В 2023 году наблюдалась рекордная за много лет чистая процентная маржа. В среднем по году она превышала 5 % (3.7-3.9%% 19-21гг.) и находилась не очень далеко от уровня Сбера. У БСПБ самый низкий показатель (в сравнении с ВТБ, Сбером, Совкомом) процентных расходов к балансовым пассивам. Здесь очень большая доля текущих счетов в клиентских средствах.
Если БСПБ удержат чистую процентную маржу на уровне 5+ % в следующем году, то при нормализованной стоимости риска рентабельность капитала может быть от 16 %. Напомню, что в текущем году абнормально высокая рентабельность капитала была во многом достигнута за счет доходов, которые не относятся к чистым процентам и комиссиям. Эти вещи не имеют свойства перманентно из квартала в квартал повторяться. Также не имеет свойства из года в год повторяться фри ланч с не просто 0 резервами по портфелю, а с доходами от их роспуска. У БСПБ покрытие резервами стадии 3 в 3-м квартале чуть ниже 100 %. У Сбера и Совкомбанка 130+%. Спред между текущей ставкой, под которую может занять бизнес, и средним по отраслям ROIC схлопнулся до минимального значения.
Обзор ситуации с выручкой в ноябре в ключевых сегментах российского фондового рынка: нефть и нефтепродукты, черная металлургия, нефтехимия и удобрения, добыча угля, руд цветных металлов, якутские алмазы.
В ноябре наблюдаем за развитием негативных тенденций в показателях выручки нефтяных компаний. Общий фон на нефтяном рынке ухудшился из-за неопределенности относительно баланса спроса и предложения. Наблюдаются серьёзные расхождения в оценках спроса со стороны основных think tanks. ОПЕК «рисует» одну картину, американцы — другую. И, учитывая, ценовую конъюнктуру, вероятно, ближе к истине американцы. Негативный фон на нефтяных рынках усугубляется расширением дисконтов на российскую нефть. По итогам ноября средняя цена URALS опустилась ниже 50 тысяч за тонну. В декабре цифра будет уже в районе 40 тысяч за тонну. Это ещё не плохо, но уже далеко не превосходно. Отдельное внимание стоит обратить на показатели продаж Алросы в октябре и ноябре. Компания заявляла в конце сентября о приостановке продаж на 2 месяца. Посмотрим, что будет по итогам декабря. В ноябре выручка составила всего 3 млрд.руб., а в сентябре было 25 млрд.руб.
Предлагаю ознакомиться с вилкой стоимости риска на 2024 год: от прогнозного уровня Сбера (1-1.2 %) до стрессового сценария в 3.5 %. В денежном выражении диапазон расходов на резервы получается от 400 до 1400 млрд.рублей. Прибыль до резервов и налога на прибыль заложена в размере 2530 млрд.рублей (3.67 трлн. net выручка (базовый сценарий чистой процентной маржи, комиссий, проч.доходов)/31% CIR). В лайт сценарии стоимости риска мы увидим в 2024 году рост чистой прибыли ~на 10-12 % г/г. Это то, о чем говорил Сбербанк на дне инвестора. В стресс сценарии мы имеем дело с 900 млрд.руб. чистой прибыли. Сбербанк не выглядит дорого и относительно негативного сценария на следующий год. Вероятность негативного сценария я бы не оценил сейчас выше 30 %.
Сегодня увеличил позицию в Совкоме (при цене IPO- готов перекладываться из Сбера сюда). Довел долю до 11 % от общего портфеля, на Сбер прямо сейчас приходится 36 %, на казахстанский Халык 15 %. Эти три истории объединяет отличная рентабельность капитала на фоне достаточно низкой оценки.