Росстат 5 апреля уточнил данные по ВВП России за 2023 год и ранее. Годовые цифры почти не изменились. Например, в 2023 году вместо роста на 3,585% ВВП вырос на 3,649%. С округлением и так, и так выходит 3,6%.
В то же время квартальные цифры изменились заметно. Дело в том, что 29 декабря Росстат уточнил данные по динамике ВВП 2021 (вместо -2,1% стало -1,2%) и 2022 годов (вместо +5,7% стало +5,9%). Но вот квартальные данные тогда он не уточнил.
Сейчас квартальные данные тоже приведены в соответствие.
Это макрообзор за 14 неделю 2024 года.
Выделю один сюжет: ВВП в феврале вырос на 7,7% (Минэк). Правительство, ЦБ, МВФ, ВБ будут вынуждены пересматривать свои прогнозы 2024 года в сторону повышения. Наш прогноз, напомню, +4,5%.
(все недельные обзоры здесь)
Ниже оглавление и краткий дайджест обзора. Затем подробности по каждому сюжету с иллюстрациями.
Мировая экономика
Экономика России
Есть валюта, признанная сотнями стран, но при этом так и не нашедшая широкого применения в международной экономике. Речь идёт о «специальных правах заимствования» Международного Валютного Фонда (МВФ).
Отчасти, как и у гонконгского доллара, это связано с объёмами: МВФ свою валюту эмитирует очень небольшими дозами. Но есть и ещё один серьёзный недостаток этой валюты: отсутствие территории, где такой валютой можно было бы свободно и без проблем рассчитываться.
У американского доллара в этом отношении несомненное преимущество. Любой обладатель долларов в мире может надеяться, что, даже если долларом станет невозможно рассчитываться в третьих странах, всегда остаётся возможность использовать его в самих США.
Причём территория валюты – это вовсе не обязательно одна конкретная страна. Тому пример – зона евро. Человека, держащего про запас евро, может успокаивать та мысль, что в любой из стран Еврозоны его сбережения обладают реальной ценностью.
3 тезиса и 4 идеи о новой мировой валюте
Дедолларизировать мировую экономику можно. Причём довольно быстро и достаточно легко. Только делать это нужно, опираясь на американский же доллар.
СОДЕРЖАНИЕ
Недовольные глобальной гегемонией доллара были всегда.
«В 1960-е гг. министр финансов [и будущий президент – С.Б.] Франции Валери Жискар д’Эстен жаловался, что доминирование американского доллара даёт Соединённым Штатам «чрезмерную привилегию» дёшево занимать у всего остального мира и жить не по средствам. Как союзники, так и противники Америки с тех пор не раз повторяли эту мысль.»
— отмечали три года назад в Foreign Affairs европейские аналитики Simon Tilford and Hans Kundnani.
Соответственно и разговоры, что хорошо бы с этой гегемонией попрощаться, ведутся давно.
По нашей предварительной оценке рост реальной денежной массы в марте замедлился до 9,2% годовых (после 10% в феврале).
Сейчас мы видим в экономических данных отголоски того роста РДМ, когда Набиуллина временно пробила свой «потолок». На 1 марта рост, по нашей оценке, составил 10,0% — замедление продолжается.
По динамике РДМ мы с вами уже видим, куда всё идёт (к замедлению), но все остальные ещё много месяцев будут в эйфории от поступающих данных.
По нашим расчётам рост ВВП в этом году (4,5%) будет даже больше, чем в прошлом (3,6%).
И, соответственно, стимула менять что-то в денежной политике у ЦБ ещё долго не предвидится. Если только функционеры ЦБ сами это не увидят.
Индекс деловой активности в промышленности России (PMI manufacturing) от S&P Global в марте ставит новые 18-летние (с 2006 года) рекорды: 55,7 пункта.
Данные за март от Росстата будут только через месяц, но по «быстрым» показателям видно, что устойчивый рост российской экономики в марте уверенно продолжался.
В частности, быстро растёт рынок легковых автомобилей.
В мировой экономике тоже в целом всё в порядке, прежде всего за счёт стран БРИКС.
(все экспресс-обзоры здесь)
Мировая экономика
В Государственной Думе отчитывался премьер Михаил Мишустин. После его отчёта были вопросы и выступления от фракций.
В своём выступлении (от фракции Справедливая Россия — Патриоты — За Правду) Александр Бабаков дважды упомянул реальную денежную массу.
Цитата с сайта партии:
«Однако наиболее острый и неотложный вопрос, который необходимо решить ещё до любых организационных нововведений, – это существенное изменение ДКП (денежно-кредитной политики – Прим. ред.).
Денежное малокровие российской экономики нужно прекращать буквально сегодня. Сейчас это главный и самый мощный тормоз нашего развития и даже более того – это серьезная опасность. Запад ещё может включить режим экономической, в том числе военно-промышленной мобилизации, и этого нельзя исключать. Но даже и без военно-политических вызовов очевидно, что решить весь тот огромный список задач, поставленных Президентом, только за счёт прежних накоплений государственных или частных невозможно чисто физически. Бюджет – это всегда перераспределение уже произведённого. Для создания нового всегда требуется новая денежная масса.
Часто читаю в комментариях, что, мол, нынешний рост «не такой», потому что происходит за счёт роста «бесполезных» военных расходов.
Во-первых, за счёт тех или иных расходов правительства рост не происходит. Потому что правительство не может добавить денег в экономику. Оно может только сначала изъять (в виде налогов, например), потом добавить.
Добавление денег происходит исключительно за счёт действия банковской системы во главе с ЦБ. У ЦБ здесь ключевая роль.
«Бесполезных» расходов не бывает. Если вы сходили на концерт или спектакль, то хлеба, одежды или ещё чего-то материального у вас больше не стало. Но это часть экономики. Нематериальная часть.
Даже если некий богач построил себе шикарный дворец, который назавтра сгорит в пожаре, то и это (пожар) для ВВП безразлично — ВВП растёт: рабочие получили зарплату за работу, идут тратить эти деньги на хлеб, одежду, концерты и т.п.
Иллюстрация: чучело масленицы. Люди платят за то, чтобы его сжечь.
Что новые данные Росстата и Минэка за февраль говорят о прогнозе ЦБ? По этому прогнозу рост ВВП во 2-4 кварталах 2024 года должен обнулиться.
Когда Минэк дал свою оценку роста ВВП в январе (+4,6% годовых), мы посчитали: что, если в феврале и марте (= и в первом квартале в целом) темпы роста сохранятся на том же уровне +4,6% годовых?
Получилась такая картина.
Рост в 4 квартале по прогнозу ЦБ должен составить 0,5%*.
А рост за год должен составить 1,5%**.
Легко посчитать, что при таких заданных условиях рост ВВП во 2 и 3 кварталах должен составить менее 1%, а именно 0,8% годовых.
Когда мы об этом писали (см. «Как рушатся пессимистичные прогнозы ЦБ»), мы предупреждали:
Первые оценки МЭР традиционно пересматриваются в сторону повышения (=за январь после пересмотра будет не 4,6%, а больше).
В феврале рост будет больше обычного на 3,5% из-за високосного 29 дня (= в феврале рост будет не 4,6%, а выше).
В марте, по данным Минпромторга, было зарегистрировано 146 тысяч легковых автомобилей.
Для понимания: это выше, чем в марте 2021 года и второй лучший март за последние 10 лет.