдат, особенно если считает, что отступать ему некуда.

Чего исходя из этого можно ожидать? Задачи сторон конфликта очевидны: для одной – его скорейшее завершение, для другой – затягивание.

Остальные страны пока предпочитают лишь со стороны наблюдать за тем, как медведь ломает схваченную добычу. Но если он в этом окажется не слишком убедителен, кто-то из толпы зевак, глядишь, и впряжется за слабого.

Иными словами, дальше в лес – больше дров: чем дольше все это тянется, тем выше ставки и тем менее хирургического стиля ведения войны можно ожидать от наступающих.

Мой Телеграм-канал

Признаю свою ошибку

В позавчерашнем посте я прошелся по возможным последствиям признания ЛДНР, предположив, что с российской стороны все ограничится вводом контингента, чтобы нормализовать обстановку с беженцами.

Кое-кто из гостей журнала оказался прозорливее.

Вот что написал Иван Петров:

Боюсь что самый первый Ваш тезис ошибочен.

Довольно странно стянуть у украинским границам самую боеспособную часть своей армии, разместить её для проведения стратегической наступательной операции в масштабах всей Украины — а потом ограничиться признанием и занятием только тех кусочкой ДНР и ЛНР что удержали в 14-15 гг. Для этого не нужно было делать все вышеописанное.

Кроме того, практически вся речь Путина была посвящена именно Украине, а не Донбассу — и главный смысл этой речи заключался в неприемлемости для России существования на Украине текущей власти — как власти националистов, врагов России и послушного оружия НАТО.

Сегодня Путин заявил, цитирую: «Россия признала ДНР и ЛНР в тех границах, которые обозначены в их конституциях.»
Украина, естественно, откажется отдавать территории республик.
Что даст основания предъявить ей ультиматум, а после его невыполнения — проводить то, ради чего развернуты и подготовлены войска.

Именно это развитие событий кажется мне наиболее вероятным


( Читать дальше )

Признание ЛДНР – что дальше?

По этому поводу сейчас делается много мрачных предсказаний и проводятся не внушающие оптимизма исторические аналогии. Никто не знает будущего, и случиться может всякое. Однако, будущее при всей своей неопределенности вытекает из настоящего, которое мы видим и, потому, можем оценивать сравнительные вероятности потенциальных исходов.

Итак:

1. Война с Украиной – оцениваю этот исход как маловероятный. Российское руководство на данный момент явно собирается ограничиться вводом контингента на территорию, и без того неподконтрольную Киеву. Если все так и останется, то для войны потребуется соответствующая инициатива со стороны последнего. Но соотношение сил не в его пользу. Война по-взрослому сулит новый Иловайск и, по русской традиции, новые отторгнутые от Украины территории. И потом, даже если бы они могли рассчитывать на победу, она бы им не принесла ничего кроме головной боли. Они бы получили разрушенный регион со 100% «ватным» электоратом. Спрашивается, зачем тратить силы на присоединение того, кто сядет тебе на шею и при этом будет голосовать против тебя;

( Читать дальше )

Роботизация

Недавно на семинаре, посвященном роботизации, я познакомился с хозяином фирмы, занятой этой самой роботизацией. Он не промышленный магнат, производящий агрегаты, начиненные электроникой. Он нанимает молодежь, чтобы писать код, выполняющий операции, которые пока выполняют люди.

Молодежь в плане возраста не только физического, но и программистского: этого достаточно для создания их программных продуктов. Ведь они призваны заменить людей на тех задачах, на которых человек работает, как робот, только гораздо хуже.

В масштабах экономики людьми выполняется огромный объем работы, вполне выполнимый с помощью кода, написание которого доступно школьнику. Напр., упомянутый предприниматель в качестве примера привел страховую компанию, где порядка ста человек периодически занималась всякими сверками документов, – ту ли цифру и в том ли месте поставили, – причем для замены людей на этом поприще требовалось написать нехитрую программку. Что они и сделали, отправив попутно ту сотню офисных работников на биржу труда.

( Читать дальше )

О прогнозируемом криптовалютном будущем

В мире инвестиций без труда можно найти авторитетов, ставящих на криптовалюты: «Период, который мы наблюдаем сейчас в криптовалюте, похож на период начальной адаптации интернета. Если тренд продолжится, то криптовалюта перейдет в период гипер-адаптации.» (Wells Fargo Research, February 2022).

Действительно, если какая-то конкретная криптовалюта будет распространяться так, как интернет, ее покупка сегодня сделает покупателя богатым завтра. Но следует учитывать и риски, с которыми сопряжена любая потенциально высоко-прибыльная инвестиция.

Главный риск представляют государства мира, не заинтересованные в существовании частных денег, включая такую их форму. Государству нужен контроль над денежными потоками и объемом денежной массы, что затруднено, если не невозможно, в случае распространенных сегодня криптовалют. Другой риск в том, что никто точно не знает, какая именно криптовалюта станет мировой подобно тому, как невозможно было заранее предугадать, которая из локальных сетей станет глобальной и возникнет ли таковая вообще.

( Читать дальше )

Парадокс Мински

Парадокс Мински
Был сформулирован еще в 80-е, а по-настоящему актуальным становится сейчас, когда государствам требуются все более сильные меры, чтобы сгладить очередной кризис.

Капиталистическая экономика работает циклически. Считаем ли мы это пороком (марксисты) или органичной составляющей ее существования (кейнсианцы), периодически возникающие кризисы многим доставляют неудобства. Отсюда желание многих, особенно претендующих на роль благодетелей человечества, устранить это неприятное явление.

В результате после войны государства стали проводить антициклическую политику – не в меру разогретую экономику охлаждать, а во время кризиса стимулировать, чтобы на выходе исторический график ВВП был как можно ближе к извлеченному из него графику тренда.

В последние годы широкая публика близко познакомилась со стимулирующими мерами – снижение процентных ставок и другие способы увеличения денежной массы, а также фискальные меры, включая раздачу денег. Получаемый в результате рост расходов – это дополнительная выручка для бизнеса, которая поддерживает его на плаву в плохие времена.

( Читать дальше )

Ставка и обеспеченность жильем

Уже давно подмечен долгосрочный эффект низкой ставки в Европе и США: жилье, бывшее некогда доступным среднему классу, перестало быть таковым. Выходит, что забота денежных властей о гражданах сделала их беднее в единицах жилплощади.

Механизм этой взаимосвязи я бы описал следующим образом. Снижение ставки побуждает людей делать расходы, как потребительские, так и инвестиционные. Больший спрос во всех отраслях – это, в свою очередь, производственный стимул. Таким образом, чистый эффект снижения ставки в том, что люди перераспределяют свое время между трудом и досугом в пользу первого.

В результате, общий объем труда и всего сопутствующего, что необходимо для производства благ, увеличивается. Что же происходит с ценами на блага?

Зависит от того, насколько легко их можно произвести в ответ на дополнительный спрос или, на нашей фене, от эластичности их производства по цене. Скажем, при наличии обильных месторождений соли ее можно поставить в избытке. А вот картин Леонардо в ответ на повышенный спрос больше не сделаешь, они могут только подорожать.

( Читать дальше )

теги блога Александр Скоробогатов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн