Блог им. option-systems

Еще мысли по портфелю 02.12.2021

Оптимизм — враг рационального инвестора. Уоррен Баффетт

Счет скорректировался, но всё еще на высоте. Еще летом текущего года было значительно ниже, но я опять ниже символической планки свободы. Последняя коррекция стала катализатором размышлений о своем портфеле, плече и дальнейших действия.

Еще мысли по портфелю 02.12.2021

Относительные потери не столь крупные (10-15% это нормальная коррекция к бурному росту ранее), но в абсолютных числах уже иногда бывает сложно абстрагироваться. Надо реже подводить итоги. Плохо не то, что теряешь (тем более, как многие уже отметили, что это лишь бумажные убытки), а то, что никак не используешь данные коррекции. Хочется идеальных сделок – покупать на падениях, продавать на хаях. Но такое удается может лишь паре человек на планете – Элвису Марламову и еще кому-нибудь. И то лишь, потому что они путешественники во времени и у них есть «Альманах российских акций 2000-2100 гг.».

Для себя я решил, что в акциях могу держать позиции от 80% до 125% портфеля (правда, в последнее время у меня что-то около 110-125%). То есть между: брать плечо до 25% и держать кеша до 20%. Кеш – это будет просто доллары (нашим облигациям я уже не доверяю).

Я стремлюсь к базовому состоянию счета 80%/20%, чтобы иметь всегда запас кеша для тех возможностей, что дает рынок. И очень-очень редко брать плечо. Но переход будет скорее всего долгим (конечно, можно завтра продать часть позиций и жить уже завтра по-новому). Позже отдельно напишу про свой алгоритм, это что-то близкое к «пиле Игоря», только в цифре. Пока он у меня только в голове.

Игры с плечами, новыми позициями, частотой сделок меня утомляют. Это не мой всё-таки путь. Я не спекулянт (в этом термине нет негативного подтекста).

Так что требуется корректировка работы с портфелем. Хочу вернутся к старому-доброму «баффеттовскому» стилю.

Мой портфель на 1 декабря 2021 г.

Еще мысли по портфелю 02.12.2021

У меня есть 5 позиций, из так называемой «желтой» и «красной» зон, которые я считаю для себя взятыми на небольшое время (в моих понятиях – до 1-2 года), это: ЛУКойл, Мечел ап, Русская Аквакультура, НПК ОВК и ОР. Или проще сказать, это спекуляции.

ЛУКойл и Мечел ап – это дивы, дальше я бы не хотел их держать. Я сделал выбор в пользу газа: НОВАТЭК, Газпром и Роснефть, а ЛУКойл взял ради дивов, правда, текущие 12-13% ДД уже никого не впечатляют с инфляцией в 8,5%.

РусАква – уже относительно дорогая бумага (хотя и в ней есть потенциал), и я не успел набрать нужную позицию. Возможно, продать будет верное решение. В прошлый раз, когда я сокращал число позиций, оставил её, всё-таки компания рост. Но сейчас, она довольно дорогая, у других компаний, возможно, выше потенциал.

ОВК и ОР – это просто треш. Тут я уже стал чувствовать, что это моя ошибка, лезть в такие истории. Зачем ОВК и ОР, если есть Газпром?

Да, Траст должен продать ОВК дорого до 2023-2024 гг., но сейчас нет дивов и нет спроса на вагоны. ОР размещает Арифметику в Торонто через SPAC, аж в 150-200 млн долларов её оценивает, хотя сам стоит лишь 31 млн долларов. Такая математика. Но как можно верить Титову из ОР?

Возможно, это просто хандра. И совсем скоро я буду «на коне»))

Кстати, если продам эту пятерку бумаг, я полностью закрою текущее плечо!

Заметил, что мой портфель подвержен циклам – то я резко сокращаю число бумаг, а потом они опять начинают шириться. Такова жизнь видимо.

К остальным 9 компаниям в моем портфеле вопросом нет. Меня они устроят и на 10 лет.

