Аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «У инвесторов теплилась надежда, что ФРС окажет помощь рынку, но председатель Джей Пауэлл ясно дал понять, что в ближайшее время этого не произойдет. Выступая вчера поздно вечером в Чикаго, Пауэлл предположил, что центральный банк отложит решение на длительный период, чтобы снизить инфляционные ожидания».
«Тарифы, скорее всего, вызовут, по крайней мере, временный рост инфляции, — сказал глава ФРС — Инфляционные последствия также могут быть более стойкими».
При этом опрос потребителей, проведенный ФРС Нью-Йорка в марте, показал, что годовой прогноз инфляции подскочил до 3,6% впервые за 18 месяцев. Согласно последнему аналогичному опросу, проведенному Мичиганским университетом в апреле, годовой прогноз инфляции вырос до 6,7%, что является самым высоким показателем с 1981 года.
Аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов: «Повышение тарифов США окажет давление на кредитные показатели многих суверенных государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC), и риски возрастут, соответственно, часть стран получит понижение рейтингов. Высокая составляющая импорт APAC и существенная зависимость от спроса в США делают регион особенно подверженным тарифным рискам».
Например, в Китае (A/стабильный), Вьетнаме (BB+/стабильный), Тайване (AA/стабильный), Таиланде (BBB+/стабильный) и Корее (AA-/стабильный) экспорт продукции обрабатывающей промышленности и инвестиции являются важным драйвером экономического роста, заявляют в Fitch Ratings.
«Мы считаем, что некоторые юрисдикции с более высоким рейтингом имеют запас прочности для предоставления большей фискальной поддержки на своем текущем уровне рейтинга, включая Китай, Сингапур (AAA/Стабильный) и Тайвань. Однако у многих суверенных стран Азиатско-Тихоокеанского региона запас прочности, учитывая их высокий уровень задолженности и ограниченную фискальную консолидацию после пандемии, недостаточен», — рассуждают аналитики Fitch.
Как ожидают в Fitch Ratings, Трамп-тарифы окажут лишь небольшое прямое влияние на операционную среду банков стран Персидского залива (GCC), но косвенные эффекты из-за более низких цен на нефть и более слабой мировой экономической активности будут ключевыми.
Экспорт из GCC в США в основном состоит из углеводородов, которые освобождены от тарифов. Но Fitch снизило прогноз роста мирового ВВП в марте 2025 года до 2,3% в 2025 году и 2,2% в 2026 году, и риски смещены в сторону более резкого замедления экономик. Это может оказать давление на мировые цены на сырьевые товары, особенно на углеводороды.
Аналитик Mind Money Игорь Юров: «Рыночный баланс и цены на нефть будут в основном определяться мировыми экономическими показателями и управлением поставками ОПЕК+. ОПЕК+ имела большие резервные мощности более 6 миллионов баррелей в день в январе и заявила о планах начать отмену сокращений добычи с апреля».
***
Базовый сценарий Fitch до введения тарифов заключался в том, что ненефтяной ВВП для стран GCC в целом увеличится более чем на 3,5% как в 2025, так и в 2026 году. Однако более низкие цены на нефть и доходы бюджета могут привести к заметному сокращению ненефтяной экономической активности.
Рупия укрепилась до $85,6, приблизившись к трехмесячному максимуму в $85,3, достигнутому 3 апреля, поскольку общая слабость доллара остановила практику крупных банков продавать рупии в разрешенных количествах.
При этом доходность 10-летних индийских G-Sec в апреле упала до 6,4% -трехлетний минимум. Инвесторы верят в снижение процентных ставок и связывают надежды с недавними мерами по поддержке ликвидности.
Тимофей Крупенков: «RBI последовательно снижает базовую ставку РЕПО после того, как удерживал ее на уровне более чем четырехлетнего максимума в 6,5% в течение целого года, чтобы остановить замедление внутреннего роста. Центральный банк также провел серию инъекций ликвидности в коммерческие банки после того, как его защита рупии истощила внутренние резервы и ужесточила условия финансирования. Ожидается, что центральный банк продолжит снижать ставки, поскольку последние данные по инфляции показали, что рост цен упал до более чем пятилетнего минимума».
За два последних месяца институциональные инвесторы планеты рекордно сократили свои вложения в американские акции. Ожидается, что тотальное сокращение продолжится. Так, проведенный BofA Global Research ежемесячный опрос управляющих компаний показал, что дальнейшее сокращение вложений в американские бумаги предполагает заметное число руководителей.
BofA опросил 164 инвестора, под управлением которых находятся активы на сумму $386 млрд.
В частности, 42% инвесторов заявили, что ожидают глобальной рецессии, а это является самым высоким показателем с июня 2023 года и четвертым по величине уровнем за последние 20 лет.
Кроме того, 73% заявили, что, по их мнению, тема «исключительности США» достигла своего пика. То есть, раннее рекомендация, прежде всего искать объекты для инвестиций в США, считалась сама собой разумеющейся. Теперь – не факт. Эта идея двигала рынки в последние месяцы, но теперь 49% управляющих считают, что самой актуальной торговлей на рынках сейчас является «длинная позиция по золоту», впервые за 24 месяца вытеснив ставки на американских технологических гигантов.
В первом квартале банки Германии и нескольких других стран еврозоны ужесточили кредитные стандарты (внутренние руководящие принципы или критерии одобрения кредитов) для бизнес-кредитов и заявили, что готовы к дальнейшему ужесточению подходов по всем категориям кредитов.
Хотя это ужесточение оказалось слабее, чем ранее предполагалось, оно было обусловлено более высокими рисками, связанными с экономическими перспективами, прокомментировал ситуацию ЕЦБ в своем «Обзоре банковского кредитования», который станет ключевым фактором при принятии решения по процентной ставке в четверг.
Ожидается, что в четверг ЕЦБ снизит процентные ставки в седьмой раз за год, а позднее в этом году снизит их еще два или три раза. Надо что-то противопоставить неопределенности, поскольку тарифы сдерживают торговлю, а неопределенность сказывается на потреблении и инвестициях.
Доллар торгуется вблизи трехлетнего минимума по отношению к евро и шестимесячного минимума по отношению к иене. Золото поднялось выше $3 220 за унцию… Неопределенность, неопределенность и еще раз неопределенность. «Неопределенность в отношении тарифных планов Дональда Трампа продолжает стимулировать спрос на безопасные активы. Возможно, кроме золота еще стоит присмотреться к криптоактивам, которые сегодня из всех инструментов стали самыми обсуждаемыми», — резюмирует гендиректор Mind Money Юлия Хандошко.
Между тем на биржевом рынке остаются инструменты, не подверженные ни панике, ни избыточной волатильности.
Аналитик Mind Money Игорь Юров: «За прошлый месяц стратегия с товарными спредами принесла 5% на падающем рынке».
Эксперт по погодным моделям Mind Money Эдвард Никулин: «Существенного влияния введенных Дональдом Трампом тарифов на межтоварные спреды, в отличие от фондового рыка или от инвестирования в товарные индексы, нет. Все-таки спреды – это дельта-нейтральная торговля. И многие рыночные эффекты элементарно нейтрализуются».
В рамках мировой рецессии рано или поздно Россию догонит обвал цен и, соответственно, некоторый дефицит бюджета.
Гендиректор Mind Money Юлия Хандошко: «Есть вероятность, что этот обвал цен будет сопряжен с тем фактом, что наши китайские, индийские, даже европейские партнеры столкнутся с перетоваркой. И, соответственно, сделка России по продаже нефти будет автоматически обозначать покупку товаров страны, в которую нефть продается. По примеру того, как было с Индией, когда полбеды было продать что-то за рубли, а потом полбеды — забрать на эти рубли товары».
Возможна ситуация, когда на девальвационный процесс наложится обратный поток товаров, которые в Россию будут поставляться с некоторым дисконтом.
Юлия Хандошко:«Проще говоря, если американцы вводят 145% пошлину против Китая, это значит, что Китаю проще продать нам нечто с 25% пошлиной, чем и продавать американцам с 145%. А если китайцы купят нашу нефть с 20% дисконтом и продадут нам вещи с 25%, то останутся еще и в плюсе».
«Самым тревожным сигналом, безусловно, является одновременное падение курса доллара и казначейских облигаций США, — пишет наблюдатель Reuters Джейми Макгивер. — Пока еще рано говорить, является ли это началом более продолжительной тенденции. Но это предостережение».
Напомним, прошлая неделя оказалась потенциально поворотной как для доллара, так и для казначейских облигаций.
Аналитик Mind Money Игорь Юров: «Дальнейшее развитие ситуации во многом будет определяться зарубежными частными инвесторами, которые стали заметными маржинальными покупателями».
«Инвесторы частного сектора значительно увеличили свои вложения в казначейские облигации и, делая это в основном на нехеджированной основе, также значительно увеличили свою зависимость от доллара, — развивает мысль Джейми Макгивер. — Если глобальный кризис доверия в США наберет обороты, они, скорее всего, сольются раньше своих более уравновешенных и консервативных коллег из центральных банков.
По данным Казначейства США, в январе иностранцы держали казначейские облигации на сумму $8,5 трлн — центральные банки — $3,8 трлн, а частный сектор — $4,7 трлн.
Фьючерсы на медь в понедельник выросли примерно до $4,55 за фунт, продолжив рост прошлой недели, поскольку настроения инвесторов улучшились после решения Дональда Трампа освободить ключевые технологические продукты от недавно введенных «взаимных» тарифов.
Аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «Цены на медь также получили поддержку на фоне ожиданий того, что США все еще могут ввести тарифы на металлы. Это увеличило премию фьючерсов на медь в США по сравнению с сопоставимыми контрактами на Лондонской бирже металлов, поскольку потенциальные торговые барьеры угрожают избыточной нагрузкой на и без того ограниченные мощности Америки по выплавке меди».
Напомним, до недавних пор медь находится под давлением, например, 7 апреля цена на металл упала до $4,26. Вообще, первый квартал года был динамичным для меди, но мало что повлияло на рынок основного металла больше, чем угроза тарифов со стороны США. Такая возможность привела к увеличению разрыва в ценах между медью Лондонской биржи металлов (LME) и медью Чикагской товарной биржи (CME).