Конъюнктура во всех сегментах бизнеса сложилась благоприятно, что позитивно отразилось на показателях рентабельности задействованного (BV+Debt-Cash) капитала и долгосрочных активов. Операционная рентабельность (ROCE) превысила 25%, а свободный денежный поток (FCFE) продемонстрировал положительную динамику.
В файле подробно рассмотрены основные моменты, связанные с финансовыми показателями. Обращает на себя внимание повышенный относительно исторических средних уровень операционной прибыли в выручке.
В 2022 году компания существенно сократила объёмы реализации ресурсов третьих сторон. Продажи нефти, нефте- и газопродуктов составили 134 млн. тонн против 208 млн. тонн в 2021 году. Судя по цифрам выручки и расходов на «приобр. нефть/нефтепродукты», рекавери трейдингового бизнеса в 2023 году не наблюдалось.
В настоящий момент Лукойл хорошо оценён относительно генерируемых им денежных потоков. Однако оценка нефтяной компании всегда сопряжена с большой степенью неопределённости. Невозможно с точностью предсказать будущие цены на ресурсы и величину крек-спредов.
Один из ключевых факторов, который позволил сохранить повышенную рентабельность активов и капитала – это рекордная за полтора десятилетия чистая процентная маржа. В 4-м квартале она на 70 % превышала средний уровень 2011-2021 гг. Уже писал ранее о том, что у БСПБ дешевые пассивы. Смотрятся в этом плане даже лучше Сбера.
Причиной рекордной маржи БСПБ стал опережающий рост доходности активов над стоимостью фондирования. Доходность корпоративного портфеля существенно выросла из-за высокой доли кредитов на плавающих ставках. Коррекция в процентной марже должна произойти (она может быть сглажена ростом активов), но пока БСПБ генерирует существенные чистые процентные доходы. Судите сами: при 1 триллионе доходных активов каждый процентный пункт приносит в год дополнительные 10 млрд.рублей чистых процентов. Если у вас раньше чистые проценты на активы были 3.5 %, то в 4 квартале уже 6 %. В годовом выражении на триллион в первом случае имеем 35 млрд.чистых процентов, а во втором уже 60 млрд.
В среднем сценарии (2024 average URALS 66, USDRUB 92) компания может сгенерировать ~500 млрд.рублей операционной прибыли. Вторая составляющая прогноза, которая оказывает существенное влияние на процентные доходы и курсовые разницы, заключается в уровне валютизации финансовых вложений.
Уверенно можно говорить о том, что большую часть 2023 года финансовые вложения СНГЗ ~ на четверть были представлены в рублях. То есть доля fx составляла ~75 %. Опубликованные Росстатом цифры о переоценке финансовых вложений нефтяных компаний на конец года можно интерпретировать по-разному. Я сейчас затрудняюсь сделать однозначный вывод о том, какой процент депозитов номинирован в рублях. Предлагаю на 2024 год закладывать 2 сценария валютизации: 75/100 %%. В обоих сценариях финансовый результат получается почти идентичный, если мы не прогнозируем USDRUB на конец 2024 года > 100. В случае 75 % валютизации выше процентные доходы, но ниже курсовые разницы. По итогу одно демпфирует другое. В части курсовых разниц в таблице представлены 3 сценария USDRUB на конец года: 90/95/100/. От курса будут зависеть fx доходы.
Второй месяц подряд рентабельность капитала в годовом выражении превышает 35 %. Очевидно, что существенный вклад в повышенную рентабельность делают нерегулярные доходы. Это могут быть восстановление резервов под ОКУ/прочих резервов, операции с иностранной валютой и ценными бумагами.
За счёт регулярной части доходов при нормализованной стоимости риска на текущей достаточности капитала ROE может быть ограничен 20 %. Менеджмент в стратегии развития до 2026 года ориентирует рынок на рентабельность капитала 18+ %. Не 22+ % (Сбер) или 25+ (без суборда в Совкоме). Рентабельность капитала прямо влияет на мультипликатор p/bv. Чем выше рентабельность собственного капитала относительно стоимости его привлечения (ставка дисконтирования), тем выше должен быть p/bv. Спред между ROE и WACC характеризует способность компании создавать стоимость для своих акционеров. Если мы имеем дело с 20 % ставкой дисконтирования, то для того, чтобы стоить 1 капитал, банк должен генерировать 20 % возврат на капитал. Если рентабельность ниже, то и дисконт к капиталу фундаментально обоснован.
Сбербанк в январе 2024 (РПБУ, обзор основных моментов в файле): неплохой результат по чистой прибыли на повышенной стоимости риска. Рентабельность капитала до расходов на резервы и налога на прибыль почти 40 % в годовом выражении (на 7 п.п выше среднего уровня 2021 года). Чистая рентабельность капитала 20,7%.
Если экономическая среда не преподнесет негативные сюрпризы, то высока вероятность, что пик по резервам (как % от валового портфеля) Сбербанк пройдет в первой половине текущего года, т.к банки оперативно реагируют на ситуацию с качеством и превентивно формируют резервы. Представитель Сбера в прошлом году сообщал, что нормализованную стоимость риска можно оценить в 1.2-1.3 п.п. В январе 2024 года она была около 2 п.п. Я сейчас прогнозирую 2.5 трлн.рублей прибыли до резервов и уплаты налога на прибыль (доналоговая прибыль + резервы и переоценки).Цифры здесь и далее по РПБУ. Стоимость риска – это чувствительный к экономической конъюнктуре параметр. Предлагаю исходить из 2,25 — 2% (показатель января) в негативном сценарии.