Еще мысли по портфелю 02.12.2021

На рынке все происходит очень быстро, и не как ты ожидаешь, вот я планировал в 2022 году закрывать плечи (рынок пойдет к 5000 п. и потом будет коррекция, такой был план), но рынок уже в этом году решил пойти на коррекцию. Правда, может и будет 5000 п. в 2022 г.

Ждать ничего не нужно, но нужно быть готовым ко всему.

В 2022 году я собирался начать покупать VK, Яндекс и En+, но возможно, это останется лишь планами. Посмотрим. Всё так быстро бывает вырастает, достаточно подумать только.

Всё еще думаю о частичной продаже КуйбышевАзота, и увеличении долей в Газпроме, Системе и НКНХ ап. Но и ЛДВ держит, да и не знаю, что в итоге окажется выгоднее. Чаще всего, что задумал, лучше делать, чем не делать и жалеть, что не сделал. Как всегда сложные вопросы.

Стоит, наверное, притормозить, ведь нет цели держать больше позиций, их менять часто. Я люблю набирать позиции годами, а не менять свои позиции каждые две недели. Стоит медленнее идти к своей цели. Меньше сделок, меньше плеч, меньше акций, меньше идей. Не спешить богатеть. Лучше богатеть медленно.

Еще мысли по портфелю 02.12.2021

Больше отдыхайте и всем здоровья! С наступающим Новым годом!

Живи. Люби. Инвестируй!

https://vk.com/shadrininvest

★4
49 комментариев
спасибо, интересно
Вот зачем держать плечо под 17% годовых в акциях, когда можно держать фьючерсы на Роснефть, Лукойл, ГАЗПРОМ под 8% годовых до даты отсечки под дивиденды, а на дату отсечки перейти в акции?
avatar
Kiselev Alexey, это другое
Kiselev Alexey, контанго +перекладка=минус 8-10% от позиции.
avatar
Сергей, контанго — это и есть 8% годовых. Перекладка стоит — копейки. Единственный минус — отстсуствие льготы по налогу за долгосрочное удержание. Но у Александра позиция по Роснефти набрана недавно, лучше бы фьючерс брал с мартовской поставкой 2022 года.
avatar
Kiselev Alexey, ну так он ее не на 3 месяца наверное взял.
avatar
UnembossedName, там надо считать налоговую базу. Иногда выгоднее продать акции, зафиксировав лося для уменьшения налоговой базы и взять фьючерсы. Это всё очень индивидуально. Но если держать больше года, то очевидно, что фьючи будут выигрывать у кредита под 17% годовых. Разница в 9 п.п. даёт экономии 90 тыс рублей на каждый миллион кредита. А у Александра кредит 3 млн, поэтому мог бы съэкономить 270 тыс руб.
Но он то думал, что рынок вырастет быстро прямо за месяц к 5000 пунктов по ММВБ. И там он скинет «плечо». А оказывается, что вышло по другому. Теперь его депозит ежедневно уменьшает брокер на 1400 руб.
avatar
Kiselev Alexey, на фьючах есть вариационка и нет дивидендов. Кроме того, на срочку надо отдельные деньги закидывать, под залог акций не дадут.
Александр Кашин, госпади, у инвесторов вообще фантазии и калькулятора нет. Я же специально написал «купить акции перед датой отсечки на дивиденды, а фьючерсы продать».
Ну и оставайтесь в своём мирке, если ленитесь посчитать. 
avatar
забыл добавить — и меньше комис брокера)
avatar
купить ОР — это как сесть на кактус 🌵 😃
чем больше позиция,  тем больше вес тела

