Блог им. asskorobogatov

"Это наша точка. Мы здесь работаем, люди в курсе": какие полезные услуги нам оказывает государство?

"Это наша точка. Мы здесь работаем, люди в курсе": какие полезные услуги нам оказывает государство?

Предложение, от которого невозможно отказаться, в одном из эпизодов фильма «Бумер» звучит следующим образом:

Короче, мы едем в ту же сторону. Можем проконтролировать, чтобы с вами и с грузом ничего не случилось… Разумеется, это не бесплатно.
...
Килла еще не успел вернуться к своему столику, когда Ошпаренный вылез с вопросом:
— Ну, чего, не прокатило?
— Сейчас шину прострелю — прокатит, — громко, чтобы все слышали, пообещал Килла.


При этом, последующие события показали, что предложение, действительно, было выгодным. Вместо того, чтобы «отгрузить полфуры» другим бандитам, эти предлагают дальнобойщикам защитить их от первых в обмен на более умеренное вознаграждение.

Зачем существует государство? В современном обществе его функции небывало расширились и стали включать в себя образование, медицину и культуру, хотя, по факту, эти функции могли бы выполнять и частные организации. Однако можно выделить базовую функцию, которую государства выполняют со времени их возникновения и до наших дней. Смысл этой функции как раз хорошо иллюстрирует процитированный эпизод.

Экономическая теория определяет данную функцию как защиту прав собственности. Выделение такой функции представляет собой обобщение того, что в эпизоде обозначено как «можем проконтролировать, чтобы с вами и с грузом ничего не случилось».

Во все времена люди и коллективы различались своими силовыми возможностями, и в зависимости от них решали вопрос «make or take». Если есть сила отобрать то, что тебе нужно, – отбираешь, в противном случае делаешь это сам. Однако стабильное удовлетворение потребностей с помощью грабежа и производства требует организации. Сильному приходится конкурировать с другими сильными, а слабому – заручиться поддержкой одного из сильных, чтобы у него не отняли все. В результате у бандитов и их жертв на определенном этапе появляются общие интересы: они одинаково заинтересованы в четком закреплении жертв за конкретными бандитами, чтобы у каждого из них была определенная «точка», относительно которой «люди в курсе», что он на ней «работает».

Бандитам это обеспечивает стабильность в получении грабительского дохода, а жертвам – гарантию сохранения части произведенного. Так складывается иерархия, где внизу производят, а наверху распределяют.

«Оседлый бандит» – так в модели Мансура Олсона определяется сущность государства. Грабитель объективно заинтересован в установлении долгосрочных отношений со своими жертвами. Но для этого ему придется оставлять им часть заработанного, чтобы обеспечить им пропитание и стимул к работе, и вдобавок защищать их от других бандитов, поскольку в противном случае ему самому ничего не останется.

Выходит, что любой грабитель, если он планирует грабить на систематической основе, неизбежно превращается в государство, которое в обмен на часть произведенного его подданными оказывает им услуги по защите их от своих коллег.

Экономический подход к государству предлагает смотреть на сущность вещей, а не на юридические формальности. Официальное государство проявляет себя как государство лишь в части своих функций, в то же время государственные функции выполняют и другие структуры, напр., воровская элита в тюрьме или пацаны на своей «точке».

Эта функция является базовой в том смысле, что определяет, является ли некая организация государством или нет. Если ты строишь школы или больницы, это не определяет тебя как государство, поскольку не требует силового ресурса, в отличие от армии и полиции, которые с этим ресурсом неразрывно связаны и которые организует его обладатель независимо от наличия у него официального статуса.

Определяющее для государства значение этой функции особенно рельефно просматривается на ранних этапах его существования. Франкские короли в Галлии, норманнские конунги в Скандинавии, варяжские князья на Руси или революционеры, только что пришедшие к власти, – во всех этих случаях «государственные деятели» лишь убивают и грабят. Однако постепенно они осматриваются и соображают, что выгоднее осесть на определенной «точке» и на ней «работать». Так бандит с большой дороги превращается в отца нации.

Хотя такой взгляд на государство по части теории представляет собой доказанную теорему (математические детали см. в моем пособии), а основанные на ней предсказания отлично согласуются с фактами, он пока еще не слишком распространен среди широкой публики. Это и понятно, т.к. противоречит интересам любого государства, в ведении которого обычно находятся СМИ и образование.

Между тем, из этого взгляда вытекает несколько выводов, которые в иных случаях полезно держать в уме:
1. Любое политическое потрясение, переворачивающее общество вверх дном, в моменте может представлять собой катастрофу, однако на длинном временном горизонте все обычно возвращается на круги своя;
2. Чем длиннее горизонт планирования бандита, стоящего во главе общества, тем лучше последнему. Сталин, занимающийся «построением социализма в отдельно взятой стране», объективно более заинтересован в ее благосостоянии, чем Троцкий, для которого эта страна – лишь временная веха в развертывании мировой революции;
3. Последнее влияет и на оценку сравнительных преимуществ демократии и авторитаризма. Выборная власть с ограниченным сроком полномочий имеет и ограниченные стимулы заботиться о вверенном ей фронте работы, но стоящая за нею система сдержек и противовесов компенсирует этот недостаток. Автократ же может смотреть дальше в будущее, нежели избранный на ограниченное время президент, но при условии, что он молод, здоров и крепко сидит в своем кресле. В противном случае его горизонт планирования может быть так короток, что по своим стимулам заботиться о подданных он ничем не будет отличаться от бандита-гастролера.

