Главным событием уходящей недели стал указ Байдена по запрету инвестиций в Китай.
Редакция была более мягкая, нежели предварительные варианты, ибо нет запрета по инвестициям в публично торгуемые акции, компаниям дали 45 дней для обсуждения и, после обсуждений, не исключено внесение изменений, тем не менее, этот указ положил начало новому витку торговых войн, а торговые войны — это всегда негатив и увеличение риска рецессии.
Вторым событием, нанесшим вред рынку, был инсайд от FT о том, что рост прибыли чиповых компаний, в частности Нвидиа, связан с покупками чипов Китаем впрок по причине опасений запрета экспорта чипов Байденом.
В сочетании с оглашением Нвидиа о переносе производства нового чипа для ИИ на 2 квартал 2024 года вместо конца 2023 года ранее эта новость убила в инвесторах мечту о технологической революции, которая предотвратит рецессию.
Негатив уходящей недели наложился на предыдущие проблемы по снижению рейтинга США с нехваткой ликвидности, банковские проблемы тоже никуда не делись, а теперь рейтинговые агентства начали снижать рейты банков США, в Китае призрак очередного витка краха девелоперов.
На предстоящей неделе будет мало важных плановых событий.
Всего один главный релиз: инфляция CPI США в четверг, который очень сильно повлияет на долговой рынок и, как следствие, на фондовый и валютный рынки.
Важны аукционы ГКО США после снижения рейтинга США Фитчем.
Все звезды сойдутся в четверг: публикация инфляции CPI США, рынки опасаются роста общей инфляции на фоне пипсового падения базовой инфляции, если прогноз оправдается, то вечером аукцион 30-летних ГКО США будет провальным и фонда рухнет (скорее всего, если аукцион не будет договорен с банками заранее по выкупу) .
Вторая тема, которая может усилить панику – подписание Байденом указа о запрете инвестиций и продаже технологий в Китай.
Согласно недавним инсайдам, на неделе с 7 августа Байден огласит санкции в отношении Китая, время неизвестно, может быть в любой день, но я думаю, что после снижения рейта США Фитчем Байден отложит подписание указа до конца августа, дабы не усиливать панику на рынках.
Будет много ФРСников в эфире, но в любом случае решение ФРС на сентябрьском заседании зависит от динамики инфляции и ситуации на долговом рынке США, если инфляция вырастет, но долговой рынок рухнет – ФРС останется в режиме паузы.
На уходящей неделе главными были экономические отчеты США и отчеты компаний.
Внеплановым событием стало снижение рейтинга США агентством Fitch, что привело к уходу от риска в традиционной корреляции на фоне роста доллара, а значит на текущем этапе рынки не опасаются долгового кризиса с выходом инвесторов из всех активов США, текущие опасения касаются только повышения вероятности рецессии по причине роста расходов бюджета на обслуживания госдолга и необходимости повышения налогов правительством США в будущем (понятно, что до выборов президента этого никто делать не будет).
Тем не менее, эта тема далеко не закрыта и следующим этапом проверки станут аукционы ГКО США на следующей неделе.
Экономические отчеты США были смешанными, но общий вывод – экономика США замедляется.
ISM подтвердил, что промышленность США в рецессии, а сектор услуг хоть и остается на территории роста, но замедляется.
Примечательно, что в июле компоненты цен в обоих ISM выросли, а занятости резко упали.
Отчет по рын
Общую ситуацию обновлять не имеет смысла, ибо она с момента «вводной в август» не изменилась.
Какова важность отчета по рынку труда США за август?
Важность низкая, ибо до решения ФРС в сентябре выйдет ещё один нонфарм и два отчета по инфляции и куча прочих отчетов по росту экономики, не говоря о том, что после понижения рейтинга США Фитчем ФРС вряд ли захочет усугублять ситуацию на долговом рынке дополнительным повышением ставки, порог для повышения ставки ФРС теперь очень высок.
Но локально буря в стакане возможна при выходе нонфарма, значительно отличающегося от прогноза.
Конечно, при откровенно провальном нонфарме реакция рынков будет сильной и длительной, ибо такой отчет вернет страхи в отношении рецессии, но провальный нонфарм в июле маловероятен, да и согласно косвенным данным рынок труда ещё находится в стадии роста, хотя замедление очевидное.
Первая реакция рынка будет на количество новых рабочих мест, вторая и главная – на рост зарплат и уровни безработицы.
После того, как Пауэлл указал на важность динамики зарплат для снижения инфляции, этот показатель становится основным.
Август, как и июль, в большинстве случаев является спокойным летним месяцем, которому свойственна диапазонная торговля.
В августе в отпусках находятся не только крупные инвесторы, но и члены правительств и ЦБ, важные решения принимаются редко.
Но если в июле участники рынка склонны игнорировать любое ФА, следуя за трендом, то в августе инвесторы похожи на пчел, подозрительно следящими за внешним фоном, ибо любое важное внеплановое событие может привести к фиксированию прибыли перед традиционным сентябрьским трендом.
Кроме того, именно в августе по истории происходили «черные лебеди», понижение рейтинга США S&P в 2011 году, крах Леман Бразерс в 2008 году.
Черные лебеди наиболее вероятны в августе по причине отпусков членов ЦБ и правительств, предупреждать неприятности некому.
Первое внеплановое ключевое событие августа уже произошло этой ночью – агентство Fitch понизило кредитный рейт США, а поскольку 2 из 3 агентств уже снизили рейт ААА США, то рейтинг США теперь АА.
Уходящая неделя была насыщена важными событиями, но рынки проигнорировали большую часть из них.
Рынки сначала с удовольствием отреагировали на риторику Пауэлла во время пресс-конференции о том, что решение по ставке на сентябрьском заседании не было принято и, если инфляция продолжит падать в стиле июньских отчетов, то на сентябрьском заседании ставка останется неизменной.
Но когда Пауэлл заявил, что цель по инфляции в 2,0%гг будет достигнута в конце 2025 года, а снижение ставок может начаться в этом же году раньше в случае уверенности в падении инфляции к 2,0%гг, то рынки расстроились, фондовый рынок упал к уровням ниже до ФРС.
Примечательно, что реакции на заявление Пауэлла о том, что персонал ФРС больше не прогнозирует рецессию в 4 квартале 2023 года, почти не было, видимо, это совпало с ожиданиями, уже учтенными инвесторами ранее или же рынки осознают, что прогнозы ФРС чаще нужно интерпретировать наоборот.
Вроде бы поведение рынка было логичным на ФРС за вычетом одного «но» — на сильном отчете МЕТА рынки выросли, забыв о ФРС, хотя очевидно, что МЕТА обязана ростом прибыли во 3 квартала ошибкам Маска, а он их вряд ли намерен повторить.
Общая ситуация
Общая ситуация не изменилась со вчерашнего дня, ибо заседание ФРС не дало новой информации.
И ранее было понятно, что ФРС хочет нивелировать ожидания рынка по снижению ставок в 2024 году, но отсутствие снижения ставок перед выборами президента США маловероятно, снижать их нужно минимум за полгода до выборов, поэтому рынки правы в своих ожиданиях.
Заявление Пауэлла о том, что персонал ФРС отменил свой прогноз по наступлению рецессии в 4 квартале 2023 года не должно воодушевлять, ибо статистика прогнозов ФРС говорит о том, что изменение прогноза увеличивает риски рецессии в США.
Заседание ЕЦБ.
Очевидно, что ЕЦБ повысит ставку на 0,25%, вся реакция рынка будет на дальнейшие указания по траектории ставок.
Инсайд по ЕЦБ, а по истории инсайды от ЕЦБ очень точны, гласит о том, что члены ЕЦБ не хотят давать четкие указания на повышение ставки в сентябре, но и не хотят, чтобы рынки подумали о том, что цикл повышения ставок завершен, в связи с чем коммуникация Лагард будет ещё более запутанной, нежели обычно.
ФРС планово повысила ставку на 0,25% и поменяла шаблон сопроводительного заявления на майское, изменений не было даже в части оценки инфляции, хотя падение инфляции в июне заслуживало того, чтобы о нем упомянули хотя бы одним словом, но членам ФРС было влом, лето, солнце, воздух и вода.
Пауэлл радостно сообщил, что дальнейшая политика повышения ставок зависима от данных, как будто раньше это было с потолка.
Рынки выросли, когда Джей сообщил, что ФРС не принимала решение о повышении ставки в сентябре, но огорчились, когда он заявил, что ФРС не принимала решение о повышении ставки на каждом втором заседании, ибо ставки могут повышаться последовательно на каждом заседании или на 2х заседаниях из 3х, в общем, сентябрьская встреча такая же живая, как и Ленин.
Пауэлл сказал, что базовая инфляция ещё высока, а рынок труда очень плотный и рост зарплат важен для снижения инфляции.
Джей отрицал снижение ставок в этом году, пренебрежительно сообщил, что только несколько членов ФРС рассуждают о снижении ставок в 2024 году, а сам он ожидает достижение цели по инфляции в 2025 году и, когда будет уверенность в снижении инфляции к цели в 2,0% — ФРС может снизить ставки до нейтрального уровня, а потом, после достижения цели, снизить ниже нейтрального уровня.