avatar
$🍋 — 🦸‍♂️, были планы постепенно отказаться от плеч, по мере роста акций, а не их падения. В этом сейчас проблема. Хотелось бы синхронности с рынком. Или это утопия, или просто в следующий раз получится. 
$🍋 — 🦸‍♂️, согласен
Александр Шадрин, Утопия. Никто ж не знал, какой новый штамм будет и что такая резкая по нему реакция будет, хотя вроде штамм не опасней дельты пока. Хотя в следующий раз может и проскочить, это ж лотерея.
avatar
Чувствуется напряг...
Не парьтесь — все проходит, пройдет и это…
avatar
рынок пойдет к 5000 п. и потом будет коррекция, такой был план
К сожалению, рынку пофиг на наши планы. У него свой план и он его придерживается.
avatar
Вася Пражкин, ага
Вася Пражкин, А по моему очевидно, что рынок его не придерживается, иначе все было бы по другому.
𝓜𝓮𝓻𝓮𝓵𝓲𝓷, Ну это по-Вашему субъективному мнению. А если объективно смотреть, то рынок давно созрел для коррекции, много было высказано мнений аналитиков, что рынок перегрет и идем к коррекции. Вот, условия сложились, рынок включил Risk-off и понеслась. Дальше уже психология.
avatar
Вася Пражкин, аналитики весь период роста трындели о падении. Так что сейчас редкое совпадение, что они оказались правы:)
avatar
Владимир, Раз в год и палка стреляет
avatar
Вася Пражкин, абсолютно точно. Поэтому я для себя придумал обратную схему. Мне пофиг на события рынка. Если он растёт или в боковике — я не делаю вообще ничего (только кэш потихоньку в подушку докладываю). Если рынок падает — при падении от хаёв на 10% начинаю аккуратно, на часть подушки безопасности подбирать. Всё. P.S. да, 10% это мало, падение настоящее это хотя бы 20-30%, но тут каждый сам решает. Вот в минувшую пятницу мне не хватило 11 пунктов по индексу для начала закупа. Мне дисциплина важнее.
avatar
Вася Баффет, исследователи историч. динамики графика сипы многократно подтверждают статами, что удержание кэша ради выкупа даже минимальных просадок проигрывает бай энд холду.
Причем чем ниже порог закупа — тем больше проигрывают.
Поэтому и 99% фондов акций используют принцип т.н. «полного инвестирования» на всём своём сроке.
avatar
Дмитрий, Так тоже можно, вы правы. Тут нет правил жёстких. Я держу немного кэша в основном даже не из за выгоды при выкупе просадок, а больше по психологическим причинам. Знаешь, гораздо приятнее встречать «черные понедельники» и прочие дни недели с возможностью докупиться на кэш и что то активно делать. Чем просто сидеть и смотреть на -15% (-30, -50%, это уж как повезет) по портфелю и думать: «эх, как бы я сейчас закупился, но денег нет».
avatar
Вася Баффет, статистичеки куда чаще будет потивоположное ощущение — как хорошо что я на 100% в бумагах. А сейчас бы терял инфляцию, зачем то держа четверть капитала в кэше. Тем более осознавая, что доказанно на дистанции проигрываю индексу.
А правила вполне есть — тут царит объективная математика, а не субъективизм.
avatar
Ну что, рынок каждый день ставит нам новые задачки, и раз автор не «забронзовел» и может и хочет продолжать учиться у рынка — можно быть спокойным за его депо, ИМХО.
 
А то были признаки «окаменения", когда с неделю назад он упёрто повторял мантру — С ОВК всё будет форева! 
ОВК и ОР – это просто треш. Тут я уже стал чувствовать, что это моя ошибка, лезть в такие истории. Зачем ОВК и ОР, если есть Газпром?
 Научился признавать свои ошибки — научи этому Карпуху! 
avatar
«Счет растет! Йохохо! Возьму плеча!»
«Коррекция, надо иметь 20% кэша!»

Ей богу одно разочарование.
avatar
UnembossedName, Да ладно, обычная психология в меру осторожного инвестора, который считает себя чуть умнее рынка. Скинет плечи и добавит кэша после этого, на ошибках надо учиться.
avatar
Вася Пражкин, он не начинающий инвестор, это уже должно было быть пройдено 10 лет назад.
avatar
UnembossedName, видать он прогулял тот урок или как-то удачно вышел в кэш заранее. В любом случае, пока у него дела очень даже хороши и вполне приличные результаты по году.
avatar
Все озвученные проблемы актуальны и для меня. Необходимо работать над дисциплиной и планированием.
avatar
Вот как можно было пройти через Крымский гэп, обвал на девальвации декабря-2014, полугодовую ползучую коррекцию в голубых фишках в 1п2017, Дерипаска-обвал в апреле-2018, ковидный март-2020 — и только после пустяковой коррекции в прошлом месяце задуматься о таких вопросах, как плечи, запас кэша
avatar
Анастасия _, вот так



Александр Шадрин, 
Из картинки не видна максимальная просадка (в процентах, а не в рублях) в марте-2014, декабре-2014,1полугодии-2017, апреле-2018, марте-2020.

И если окажется, что в дек-2014 в процентах просадка была меньше, значит, тогда удачно было сбалансировано с долларом. Или еще что-то сделано из того, что не сделано сейчас. И так по каждому из сильных проливов за эти годы.

avatar
Анастасия _, слежу только за ltm доходности в % и в рублях



, глобально всё норм. Самое главное — правильный выбор активов, а остальное уже вторично.

Александр Шадрин, 

Если вы только доходность учитываете, не анализируя хотя бы простейший риск-параметр «максимальная просадка», то неудивительно, что даже при малейшей коррекции начинаете рефлексировать на тему «плечи, кэш и неэффективное использование просадки».

Либо вы анализируете риск-метрики (а инвесторам достаточно хотя бы макс. просадку смотреть) и на основе этого корректируете стратегию, либо не рефлексируете во время просадок про плечи и кэш.

Многие инвесторы и вовсе поддерживают портфель типа 40-60 (40% кэш/фонды денежного рынка/короткие офз/долларовый фонд какой-нибудь). И не рефлексируют на коррекциях, а аккуратно по 10-15% докупаются, при перехае начиная уходить обратно в «подушку». Правда, подписчиков в телеге/вк таким не привлечешь.

 

 

avatar
Анастасия _, разве это малейшая коррекция для моего счета? Я и задумался перейти к 20-80, пока для меня 40-60 слишком радикально. 
Александр Шадрин, 
разве это малейшая коррекция для моего счета?


Да, это была малейшая коррекция. В иные года таких коррекций по 10%-15% 2-3 штуки  в год было.

Индекс мосбиржи полной доходности MCFTR за полтора месяца снизился с 8104 (19 октября) до min 7222. 11%
www.moex.com/ru/index/totalreturn/MCFTR/profitability
Максимальное дневное падение индекса было чуть больше 5%.

Индекс компаний Малой Капитализации (у вас же большая доля акций второго эшелона, поэтому смотрим и второй индекс) 2289 -> 2085, это меньше 10% за месяц!
www.moex.com/ru/index/MCXSM
Отдельные акции второго эшелона в прошлые коррекции падали более 20% за день (НКНХ-ап-ао 10 марта 2017, например). Да даже ФСК 10 марта 2017 -17%. В этот раз не было акций из индексов с таким дневным падением.

Для сравнения: Дерипаска-обвал ММВБ за день упал более 10% (а до этого еще было снижение медленное), а несколько голубых фишек под 20% падение показали. В ковидном марте-2020 падение индекса на >10% в день несколько раз было.

avatar
Анастасия _, почему не привлечешь? 
Анастасия _, держать денежную подушку для ловли коррекций — попросту статистически невыгодно. Тем более на оговариваем вами минувшем десятилетии бычьего, в целом, рынка.
avatar
Анастасия _, Это как полицейские в американских фильмах «последний день до пенсии»
avatar
Александр, спасибо. 
Полезная рефлексия для читателя
В любом случае, хороший год
Успехов!
avatar
Думал у вас чистая натуральная масса, а вы тоже на стероидах, плечи блин…
avatar
Вспоминаю доходность УК Финам на пенсионных накоплениях ПФР, когда им управлял Элвис...
Тогда он Альманах еще не приобрел?
avatar
КРЫС, мне кажется он просто прилетел из будущего, это прознали иллюминаты и подключили ЦБ для его торможения
Инвестируй разумно, не забывай про запас прочности.
avatar

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн