Блог им. InveStory
Диасофт — российский разработчик ПО, работает с 1991 года. Если Астра известна в первую очередь своей операционной системой Astra Linux и целым зоопарком различных инфраструктурных программных решений, то у Диасофт есть четкая специализация — софт для финансового сектора.
В числе крупных клиентов Диасофта 15 из 30 крупнейших банков России, а также ведущие российские страховые и управляющие компании.
Основные программные продукты:
— Digital Q.Financials — комплекс решений для банковского бизнеса;
— Digital Q.Risk&Compliance — управление рисками и соблюдением нормативов;
— Digital Q.Analytics — бизнес-аналитика и отчетность;
— Digital Q.Financial Markets — для рынков капитала;
— Digital Q.ERP — модули управления ресурсами предприятия;
— Digital Q.Government — цифровизация государственного сектора.
Основная часть выручки приходится на крупные финансовые организации. Так, 64 крупнейших клиентов приносят 92% выручки, из них 16 наиболее крупных — 61%. Коэффициент оттока клиентов у Диасофта составляет около 1-2% ежегодно, то есть немного. Как отмечает сама компания, это обусловлено высоким качеством обслуживания и сложностью перехода на другие системы из-за их интеграции с инфраструктурой клиента.
По итогам 2022 финансового года (завершился 31 марта 2023):
— Выручка составила 9.3 млрд руб. (+29% год к году);
— EBITDA — 4.1 млрд руб. (+34%);
— Чистая прибыль — 3.3 млрд руб. (+35%);
— Доля рекуррентной выручки (ПО, предоставляемое по подписочной/сервисной модели) — 57%;
— Долг/EBITDA — ноль.
SberCIB в своем закрытом отчете прогнозируют, что в 2023-2026 гг. выручка Диасофта будет расти в среднем на 32% в год, EBITDA — на 34%, а чистая прибыль — на 33%, то есть в достаточно бодром темпе. Рентабельность по EBITDA вырастет с 43% в 2022 году до 48% к 2030 году, по чистой прибыли — с 35% до 41.5%.
Так как софт для финансового сектора — достаточно нишевая тема, Диасофт планирует развиваться в следующих направлениях:
— ПО для госсектора и ERP-системы. Этот сегмент включает решения для цифровой трансформации госсектора и системы управления ресурсами предприятий.
— Системное ПО и средства производства ПП. В этот сегмент входит разработка инфраструктурных, производственных и технологических платформ.
— CRM и цифровые решения. Сегмент включает программные продукты для цифровой трансформации бизнеса, взаимодействия с клиентами и управления продажами.
— Страхование. Здесь Диасофт может нарастить долю за счет автоматизации всех основных направлений страхового бизнеса.
— Международные рынки. Компания рассматривает возможность выхода на рынки дружественных стран.
Проблема только в том, что более-менее в каждом направлении — высокая конкуренция. В том же ПО для Госсектора доминируют два огромных игрока — 1С и Ростелеком. Поэтому в данном сегменте Диасофт рассчитывает на небольшую долю в 4% через 3 года (сейчас около 1%). Спрашивается, зачем лезть туда, где ты не будешь обладать конкурентноспособной позицией? Этот момент нас сильно смущает.
В итоге: у Диасофта неплохие позиции в финансовом секторе, а стратегия роста компании заключается в том, чтобы занимать долю рынка везде и понемногу. Такая стратегия вызывает у нас сомнения, поэтому нам Диасофт интересен скорее как спекулятивная история а-ля IPO Астра-2. Вау-эффект Астры вряд ли удастся повторить, но даже если это удастся сделать хотя бы частично — то это должно дать неплохую доходность инвесторам в ходе IPO.
Будем думать над спек участием в IPO, время есть — торги акциями Диасофта должны начаться 16 февраля.