Блог им. M2econ

Почему падение цен на нефть не влияет на российский ВВП

Некоторые пессимисты, давая негативный прогноз ВВП на 2023 год, упоминают, что цены на нефть снижаются, потолок цен на российскую нефть в некоторых странах действует. И делают вывод, что в такой ситуации ВВП России в 2023 году вырасти не может из-за падения экспортных доходов.

Но влияние экспортных успехов на российский ВВП сильно преувеличено.

Кейс 2022 года

Возьмём простой пример: 2022 год.

Цены на нефть в этом году были высокими. А показатель чистого экспорта («экспорт минус импорт») взлетел в небеса.

Соответственно рекордным стал так называемый счёт текущих операций (СТО).

График 1.

  Почему падение цен на нефть не влияет на российский ВВП 

2022-2025 годы: оценка и прогноз ЦБ

Но вот российский ВВП от таких чудесных экспортных успехов не вырос. Более того, как подсчитали по данным Росстата аналитики канала «Твёрдые цифры», чистый экспорт внёс в ВВП отрицательный вклад в 2022 году.

График 2.

  Почему падение цен на нефть не влияет на российский ВВП 

Источник: https://t.me/xtxixty/3207

Отсюда можно сделать и обратный вывод: сокращение сальдо СТО (или, упрощая, — экспортных доходов России) в 2023 году не будет препятствием для роста ВВП.

Примеры из прошлого

Если внимательно посмотреть график 1, то таких примеров, когда сальдо СТО сокращалось, но ВВП при этом рос, великое множество.

2001, 2002, 2007, 2012, 2013, 2016, 2019 годы — во все эти годы сальдо СТО сжималось, но ВВП при этом рос.

Вывод

Сокращение экспортных доходов, сжатие торгового сальдо (или сальдо счёта текущих операций) — всё это не помешает экономике России расти в 2023 году.

Напомним, что мы прогнозируем рост ВВП в этом году более чем на 6%.

===

Ещё на эту тему: Деньги или Нефть, что влияет на ВВП сильнее? https://dzen.ru/b/Y_TDJzv2I2fyPikc?share_to=link

P.S.

Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР

Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.

___

Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм

Телеграм : https://t.me/m2econ

Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!

Буду благодарен вам за лайки и комментарии

★2
98 комментариев
Потому  что деньги эти не шли в экономику от слова совсем. А копились.  У нас как вы помните при таких та доходах даже курс 120 был…
avatar
Спасибо, интересно 👍
Тимофей Мартынов, спасибо за высокую оценку, Тимофей. 
avatar
Полная фигня...
Сова на глобус...

Ищите ошибки (лаг между падением цены и влиянием на экономику первое предположение, второе — работа бюджетного правила и так далее)
Сергей Кузнецов, так бюджетное правило и не давало расти экономики. Сейчас его несмотря на все потуги финансового блока реанимировать не получается и это для экономики хорошо.
avatar
infinity_warrior, бюджетное правило резко снижало зависимость экономики от цен на нефть
Сергей Кузнецов, в смысле не давало ей развиться в придушенном состоянии?

Приходит еврей к раввину:
— Ребе, у меня дома жена, дети, теща — ну совсем места нет,
что мне делать?
— Купи собаку!
— Но ребе, у меня же и так нет места!!
— Купи собаку!!
Через месяц еврей опять приходит:
— Ребе, совсем плохо стало, деться некуда, собака всё времиа
по дому бегает, дети орут...
— Купи козу!
— Но ребе?!!
— Купи козу!!
Еще через месяц:
— Ребе! помогите, умираю. Коза гадит прямо в доме, все просто
стонут, сплошной кошмар!
— Купи корову!!!
— Но ребе, это уж чережур!
— Я тебе сказал, купи корову!!!
Еще через месяц приходит еврей, совсем никакой:
— Ребе, я вас всегда уважал, но из-за ваших советов житья
совсем не стало. Спасите
— А вот теперь продай собаку, козу и корову!!
Через день прибегает еврей, вне себя от счастья:
— Вот спасибо вам, ребе, так стало хорошо, так свободно!!!
avatar
infinity_warrior, хочешь как у Брежнева получилось?.
Цены на нефть вверх — гуляй вся страна, даже зерно покупали)))
Цены вниз — страна развалилась.
Так Силуанов с Набиулиной этот сценарий хотели избежать.