Резюмирую: заплатить конкретному бандиту, чтобы другие не отняли все, – в этом и заключается рациональный смысл существования любого государства.

Мой Телеграм-канал
18 комментариев
Государство — это иерархия. Без иерархии пипл разбежится по своим норкам. У мартышек тоже есть собственность и государство. Только они не могут собраться в стаю более 200-от особей.
avatar
Слава Птицын, согласен и тоже говорю здесь об иерархии.
 Государство, как сервис — это мечта людей с низкой самооценкой. Они вечно лопочут, что их подавляют. А спроси у них:«Что ты величественного создал для других за свою жизнь?»
И они пробормочут, что-то невнятное в ответ.

Люди-созидатели нуждаются в государстве. Потому, что их великие замыслы требуют кооперации миллионов людей.
avatar
Слава Птицын, А спроси у них:«Что ты величественного создал для других за свою жизнь?» нормальный бы человек в рожу харкнул за такую манипуляцию, а с заниженной самооценкой да
avatar
NikolasM, 
нормальный бы человек в рожу харкнул
Маркеры тестостерона в моче и слюне. Плеваться в детском саду отучают. Это интуитивно-гормональный рефлекс из мартышкиного раздела мозга.

Человек не харкает, он своё достоинство не разменивает по мелочам.
avatar
Слава Птицын, держи в курсе, достоинство в плевке, так себе достоинство ))
avatar
NikolasM, 
У Ницше  внятно тема обозначена. Так говорил Заратустра, гл. «О пути созидающего».

«Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя.

Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя? Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства.

Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?»

avatar
Чем длиннее горизонт планирования бандита
Древние планировали по звездам. Т.е. по горизонту уходящему далеко за их грешную жизнь. Вы ориентированы на каких-то мелких людишек. Каждый трейдер знает, что стратегия должна быть продолжительной. иначе, начинаешь тильтовать и погиб.

А образ будущего у вас есть? Т.е. не описание и не процесс, а конкретная цель.
avatar
Изначально люди объединялись для обеспечения безопасности, по одному просто было не возможно выжить. И в этом главная суть.

Пандемия ярко подсветило что и раньше было очевидно — все эти министерства, чинуши и т.п. не нужны, они не эффективно работают, на свое содержание требуют много ресурсов, получив власть — используют в своих интересах, зачастую в ущерб большинства.
Да, нужен контроль, определение общего направления развития, но также нужен контроль самой системы.

Но зачем нужно министерство культуры, спорта и т.д. и т.п. Люди прекрасно могут без них разобраться что смотреть, что читать, каким спортом заниматься и т.п. Многие можно если не убрать, то объединить и уменьшить в размерах. 
avatar
Автор, надо зрить  в корень, с чего все начиналось. Твое некорректное допущение взять «за начало» бардак 90-х. А надо брать реликтовые времена.

А реликтовые времена характеризовались тем, что субъекты права(какого бы то ни было, скажем право получить и требовать) — это воины и охотники. У не-воинов и не-охотников никаких прав не было вообще, глупо им их давать. И это мы говорим про время, когда уровень труда позволил содержать первых «нахлебников». А до этого времени, этих «нахлебников» не было, так как никто не дал бы им ресурсы для существования.

Отсюда, важнейшая мысль, которую ты, возможно, не понимаешь: сначала бандитами были все!

avatar
Все функции государства указаны в Конституции. Первая и главная функция приведена в ст. 2: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»
avatar
Игорь ПМ, сейчас под государством понимается путин.А его чиновники, подстать ему, рассуждают как Зам.Пред ЦБ Швецов, мол вы не надейтесь на государство, а сами думайте о старости.Но при этом не забывать обязанности перед государством.
Александр НеПушкин, Состав государства тоже перечислен в Конституции. Это: Президент, Правительство, депутаты, судьи и прокуроры. Все остальные — наемники (контрабасы)!
А обязанность перед государством у нас одна — платить налоги
avatar
Игорь ПМ, ага, Конституция,



автократии как и бандитизму вообще не особо свойственно смотреть в будущее и иметь независимые взгляды по этому они долго и мучительно сосуществуют во власти и им без разницы по какому псевдонаучному пути все и везде протекает  они просто подмазывают по перефери  нерезидентам попросту приносят пользу, а что там внизу им вообще нет дела так устроена вертикаль впринципе любой власти колонизированой страны. 
Можно здесь устроить демагогию, а можно просто дать ссылку на работу о государстве. Ваш подход не выдержит никакой аргументированной критики. Тема очень обширная. Иной раз лучше промолчать, чем сказать и развеять все сомнения.  fct-altai.ru/c/analitika/gosudarstvo-eto-sistema-vyzhivaniya-naroda
avatar
Дмитрий Крупин, 
они проиграли как идейное, так и военное противостояние
Военной победы не было. В том-то и дело, что от проигрыша куча оружия нас не спасла. Население совка за 70-т лет убедилось, что формула:«От каждого по способностям, каждому по потребностям» не достижима, утопична. Прихожане той церкви перестали верить в бога, которому молились. И совок развалился.

Наши чубатые братья обзывают нас ордой. Допускаю, что чутьё их не подводит. И этика Орды на новом витке истории нам будет кстати. Не будет никакой Империи. Её нам притащили жидовствующие православные из Могилянки.  Орда и её дух против сервиса, так сказать. Что-то, типа, уложения Чингисхана.
— Власть выше собственности
— Служение выше владения
— Общее выше частного
— Справедливость выше Закона
— Духовное выше материального

можно найти цитату
Просьба, точней указывать первоисточник, что бы понять контекст.
avatar

теги блога Александр Скоробогатов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн