Заявление о десятом совещании Комитета по чрезвычайным ситуациям Международных медико-санитарных правил (2005 г.) в связи с пандемией коронавирусной болезни (COVID-19)
Десятое заседание Комитета по чрезвычайным ситуациям, созванное Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005) (ММСП) в связи с пандемией коронавирусной болезни (COVID-19), состоялось в четверг, 13 января 2022 года с 12:00 до 17:00 по Женевскому времени (CEST).
Материалы совещания
Члены и советники Комитета по чрезвычайным ситуациям были созваны в режиме видеоконференции.
Генеральный директор приветствовал членов Комитета и советников. Он подчеркнул проблемы, связанные с высокими уровнями передачи опасного варианта атипичной пневмонии КОВ-2 Омикрон (ЛОС) и соответствующей нагрузкой на системы общественного здравоохранения и предоставление медицинских услуг. Генеральный директор подчеркнул важность того, чтобы уязвимые группы населения во всех странах получали своевременный и справедливый доступ к вакцинации против COVID-19. Генеральный директор поощряет все усилия по расширению доступа к вакцинации и внедрению вакцинации в расчете на то, что те, у кого есть доступ к вакцинам, получат вакцинацию и продолжат придерживаться PHSM. Генеральный директор выразил надежду, что, работая сообща, мир сможет положить конец острой фазе пандемии COVID-19.
Представители Управления юрисконсульта (LEG) и Департамента по соблюдению требований, управлению рисками и этике (CRE) проинформировали участников об их ролях и обязанностях. Сотрудник по вопросам этики из CRE предоставил членам и консультантам обзор процесса Декларации интересов ВОЗ. Члены и консультанты были проинформированы об их индивидуальной ответственности за своевременное раскрытие ВОЗ любых интересов личного, профессионального, финансового, интеллектуального или коммерческого характера, которые могут привести к предполагаемому или прямому конфликту интересов. Им также напомнили об их обязанности сохранять конфиденциальность обсуждений на заседаниях и работы Комитета. Был опрошен каждый присутствовавший участник. Конфликтов интересов выявлено не было.
Секретариат передал совещание председателю, профессору Дидье Уссену. Профессор Хуссен отметил сохраняющиеся проблемы, вызванные SARS-CoV-2, почти через два года после первого заседания этого Комитета. Он ознакомился с целями и повесткой дня совещания.
Секретариат представил информацию о текущем состоянии пандемии COVID-19 и видение того, как оптимизировать меры реагирования на пандемию COVID-19 в 2022 году. В ходе презентации основное внимание было уделено:
- глобальный эпидемиологический контекст, включая обзор ЛОС Омикрона;
- факторы, которые продолжают стимулировать передачу, потенциальные будущие сценарии, которые могут включать более или менее серьезные варианты, и проблемы, связанные с продолжающейся эволюцией SARS-CoV-2 в резервуарах для животных и человека;
- состояние вакцин против COVID-19 и целевые показатели вакцинации на 2022 год; и
- обновленная информация о международном движении и ходе выполнения Временных рекомендаций, вынесенных по итогам 9-го заседания Комитета по чрезвычайным ситуациям.
Комитет обсудил ключевые вопросы, в том числе:
- проблемы и возможности для согласования национальных и глобальных усилий по реагированию в контексте синхронных вспышек ЛОС Омикрона, в том числе в связи с международными поездками;
- факторы, способствующие появлению новых ЛОС, а также различия в характеристиках ЛОС Delta и Omicron и их соответствующих родословных;
- эволюция стратегий тестирования на ТОРС-КоВ-2, а также доступность и доступность медицинских контрмер;
- стратегии вакцинации и использование гетерологичных комбинаций вакцин;
- проблемы, связанные с сохранением постоянной поддержки сообществом мер в области общественного здравоохранения и социальных мер после двух лет пандемии, и риск чрезмерно оптимистичных заявлений относительно состояния пандемии;
- растущий уровень угрозы и озабоченности по поводу личной безопасности, с которыми сталкиваются лица, отвечающие на передовую, консультанты и руководители ответных мер на пандемию;
- сосредоточение усилий по реагированию на сочетание подавления передачи и смягчения тяжелых последствий; и
- необходимость постоянного комплексного подхода в области здравоохранения к эпиднадзору за SARS-CoV-2, исследованиям и мерам реагирования.
Комитет высоко оценил Южную Африку за их быструю идентификацию и прозрачный и оперативный обмен информацией о ЛОС Omicron. Комитет был обеспокоен реакцией государств-участников на введение общих запретов на поездки, которые неэффективны для подавления международного распространения (как ясно продемонстрировал опыт Омикрона) и могут препятствовать прозрачному и быстрому сообщению о новых ЛОС.
Комитет с обеспокоенностью отметил сообщения о насилии в отношении медицинских работников, должностных лиц общественного здравоохранения и экспертов-консультантов, участвующих в реагировании на COVID-19. Комитет осуждает эти акты, которые подрывают национальные и глобальные усилия по реагированию.
Комитет выразил глубокую озабоченность в связи с тем, что страны, не имеющие права на участие в программе COVAX Facility Advance Market Commitment (AMC), сталкиваются с проблемами в предоставлении вакцин против COVID-19. Кроме того, они отметили проблемы, связанные с высокими ценами на некоторые виды терапии, отсутствием равного доступа и ограниченным доступом к данным об экономической эффективности этих методов лечения. Комитет настоятельно призвал ВОЗ продолжить свою работу с фармацевтическим сектором по устранению барьеров на пути доступа и ценовой доступности путем расширения многоуровневых цен, добровольных лицензионных соглашений и других подходов к расширению доступа к вакцинам, лекарственным средствам и диагностическим тестам для всех стран, возможно, обратившись за руководством к Рамочной программе обеспечения готовности к пандемии гриппа.
Хотя существующие вакцины по-прежнему эффективны в снижении риска тяжелых заболеваний и смерти из-за COVID-19, они не полностью устраняют риск передачи SARS-CoV-2 (все варианты). Скоординированная глобальная стратегия имеет решающее значение для обеспечения защиты групп высокого риска во всем мире, с особым упором на страны с низким уровнем вакцинации, особенно в странах с уровнем ниже 10%. Чтобы разработать оптимальную стратегию вакцинации для снижения инфицирования, заболеваемости и смертности, Комитет подчеркнул важность координации исследований по гетерологичным комбинациям вакцин, учитывая также естественный иммунитет после заражения и необходимость того, чтобы производители производили и распространяли соответствующие данные. Кроме того, Комитет отметил важность ускорения исследований и разработок в области новых вакцинных технологий. Нынешняя технология вакцинации зависит от шприцев, которые находятся в ограниченном количестве, что создает значительную логистическую и программную нагрузку. Быстрая разработка альтернативных составов вакцин, таких как интраназальные вакцины, может повысить простоту доставки в районы с низким уровнем ресурсов и/или труднодоступные районы. Кроме того, существует явная необходимость в продолжении работы над вакцинами, которые обеспечивают более широкий иммунитет во всех вариантах. Комитет высоко оценил работу других технических консультативных групп ВОЗ, таких как Научно-техническая консультативная группа по инфекционным опасностям (STAG-IH), Техническая консультативная группа по составу вакцины против COVID-19 (TAG-CO-VAC), Стратегическая консультативная группа экспертов по иммунизации (SAGE), Рабочие группы по разработке Плана исследований и разработок для эпидемий и Техническая консультативная группа по эволюции вируса SARS-CoV-2 (TAG-VE), которые проводят углубленные обсуждения ключевых элементов состава вакцины, разработки стратегии и эволюции вируса, и регулярно сообщают о своих выводах.
Комитет признал проблемы с чувствительностью и качеством, возникающие в связи с множеством существующих диагностических тестов SARS-CoV-2 в свете развивающегося вируса, и отсутствием надлежащего одобрения для некоторых из их применений, например, для тестирования доступа к объектам. Это подчеркнуло необходимость согласованных стратегий тестирования с четким определением того, какие типы тестов должны использоваться для каких целей. Комитет отметил необходимость того, чтобы регулирующие органы обеспечивали соответствие диагностических тестов стандартам ВОЗ по специфичности и чувствительности для различных применений, включая использование анализов для тестирования на доступность. Необходима постоянная координация между государствами-участниками для обеспечения наличия и использования высококачественных экспресс-тестов на антигены во всех странах для эффективного глобального реагирования на пандемию.
Комитет признал проблемы, связанные с сохранением постоянной поддержки сообществом мер в области общественного здравоохранения и социальных мер (PHSM) после почти двух лет пандемии COVID-19, и риск чрезмерно оптимистичных заявлений относительно состояния пандемии. Комитет далее подчеркнул необходимость соблюдения этических и правозащитных соображений при применении индивидуальных ПМСП в соответствии с руководящими указаниями ВОЗ.
Комитет единогласно согласился с тем, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой чрезвычайное событие, которое продолжает негативно сказываться на здоровье населения во всем мире, создает риск международного распространения и вмешательства в международные перевозки и требует скоординированных международных ответных мер. Таким образом, Комитет согласился с тем, что пандемия COVID-19 по-прежнему является эпидемией, и предложил свои рекомендации Генеральному директору.
Генеральный директор определил, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой эпидемию. Он принял рекомендации Комитета и направил рекомендации Комитета государствам-участникам в качестве временных рекомендаций в соответствии с ММСП
Комитет по чрезвычайным ситуациям будет вновь созван в течение трех месяцев или ранее по усмотрению Генерального директора. Генеральный директор поблагодарил Комитет за его работу.
Временные рекомендации государствам-участникам
Комитет определил следующие действия как имеющие решающее значение для всех стран:
- ИЗМЕНЕНО: Продолжать использовать основанные на фактических данных меры общественного здравоохранения и социальные меры, терапию, диагностику и вакцины для COVID-19, а также обмениваться опытом реагирования с ВОЗ. Государствам-участникам рекомендуется регулярно корректировать свои стратегии реагирования путем мониторинга их эпидемиологической ситуации, оценки их уязвимости, включая потенциал их систем здравоохранения, а также рассмотрения соблюдения и соответствующего воздействия индивидуальных и комбинированных ПМСП. В тех случаях, когда изоляция и карантин большого числа случаев и контактов потенциально разрушают критическую инфраструктуру (включая услуги по уходу за больными), государствам-участникам, возможно, потребуется изменить периоды изоляции и карантина с введением тестирования, чтобы сбалансировать риски с сохранением ключевых функций, используя подход, основанный на риске. Техническое резюме по повышению готовности к Омикрону и соображениям по внедрению и корректировке мер в области общественного здравоохранения и социальной защиты в контексте COVID-19.
- ИЗМЕНЕНО: Применяйте основанный на риске подход к массовым мероприятиям, оценивая, смягчая и сообщая о рисках. Признавая, что существуют различные драйверы и толерантности к риску для массового скопления людей и на массовых миграций, и особых проблем для хрупких и уязвимых государств-участников, очень важно учитывать эпидемиологическую обстановку (в том числе Распространенность вариантов, вызывающие озабоченность, и интенсивность передачи), наблюдение, отслеживание контактов и тестирования его производительности, а также соблюдение PHSM при проведении оценки данного риска в соответствии с руководством ВОЗ. Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19.
- ИЗМЕНЕНО: Выполнить призыв ВОЗ к действию, чтобы к началу июля 2022 года было вакцинировано не менее 70% населения всех стран, и интегрировать вакцинацию против COVID-19 в обычные медицинские услуги.. В соответствии с рекомендациями SAGE и промежуточными заявлениями ВОЗ государствам-участникам предлагается делиться дозами вакцин для повышения глобальной справедливости и использовать поэтапный подход к вакцинации, уделяя приоритетное внимание лицам, подверженным наибольшему риску COVID-19, учитывая обоснованное использование бустерной вакцинации и принимая во внимание развивающиеся данные об иммунитете на уровне населения. Для расширения охвата вакцинацией государствам-участникам рекомендуется оценивать факторы, способствующие вакцинации, и препятствия на ее пути. Программы вакцинации должны по-прежнему уделять приоритетное внимание уязвимым группам населения, включая медицинских работников, пожилых людей, людей с основными заболеваниями, лиц с ослабленным иммунитетом, имеющих недостаточный доступ к лечению, мигрантов, беженцев, людей, живущих в нестабильных условиях, моряков и экипажей воздушных судов. Промежуточное заявление о вакцинах COVID-19 в контексте распространения варианта Omicron SARS-CoV-2 от Технической консультативной группы ВОЗ по составу вакцины COVID-19 (TAG-CO-VAC); Ссылка на Дорожную карту приоритетов SAGE ВОЗ
- ИЗМЕНЕНО: Усилить эпиднадзор за SARS-CoV-2 и продолжать отчитываться перед ВОЗ, чтобы обеспечить быструю идентификацию, отслеживание и оценку вариантов и непрерывный мониторинг эволюции пандемии и борьбы с ней. Государствам-участникам следует укреплять системы сбора и публичного обмена показателями для мониторинга бремени COVID-19, такими как показатели госпитализации, тяжелые заболевания и избыточная смертность. Государствам-участникам особенно рекомендуется активизировать усилия по расширению выявления инфекций у лиц, у которых могут возникнуть варианты, представляющие интерес, и варианты, вызывающие озабоченность. Государствам-участникам следует укреплять механизмы для увязки клинических, вакцинационных и геномных данных на индивидуальном уровне для облегчения оценки воздействия и эффективности вакцины против ЛОС. Государствам-участникам следует использовать и укреплять существующие системы, такие как Глобальная система эпиднадзора за гриппом и реагирования на него (GISRS), а также другие национальные, региональные и глобальные сети для интеграции эпиднадзора за респираторными заболеваниями и приоритизации мониторинга циркуляции SARS-CoV-2, относительных пропорций вариантов SARS-CoV-2 и циркуляции других совместно циркулирующих респираторных вирусов, включая грипп. Руководство по эпиднадзору за вариантами SARS-CoV-2; геномное секвенирование SARS-CoV-2 для целей общественного здравоохранения
- ИЗМЕНЕНО: Государствам-участникам следует обеспечить наличие достаточного потенциала для оказания экстренной медицинской помощи в критических условиях SARS-CoV-2 и после COVID-19, а также для поддержания основных медицинских услуг и следует планировать восстановление медицинских услуг на всех уровнях при достаточном финансировании, поставках и людских ресурсах. В связи с риском развития новых линий может потребоваться особое внимание для обеспечения доступа к лечению поддающихся лечению иммуносупрессивных заболеваний. Государствам-участникам следует расширить доступ к здравоохранению для всех путем укрепления систем здравоохранения и социальных систем для преодоления последствий пандемии, особенно для детей. Повышение устойчивости систем здравоохранения для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения и безопасности здоровья во время пандемии COVID-19 и в последующий период: позиционный документ ВОЗ
- ИЗМЕНЕНО: Отменить или ослабить запреты на международные перевозки, поскольку они не обеспечивают добавленной стоимости и продолжают способствовать экономическому и социальному стрессу, испытываемому государствами-участниками. Неспособность ограничений на поездки, введенных после обнаружения и сообщения о варианте Омикрона, ограничить международное распространение Омикрона демонстрирует неэффективность таких мер с течением времени. Меры по организации поездок (например, маскировка, тестирование, изоляция/карантин и вакцинация) должны основываться на оценках рисков и избегать перекладывания финансового бремени на международных путешественников в соответствии со статьей 40 ММСП. Рекомендации ВОЗ по международным перевозкам в связи с вариантом омикрона SARS-CoV-2
- расширенный: Не требуйте подтверждения вакцинации против COVID-19 для международных поездок в качестве единственного пути или условия, разрешающего международные поездки , учитывая ограниченный глобальный доступ и несправедливое распределение вакцин против COVID-19. Государствам-участникам следует рассмотреть подход, основанный на учете рисков, к облегчению международных поездок путем отмены или изменения мер, таких как тестирование и/или требования к карантину, когда это уместно, в соответствии с руководством ВОЗ. Промежуточный документ с изложением позиции: соображения, касающиеся подтверждения вакцинации против COVID-19 для международных путешественников; Политические соображения по внедрению подхода, основанного на учете рисков, к международным поездкам в контексте COVID-19
- ИЗМЕНЕНО: Признать все вакцины, которые получили Список ВОЗ для экстренного применения, и все гетерологичные комбинации вакцин в соответствии с рекомендациями SAGE, в том числе в контексте международных поездок. Государствам-участникам также предлагается поддержать исследования с целью разработки оптимальной стратегии вакцинации для снижения инфицирования, заболеваемости и смертности. Промежуточные рекомендации по расписанию гетерологичных вакцин COVID-19 ; Список ВОЗ для экстренного применения
- ИЗМЕНЕНО: Устраните пробелы в участии сообщества и коммуникации и проблемы, связанные с инфодемикой на национальном и местном уровнях, для сокращения передачи COVID-19, противодействия дезинформации и угрозам для работников на передовой и улучшения принятия вакцины COVID-19, где это применимо. Это потребует подкрепления сообщений о том, что необходимы комплексные меры общественного здравоохранения, включая дальнейшее использование PHSM наряду с расширением охвата вакцинацией. С учетом быстро меняющейся ситуации и в целях укрепления доверия и приверженности государствам-участникам следует четко и прозрачно разъяснять обоснование изменений в политике и ПМСП, с тем чтобы сбалансировать риски и выгоды от таких изменений. Эти сообщения должны быть адаптированы к различным группам населения, в том числе к тем, которые считаются наиболее уязвимыми. Ссылка на коммуникационные ресурсы ВОЗ по рискам.
- ИЗМЕНЕНО: Поддерживать своевременное внедрение и мониторинг рекомендованных ВОЗ терапевтических средств путем решения проблем, связанных с доступностью и надлежащим использованием. Местное производство и передача технологий могут способствовать глобальному справедливому доступу к терапевтическим средствам. Государствам-участникам рекомендуется создать системы мониторинга устойчивости к терапии COVID-19, используя соответствующие стратегии тестирования и укрепляя свою систему эпиднадзора. Кроме того, государствам-участникам предлагается поддерживать когортные исследования фармаконадзора и системы отчетности для выявления нежелательных явлений после введения новых терапевтических средств. Терапия и COVID-19: руководство по жизни
- НОВОЕ: Проведение эпидемиологических исследований передачи SARS-CoV-2 на границе между человеком и животными и целенаправленное наблюдение за потенциальными хозяевами животных и резервуарами. Мониторинг в режиме реального времени и обмен данными об инфекции, передаче и эволюции SARS-Cov-2 у животных помогут глобальному пониманию эпидемиологии и экологии вируса, потенциала эволюции новых вариантов в популяциях животных, их своевременной идентификации и оценки рисков для здоровья населения. Заявление Консультативной группы по эволюции SARS-CoV-2 у животных
www.who.int/news/item/19-01-2022-statement-on-the-tenth-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-coronavirus-disease-(covid-19)-pandemic