Сейчас мы опять стали очень зависимы от цен на нефть. Единственный сценарий — начать экономить. И он осуществляется — реальный уровень жизни начал падать. Это повышает шанс противостоять падению цен на энергоносители без развала.
Сергей Кузнецов, уровень жизни начал падать очень давно, задолго до Крыма и СВО:

В развитых странах для сглаживания бюджетных доходов используют заимствования, а недоразвитым советуют экономить — секреты белых людей им знать ни к чему.

avatar
infinity_warrior, в России пик уровня жизни в 2013г был достигнут (можно как-то перепроверить).

И в 1913г )))
Аналогии напрашиваются)))
(Шутка)
Сергей Кузнецов, не достигнут. Это видно по потребительским расходам — они те же самые, а за эти годы цено-то как выросли.



avatar
infinity_warrior, хз
вполне возможно, что инфляция учтена
не могут же реальные потребительские расходы падать более 4% в год многие годы подряд  
Сергей Кузнецов, почему не могут? Это номинальные подряд не могут, а реальные запросто.
avatar
infinity_warrior, разберись плиз. Реальные падения более 4% в год это развал страны, революции (типа 1985-1995), жесткий экономический кризис.
Сейчас такого близко нет.
Сергей Кузнецов, угу, в 2014 курс доллара упал вдвое, а революции чего-то не случилось. А как он упал в 1941, но вышло все наоборот — СССР стал еще мощнее. А как тяжело было в 20- и 30-х 20 века, но тоже с революцией или контрреволюцией ничего не вышло — власть была в очень крепких руках. В 1985-1991 это как раз власть импотента Горбачева, который как раз со своим новым мышлением и перестройкой умудрился все просрать — Варшавский договор, СССР.
avatar
infinity_warrior, курс рубля упал вдвое)
Хз, в 2014г уровень жизни упал в два раза? Вроде нет. Был национальный подъем (Крым присоединили). Но рейтинг сильно снизился чуть позже. Я много ездил по России и всегда удивлялся, что люди получающие 10т любят путина. А в 16-18гг я увидел у многих простых людей ненависть и даже испугался(((
В 1941г тоже был национальный подъем.
Про 20, 30-ые годы ничего сказать не могу. Власть захватили бандиты, которые тупо истребляли русских.

Немного извратили мою мысль. Я написал, что война, кризис, революции вызывают страшное падение уровня жизни (более 4% в год).

Росстат фиксировал падение. Но это 0.5-1% в год.
Это скорее была подготовка к сво, строительство финансовой крепости.
Сергей Кузнецов, нет, революции вызывает слабая власть как у Николашки или Горбачева — попросту говоря когда у власти оказываются негодные для нее люди сидевшие на всем готовом и просравшие все и вся. И напротив, трудные испытания, нищета и голод, которые прошла страна в гражданскую войну, в 20-е и 30-е годы, годы ВОВ только укрепили власть большевиков.
avatar
infinity_warrior, я с такой упрощенной моделью в корне не согласен. Скорее интуитивно.
 
Но спорить не буду. У самого нет данных, нет критериев и четкого научного подхода. И жалко терять время на этот спор)
Сергей Кузнецов, четкий научный подход как раз заключается в том, чтобы не путать причину со следствием, или про простонародному: не ставить телегу, впереди лошади.
avatar
infinity_warrior, 100% cогласен. Корреляция — это корреляция.
А что причина и что следствие надо выяснять. 
Причиной вообще может быть третий фактор, а наши явления оба следствия.
infinity_warrior, кстати, в 1998г рубль падал в 3-4 раза.
Сергей Кузнецов, и страны чуть не развалилась, потому что ей управлял недалекий себялюбивый алкаш, который и довел Россию до дефолта.
avatar
infinity_warrior, можно лезть в официальную статистику,
но нужны часы, чтобы разобраться в методологии

rosstat.gov.ru/compendium/document/13271
Сергей Кузнецов, Саймон Кузнец перелогиньтесь))
avatar
Интересно, падение объема экспорта газа как-нить сказывается?
Как эти утверждения соотносится с таблицей по ВВП 2022 г. на сайте Росстата?
Чистый экспорт в номинальный ценах вырос почти в 1,6 раза (7 трлн. руб). Что за мега-дефлятор надо применить, чтобы сделать этот прирост в реальных ценах отрицательным?
avatar

MarshalTX, лучше смотреть исходные данные в этой таблице Росстата: rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VVP_god_s_1995.xls

Лист 6. 

Расчёты «Твёрдых цифр» я проверил (см. в этом проверочном файле t.me/M2econ_chat/66413) — у них всё правильно. 

Дефляторы за 2022 год пока для экспорта и импорта не приведены, но можете посмотреть за другие годы. 

avatar
Россия только ВПЕРЕД! 
avatar
Какие-то у вас парадоксальные выводы. Ничего что экспорт и ВВП это не одно и то же? Экспорт нефтегаза в структуре экспорта у нас большой, но в структуре ВВП у нас ещё много чего есть, поэтому влияние в рамках этого небольшого процента.
avatar

xezdx, да, всё правильно пишете. Лишь подтверждаете мысль, что падение нефтегазовых доходов — это вовсе не препятствие для роста ВВП. 

 

avatar
Сергей Блинов,  ага… все остальные отрасли экономики видимо растут )) Вы с луны что ли свалились?
avatar
KlinKlinom, мы же не о «сейчас» говорим, а о 2023 годе в целом. Во 2 квартале рост будет очень большим, в том числе благодаря низкой сравнительной базе прошлого года. 
avatar
Сергей Блинов,  То есть сейчас все не так, как вы говорили? Но все БУДЕТ как вы обещаете?  Наш президент тоже слово БУДЕТ уже двадцать лет использует, но лучше не стало
avatar

KlinKlinom, давайте, ещё раз. 

1. Если мы говорим о ВВП 2023 года, то результаты первого квартала (они могут быть отрицательными) — это ещё не весь год. 

2. Как ВВП менялся при президентах хорошо видно на картинке. Что они при этом говорят — дело десятое. 



avatar
всё это не помешает экономике России расти в 2023 году.

Чушь...

«Источники финансирования непонятны». Правительству нужен почти триллион рублей, чтобы выполнить послание Путина

Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию, озвученное во вторник, 21 февраля, легло новым бременем на бюджет, стремительно теряющий доходы от сырьевой ренты.

Сотни миллиардов рублей финансирования потребуются Минфину, чтобы выполнить социальные общения Путина, приуроченные к году войны. Вновь повторив, что «все идет по плану» и заявив, что поражения России в войне невозможно, Путин распорядился создать фонд поддержки участников украинской кампании, велел повысить МРОТ на 10%, пообещал жилищные сертификаты молодым ученым и льготную аренду жилья сотрудникам ВПК.

Он также распорядился распространить программу материнского капитала на аннексированные регионы Украины, увеличить социальный налоговый вычет на обучение детей и расширить программу бесплатной газификации. Все вместе это обойдется бюджету в сумму до 800 млрд рублей, оценивает Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест».

Планы обсуждаются так, как будто не существует никаких ограничений — ни санкций, ни дефицита бюджета, удивляется Полевой. В некотором смысле, продолжает он, видится «дежавю» национальных проектов 2018 года,.

Сверстанный из расчета, что нефть будет стоить $70 за баррель, а прокачка газа в Европу снизится лишь незначительно, бюджет оказался не готов к реальности новых санкций, которая лишила экономику доходов на 500 млн долларов в день (оценка Deutsche Bank).

Минфин зафиксировал двукратное падение нефтегазовых доходов, сокращение сборов НДС на 44%, а также почти 4-кратный обвал поступлений от Федеральной таможенной службы.

Совокупные доходы бюджета просели на треть, а расходы выросли на 59%. В результате январский дефицит — 1,8 трлн рублей — стал самым высоким для этого месяца как минимум с 1998 года.

avatar
KlinKlinom,
 Правительству нужен почти триллион рублей, чтобы выполнить послание Путина

92трлн х 6% = 5.5трлн х 20%ндс = 1.1трлн 
avatar
Zastyognutyiй,    и почему вы не в правительстве?  Пишите еще, бумага все стерпит
Вы наверное из секты автора и считаете, что бюджет из воздуха наполняется, он ниже в комментах это ясно всем дал понять
avatar
KlinKlinom, рост экономики наполнит бюджет, что не так у С.Блинова?
avatar
Zastyognutyiй, он уже не ответит. Попал в бан. 
avatar
Сергей Блинов, 
avatar

KlinKlinom, вы перепутали экономику России с бюджетом российского правительства. Это разные вещи, см. картинку. 


Впрочем, Путин тоже смотрит не туда, как и вы. 

См. dzen.ru/a/Yf16I53az32CQN_K?share_to=link

avatar
Сергей Блинов,  а бюджет не из экономики берется… в бюджет деньги из воздуха попадают )) ой не могу, вы смешной

На дзен могут ориентироваться только чудаки
avatar
Сергей Блинов, да бюджетник 100%, как и В.В.П)))
avatar
Сергей Блинов,  Продолжайте наполнять бюджет из воздуха

smart-lab.ru/blog/880774.php#comment15368587
avatar
Бриньёл,  
которые всю экономику меряют бюджетом

Это ты сказал, я такого не говорил А ты продолжай наполнять бюджет из воздуха, раз  его экономика не может наполнить
Лучше бы ты промолчал и за умного сошел, но ты не из таких… ты всюду нос суешь, но ни в чем не разбираешься
avatar
KlinKlinom, переход на личности. Устаю делать вам замечания. 
avatar
lpgsystem, вам традиционная пирамида: нижние четыре уровня — это отстой. Поднимайтесь выше. Комментарий удаляю за грубость. Предупреждение. 

avatar
lpgsystem, второе предупреждение, третьего не будет. Ещё раз — нижние четыре уровня — отстой, поднимайтесь выше. Если способны. 
avatar
Сергей, а откуда у вас цифра в 6%, как вы ее получили? Как я понимаю, рост ВВП можно предположить лишь за счет девальвации рубля и роста инфляции, потому что, если нет роста экспортной выручки, а также внешних инвестиций, экономика расти не будет. Ну еще есть разница между «базами» год к году, но тогда любой результат будет с поправками и сравнивать надо к среднему скользящему за период, скажем, 10 лет или более. 
Что касается того, что рост стоимости энергоресурсов не повлиял на ВВП, я не понимаю, как такое возможно, если бюджет более чем на 50% состоит из разного рода налогов на продажу энергоресурсов, тут прямая зависимость. Разве что имела место сильная просадка в объемах выручки или отложенная оплата (рост дебиторской задолженности). В общем, прошу пояснений, потому что сейчас выводы не имеют под собой оснований (лично я их не вижу)
avatar

Юрий Рузавин, все расчёты приведены здесь: dzen.ru/a/Y-H08Oxzdl7G8bKm?share_to=link

Если совсем коротко: Если реальная денежная масса растёт на 10% (см. таблицу умножения ВВП в статье), то ВВП растёт на 3%. 

Ещё 3% будет, потому что будем догонять отставание, возникшее в этом году. 

avatar
Сергей Блинов, прочитал и вот чтоя  не понимаю: вы прогнозируете рост ВВП в оптимистичном сценарии аж на 8.4%, что даже с учетом низкой базы выглядит фантастическим допущением. Но, меня тут заинтересовало утверждение, что снижение темпов роста денежной массы в 2 раза подтолкнет экономику к росту. И я хочу спросить: каким образом снижение ликвидности приводит к стимулированию спроса?
Также я не понимаю, как вы допускаете снижение инфляции в апреле до 3%. Это что, практическое отсутствие спроса? Но тогда как это коррелирует с ростом ВВП? Чисто за счет госзаказа? 
В общем, вопросов к аналитике много, аналитика должна быть глубокой с ссылками на макро, на статистику, на текущую динамику, а так видно большое желание поразить читателя без подкрепления фактажем
avatar

Юрий Рузавин, спасибо за вопросы. Попробую ответить. 

===

Во-первых, рекомендую заглянуть в Навигатор и пробежать его глазами. Займёт минуту, но снимет много вопросов. Вот ссылка: senib.livejournal.com/387517.html

===

С утверждением вы что-то напутали. Я об этих ваших словах: «меня тут заинтересовало утверждение, что снижение темпов роста денежной массы в 2 раза подтолкнет экономику к росту». Подскажите, где вы это нашли. 

===

О снижении инфляции ниже 4% — это чистая математика. На 7% инфляция снизится просто потому, что не будет уже учитываться март 2022 года с ростом цен на 7% за месяц. Выкладки см. здесь: dzen.ru/a/Y1LzP-6NBEvH_LOk?share_to=link
===

 

avatar
Сергей Блинов, вот, показываю, цитата: «1. Темпы роста денежной массы будут снижаться с 24-25% сейчас до 12,5% к концу года». Отсюда как раз и можно сделать вывод, что при снижении темпов роста М2, почему-то растет ВВП. На чем он собственно должен расти? Я понимаю, что вы берете низкую базу месяц/месяц и сравниваете, однако, рост все равно очень высокий, причем на фоне прогноза по снижению М2. Я этого не понимаю, буду благодарен за пояснение.
«О снижении инфляции ниже 4% — это чистая математика. На 7% инфляция снизится просто потому, что не будет уже учитываться март 2022 года с ростом цен на 7% за месяц» — это статистически. А в реальности, я могу предположить такую инфляцию только за счет продолжающегося снижения спроса, хотя на другой чаше весов рост реальных зарплат. Как бы-то ни было, у меня другой сценарий, проинфляционный, поэтому в портфеле сейчас ОФЗ-ПК, а не ПД
avatar

Юрий Рузавин, посмотрите первый график в этой статье: dzen.ru/a/Y-4rylpX7U3SRgjq?share_to=link

Приведу его внизу. Это уже РДМ (с учётом замедления темпов роста ДМ, с учётом падения и последующего роста инфляции). Да, вы говорите, что РДМ после роста начнёт замедляться. Так и есть, смотрите голубые столбцы. 

Но ВВП реагирует не на текущую динамику (не на голубые столбцы), а на среднегодовую (тёмно-синяя линия). 

Вот и получается, что рост РДМ будет рекордным за много лет по итогам 2023 года. 



avatar
Сергей Блинов, согласен, я как раз и пытался сказать, что без роста денежной массы роста ВВП не дотичь. Тем не менее по цифрам я жду более скромных результатов
avatar
Юрий Рузавин,

Ну, Вы гляньте по график инфляции по месяцам за 22 год и станет ясно, почему в апреле произойдет резкое снижение инфляции. Ответ, потому что пройдем высокую базу марта прошлого года. А в июне-августе там и 3% может быть.
Николай Емельянов, абсолютно верно, подписываюсь под вашими словами. 
avatar
«Но вот российский ВВП от таких чудесных экспортных успехов не вырос.» А может без этих чудесных условий ВВП упал бы еще значительней?
avatar

Andrew_Kl, ответ в другом. Российская экономика зависит не от нефти (или, шире, не от экспорта), а от внутренней денежной политики. 

Если цены на нефть падают, как, например, в 2001 году, то это не мешает экономике расти на 5 с лишним процентов в год. 

И, наоборот, рост цен на нефть в 1994-1996 годах росту экономики России никак не способствовал, она упала на 18% за эти три года, хотя цены на нефть выросли на 70%. 

Рекомендую «Нефть и Деньги: битва титанов» expert.ru/2017/05/3/neft-i-dengi---bitva-titanov/

avatar
Сергей Блинов, Российская экономика очень зависит от нефтегаза. В том числе от его экспорта. Как минимум, поскольку от этого зависят доходы бюджета, а следовательно и его расходы. И дело тут не только в росте/падении  цен, но и в его уровне.
Конечно, это не единственный фактор. Например меняется налогообложение нефтегаза. Есть фактор восстановления после кризиса. Расширяется кредитование, стимулируя спрос. Например в 2000-х ипотеки практически не было. И т.п.
avatar
Расширяется кредитование, стимулируя спрос 

Спрос стимулируется — ростом покупательной способности денег!


Сначала спрос — потом расширение кредитования!
avatar
В итоге окажется, что ВВП зависит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от денежной массы, верно?
avatar
deke, этот год покажет
avatar
deke, рост ВВП зависит от роста покупательной способности денег! С.Блинов, как раз и фокусирует внимание в эту точку.


avatar
deke, обычно от ряда факторов и реального роста выпуска, но в данном допущении, похоже, что только рост денежной массы, хотя у автора она в первом сценарии снижается в 2 раза
avatar
Юрий Рузавин, у автора все посты об этом :-)
avatar
Юрий Рузавин, покажите нам этот сценарий С.Блинова, где у него денежная масса снижается в два раза! 
avatar
Zastyognutyiй, нам это кому? :) А не поленитесь пройти по ссылке, которую приводит Сергей, первый же сценарий
avatar
Юрий Рузавин, ну цитату хоть дайте, где он предлагает снижать ДМ. Вы же видите этот сценарий, а мы нет, просветите.
Хотя бы ссылку дайте, по какой перейти? Их много в этом посте?
Нам, читателям этого блога.
avatar
Zastyognutyiй, вы не подписаны на Дзен автора? Хм. Ок «1. Темпы роста денежной массы будут снижаться с 24-25% сейчас до 12,5% к концу года»
avatar
Юрий Рузавин, а ну понятно, что вы имеете ввиду. dzen.ru/a/Y-H08Oxzdl7G8bKm
Речь о массе реальных денег!
ДМ упадёт, но и инфляция снизится тоже, по этому сценарию, значит РДМ пусть и снизится немного, но позволит вырасти ВВП примерно на 3-4% и плюсом к этому темпу — «догоняющий эффект» даст ещё процента 3, читайте дальше внимательно.
avatar
Zastyognutyiй, в итоге рост ВВП будет обеспечен ростом денежной массы, хотя, мне сложно представить, как в этой ситуации не разогнать инфляцию
avatar
Юрий Рузавин,… реальной денежной массы! РДМ — это покупательная способность денег.
Ставку повыше заранее, ещё ползёт ещё выше ставку.
avatar
Бриньёл, не все так просто.
Часто выгоднее складировать деньги в закрома, чем заниматься гос инвестициями

теги блога Сергей Блинов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн