Блог им. sfbankir
Рассказы о непомерно расточительных расходах ходили в Китае годами, поскольку города и провинции накапливали долги для строительства инфраструктуры и увеличения ВВП страны.
Эти долги достигли невероятных размеров, и сейчас приходится расплачиваться. Заимствования часто осуществляются через механизмы финансирования местных органов власти (lgfvs) — фирмы, созданные чиновниками для обхода правил, ограничивающих их возможности брать взаймы. В конце прошлого года непогашенные облигации этих организаций достигли 13,6 трлн юаней (2 трлн долларов), или около 40% рынка корпоративных облигаций Китая. Кредитование через непрозрачные, неофициальные каналы означает, что в действительности долги значительно выше. По оценкам на 2020 год, цифра составляла почти 50 трлн юаней.
Заимствование в таком масштабе казалось неустойчивым даже в эпоху быстрого роста Китая. Но катастрофическая политика поставила местные органы власти на грань, и после ажиотажа с возобновлением работы долгосрочные перспективы роста Китая ухудшаются. Политика страны по борьбе с коронавирусом нанесла ущерб потреблению, сократила фабричное производство и вынудила города и провинции потратить сотни миллиардов юаней на тестирование и карантинные объекты. Между тем, кризис недвижимости в прошлом году привел к 50-процентному падению продаж земли, от которых местные органы власти рассчитывают получить доход. Хотя сейчас обе проблемы решаются — с отказом от нулевого ковида и ослаблением правил собственности — могла быть запущена катастрофическая цепь событий. Согласно недавнему опросу, около трети местных властей испытывают трудности с выплатой долгов. Бедствие угрожает государственным службам и уже вызывает протесты. Дефолты могут принести хаос на рынки облигаций Китая.
Чтобы свести концы с концами, местные органы власти проникли в более дорогие и темные уголки рынка. По словам Майкла Чанга из cgs-cimb, брокера, более половины находящихся в обращении облигаций lgfv в настоящее время не имеют рейтинга, что является самым высоким показателем с 2013 года. Многие lgfv больше не могут выпускать облигации на внутреннем рынке Китая или рефинансировать облигации с наступающим сроком погашения. Выплаты по облигациям впервые за четыре года превысили поступления от новых выпусков в последние три месяца 2022 года. Чтобы избежать дефолтов, многие теперь ищут неформальные каналы заимствования, которые часто называют «скрытым долгом», потому что аудиторам трудно определить, сколько именно они должны. Проценты по этим долгам намного выше, а сроки погашения короче, чем на рынке облигаций. Другие чиновники ушли в офшоры. В прошлом году lgfvs выпустила долларовые облигации на рекордную сумму в 39,5 млрд долларов, по которым многие сейчас выплачивают купоны более 7%.
Эти более высокие ставки имеют задатки кризиса. В отчете Аллена Фенга и Логана Райта из исследовательской фирмы Rhodium говорится, что 109 местных органов власти из 319 опрошенных с трудом выплачивают проценты по долгам, не говоря уже о погашении основной суммы долга. Для этой группы местных властей проценты составляют не менее 10% расходов, что является опасно высоким уровнем. В Тяньцзине этот показатель составляет 30%. Город на процветающем восточном побережье Китая, в котором проживает 14 миллионов человек, является главным кандидатом на роль дефолта, который спровоцирует рыночную панику. Хотя Тяньцзинь соседствует с Пекином, его финансовое положение сродни отдаленным западным и юго-западным провинциям. С 2019 года город покинуло не менее 1,7 млн человек, и масштабы оттока напоминают отток из провинций «пояса ржавчины». Низкий доход от продажи земли может покрыть только около 20% краткосрочных обязательств города по lgfv.
По всему Китаю начинает ощущаться давление на местные бюджеты. 23 февраля частная автобусная компания в городе Шанцю, провинция Хэнань, заявила, что приостановит работу из-за отсутствия государственной финансовой поддержки. Несколько других в другом месте сказали то же самое. Сокращение медицинских пособий вызвало протесты в городах, включая Далянь и Ухань, где их встретило сильное присутствие полиции. Местные органы власти изо всех сил пытались заплатить частным фирмам за счета, связанные с коронавирусом, такие как оборудование для тестирования. Местами они также не платят рабочим-мигрантам, что привело к новым протестам.
Некоторые местные органы власти начали продавать активы, чтобы избежать дефолтов. Недавнее ослабление правил на фондовых биржах могло бы помочь населенным пунктам привлечь капитал от населения посредством листинга. Правительства также могут начать закладывать активы в частные сделки. Однако неясно, как далеко чиновники готовы зайти и кто купит предлагаемые активы. Например, новый деловой район в Тяньцзине, кажется, имеет много признаков успеха — не в последнюю очередь несколько рядов сверкающих новых башен и дилерский центр Porsche через дорогу. Но большинство магазинов на первом этаже проекта, находящегося в совместной собственности местной государственной компании и частной фирмы, пустуют. Местные чиновники начали продавать с аукциона отдельные этажи. Одна из таких распродаж недавно закончилась без покупателя.
Центральное правительство переводит средства на места в большем масштабе, чем когда-либо прежде. По словам господ Фэна и Райта, в период с 2020 по 2022 год было предоставлено более 30 трлн юаней. Компания lgfv в городе Цзуньи, в задолжавшей юго-западной провинции Гуйчжоу, недавно договорилась с местными банками о снижении ставок, отсрочке основных платежей на десять лет и продлении срока погашения долга до 20 лет. Такие договоренности могут стать более распространенными в будущем. Сторонники утверждают, что они указывают на искреннюю готовность местных чиновников выплатить свои долги и являются признанием того, что это просто займет больше времени, чем ожидалось.
Но постоянно растущий долг за последнее десятилетие предполагает, что многие проекты никогда не станут по-настоящему прибыльными, говорит Джек Юань из рейтингового агентства Moody’s. Например, проблемный lgfv в Цзуньи имеет отрицательный денежный поток с 2016 года и, похоже, мало надеется на улучшение ситуации. Как спрашивают аналитики Rhodium, если эти правительства не могли производить платежи, когда рост местного ВВП был высоким, часто выше 7%, как они будут справляться в предстоящее десятилетие с ростом, возможно, на 3%? ■
Чтобы получить более экспертный анализ крупнейших событий в области экономики, финансов и рынков, подпишитесь на Money Talks, наш еженедельный информационный бюллетень только для подписчиков.
China Statistical Yearbook 2017. Bureau of Statistics of the PRC. www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/ annualdata/.
“China plans to increase the budget deficit in 2019,” Vesti, Ekon., Jan. 9 (2019). www.vestifinance. ru/articles/112787.
I. V. Vakhrushin, “Debt problems in China’s economy: Approaches to assessment, scenarios, and solutions,” Probl. Dal’nego Vostoka, No. 5, 63–74 (2016).
Wu Xun, An introduction to Chinese local government debt (2015). gcfp.mit.edu/wpcontent/uploads/ 2013/08/Policy-Report-of-Chinese-local-Government- Debt-final.pdf.
W. Raphael Lam and Jingsen Wang, “China’s local government bond market,” IMF Work. Pap., No. 18/219 (2018). www.imf.org/en/Publications/ WP/Issues/2018/09/28/China-s-Local-Government-Bond-Market-46275.
Hui Jin and I. Real, “Regulating local government financing vehicles and public-private partnerships in China,” IMF Work. Pap., WP/16/187 (2016). https:// www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp16187.pdf.
Chen Jca, “Local govt debt to be swapped,” IA China Daily, Jan. 26 (2018). www.chinadaily.com.cn/ a/201801/26/WS5a6a605ba3106e7dcc136aba.html.
G. Lu and L. Li, “China’s hidden subnational debts suggest more LGFV defaults are likely,” S&P Global Rating, Oct. 15 (2018). www.spratings.com/ documents/20184/0/ChinasHiddenSubnationalDebtsSuggestMoreLGFVDefaultsAreLikely.pdf/00c1bdd1-70c0-9240-12df-850df192c602.
Ministry of Commerce of the PRC. yss.
Еще как копируется. Нажимаете ctrl+P и оттуда копируете
И пендосы сразу начали проводить «исследования»))
Возможно, китайцы и размахнулись со строительством, возбужденные от профитов возможных
Но КНР спрос и предложение контролирует, проблемы по-любому не сравнимы с Коллективным Западом
Сигналы о перепроизводстве в стройке в Китае идут уже 15 лет. Пока этого мало для констатации факта наличия радикальных проблем
А главное… все забыли про 30 трилионов баксов америки ? Стране где своих производств с гулькин нос ( в отличии от китая).
Но понятно. Америка… это америка. А китай. это тьфу.
у китая в 2020м полный будет 2т/0.4 = 5тр при том что народа в 4 раза больше. Найдут как списать
От этого путаница одна возникает. То же самое эти поцы писали и про Россию! Дескать, завтра рухнет. Где анбайсд глобал вью?
итог — на лице страны
Или почему они не хотят «перезагрузить» систему. Обанкротятся половина, ни че страшного, у них производственные мощности есть, очень быстро из этого кризиса вылезут. Волнения в народе конечно будут, но армия тоже не маленькая.
чет лихой разброс
Об этом долге кстати давно говорят, я че и угорал, когда узнал, что наши в юане стали резервы держать ))
У Ceic 768%
Общий долг также раза в два меньше в процентах.
Ставки десятилеток в Китае ниже.
Инфляция меньше.
Рост ВВП выше.
Торговый профицит рекордный.
Ну да, дефицит бюджета в 2022 большой.
Но пока навскид ситуация лучше США и ЕС.
Для нас интересен вопрос, что будет с юанем против доллара? И тут очень противоречивые сигналы, несколько западных аналитиков ожидают снижение юаня