Блог им. AGorchakov

О 2008-м

Тут в дискуссии всплыла тема, когда наш рынок в 2008-м перестал быть «тихой гаванью». Почему то бытует мнение, что это произошло с началом «пятидневной войны». Ничего подобного, это произошло 25 июля, когда мы пробили нижнюю границу «Великого боковика».

Но у меня с последней датой связана и другая история. Был у нас в Риск-инвесте клиент. Пришел он в конце 2005-го, в начале июля 2006-го имел +36%+ после списания комиссии, понравилось, удвоил счет. А тут у нас пошла полоса неудач: «борьба с нулем» с просадками по 3-4 месяца. Ну клиент потерпел до апреля 2007-го, потом поделил прибыль в рублях на внесенные средства, получил в процентах меньше, чем депозит в Сбере и  ушел. Почему я его запомнил? Да потому что ему понравилось раз в неделю со мной обсуждать рынок и управление. Собственно только разговорами я его и удерживал в 2007-м, гася недовольство результатом.

Напоследок он мне сказал: «Мне в Тройке 20% годовых ежемесячно на РЕПО в облигациях предлагают, не то, что у вас».

В принципе с уходом он правильно поступил, Риск-инвест в июле все равно «умер», но вот с Тройкой….

До июня 2008-го я о нем ничего не слышал, а в июне он сам мне позвонил и пожаловался:  «Никаких 20% годовых нет, были в плюсе до октября 2007-го, потом ушли в минус на 5%, вышли в небольшой плюс в мае 2008-го и вот опять минус 5%. Что делать?». Я посмотрел на рынок, вижу, что «Великий боковик» продолжается. Находимся ближе к нижней границе, можем и отскочить.

«У меня пока нет прогноза, мы в боковике, пока не выйдем, я не знаю, куда пойдем. Но ситуация в штатах напряженная, поэтому если получится нуль по счету, кройтесь и уходите. А нуль возможен, если отскочим выше средней «коридора» (я предполагал, что в этом случае доходности облиг немного припадут).».

На том и разошлись. Но 25 июля я, помня, что не давал рекомендацию выходить «по любым»,  сам позвонил ему и сказал, что надо это сделать. В ответ услышал: «Где ж Вы раньше были, у меня уже -15%». Ничего кроме, «Уходите, будет хуже», я из себя выдавить не смог.

До 17 сентября мы больше не разговаривали, а 17 сентября он сам позвонил, поблагодарил, спросил, нельзя ли мне дать денег в управление. Увы, нам это босс запрещал, да и в ближайшую субботу я с женой улетал отдыхать в Италию. «Пока это невозможно, но если что-то изменится, я позвоню».

Изменилось в ноябре. Я позвонил, в конце ноября принес деньги, в марте 2009-го хорошую комиссию «за успех» заплатил, в июне 2009-го – еще больше. Нам с коллегой половинка «перепала», но это уже другая история.

★13
94 комментария

А я 18-го сентября 2008 года пришел к брокеру, открыл счет, завел на него 1 млн. (подешевело же всё, надо успевать покупать)

— Вы какие акции хотите купить?

— Сбербанк, Газпром, Роснефть.  (я тогда кроме этих компаний и не знал ничего)

avatar
И все-таки, Саш, 2008 год начался 13 сентября..))
avatar
КРЫС, 16 сентября — банкротство Лемана.
avatar
А. Г., про кита узнали вечером 12.  13-го уже пошли действия по предотвращению. 14-го вся контора в мыле работала (воскресенье, если что -))) )
avatar
КРЫС, крах долговых пирамид на мамбе (с китом) — это история не для всех. Хотя по своему — эпическая.
avatar
А. Г., 16 сентября был только конец начала. В этот день (день завершения моего испытательного срока) я забрал трудовую в Уралсибе. Невыносимо стало уговаривать клиентуру оставаться в ПИФах, находясь уже пару месяца в личном мощном нажористом плечевом шорте — когнитивный диссонанс разрывал.

Но, к чести индустрии следует отметить, что те, кто остался в ПИФах и перполз через весну 2009 года, в конце концов не пожалели. Как мы все видим.
Вестников (Витковский), не, я в ссылках написал, что у меня шортов не было с 8 августа 2008-го до июня 2009-го. С 8 августа до 16 сентября — это мое внесистемное решение, потом запрет ФСФР до мая 2009-го, а до второй половины июня меня «фильтр шортов» не пускал. Поэтому утром 16 сентября у нас на всех счетах были только рубли.
avatar
А. Г., ну правильно. В сентябре-то шорты и перестали открывать. Я тогда тоже перебежал на фьючи. И «подорвался» на отскоке начала ноября 2009 года — президентском ралли Обамы. На нём и наш рыночег изрядно поддёрнули.
Вестников (Витковский), я на том отскоке 36% сделал и новый максимум счета. Похвастался этим на интерактиве РБК 5 ноября 2008-го и меня больше не приглашали до… февраля 2009-го. 
avatar
А. Г., язык, небось показали? Или средний палец?

И, таки, выходит, это Вы и на моих деньгах тогда максимумы обновляли. 
Вестников (Витковский), ничего не показывал, просто улыбался и вообще «светился оптимизмом». Был «не в тренде» 
avatar
А. Г., и чем было вызвано такое несистемное решение?
avatar
Foudroyant, «5-ти дневная война» — была высокая вероятность, что на ней «попилят». Собственно этот прогноз и сбывался до 4 сентября.
avatar
Анрил, печально всё это… :-(
Анрил, 

У меня как раз в 2008-м еще случай был. В марте моя бывшая клиентка (одна из первых, еще в Интрасте) побывала в Гонконге, была в восторге. И решила, что надо купить гонконгские акции. Позвонила мне, спросила, где это можно сделать в рамках росюрисдикции. А мне, кроме фонда Юниаструма, ничего в голову не пришло. Потом она ко мне возвращалась, как клиентка (несколько раз  возвращалась и уходила), но я до сих пор боюсь у нее спрашивать о результате…
avatar
Вестников (Витковский), т.е ты клиентов оставлял в лонгах, когда сам в шортах был?
avatar
Тимоха, я ж не случайно уточнил — «у меня закончился испытательный срок». Который, как известно, по общему правилу — три месяца.
А страсть народа к ПИФам, в том числе — уралсибовским, сформировалась до меня. 

И да, трудно шортить инструменты коллективных инвестиций. Впрочем, моя работа состояла не в управлении портфелями ПИФов, а в успокоении и привлечении инвесторов. 

Поэтому диссонанс меня и порвал. Я-то был уже пяток лет до этого вполне независимым трейдером-трендовиком. Но пила 2007 года заставила меня поискать и околорыночного корма. Но не помешала мне адово зашортить наш рынок с марта по июль — по мере нарастания падения. 

Вестников (Витковский), а какие были ощущения во время знаменитых отскоков рынка на десятки % в день? С большим плечом это могло обнулить капитал шортиста за день.
avatar
Foudroyant, http://investor.rts.ru/ru/statistics/2008/default.aspx

см. vestnikov

Да, успешные выборы Обамы во второй вторник ноября 2008 года откликнулись большой болью в наших трендовых сердцах.

Но мы же тоже не держали и не держим восьмые плечи не смотря на капитал и достигнутую доходность.

Есть целевая доходность за 12 месяцев и если она достигается за счёт суперударных времён (2014 год тоже в этом плане характерен), то плечи уменьшаются — формулы целевых значений прибыли, плеча, поведения инструментов зашиты в управляющей таблице ТС. 

Поэтому в конце 2008 года и в конце 2014 года плечи уменьшались уже до 1,5-2.

Кстати, биржа тоже этому способствует — она же ГО повышает по мере роста волатильности. 
Потому всё же десятки процентов убытка в день принимать на грудь за сутки не приходилось. Максимальный дневной убыток у меня был 27 июня 2013 года — -15,2%. Было очень больно. Вообще тот июнь был самым болезненным месяцем в моей истории. после +90% за десять предыдущих недель.  

Чтобы не убивало одним месяцем есть Келли, а чтобы не убивало одним днём есть стопы, а чтобы не убивало одним ночным гэпом есть уменьшение плечей на ночь и перед выходными.
А. Г., эх, хорошо было...
… скоро опять так будет:)
avatar
КРЫС, это как посмотреть, банкротство беар стернз тоже в 2008 году. Но я согласен с А.Г. — реальный завал начался в конце июля.
avatar
SergeyJu, там первые банкротства были еще в августе 2007-го. Но они еще в октябре 2007-го «вторую вершину» показали после падения.
avatar
А. Г., в январе 2008 шарахнуло по всему миру, просто тогда многие подумали, что не будет продолжения. Ошиблись.
avatar
SergeyJu, ну там к маю хорошо отскочили. Мы так вообще на новые максимумы, америка, правда, не дошла.
avatar
А. Г., в 2008 после отсечек помню фишки с гэпом вверх открывались
+3-5%)) я такого не видел более ))
avatar
А. Г., да, точно, май хорош был в 2008, но зато потом Америка обогнала и перегнала последующие 10 лет..
Где наш ртс родной по 2000, да хотя бы по 1500)))
эх..((
avatar
Летом 2014 тут один человек написал пост. Про то, что ему позвонили из банка, с предложением суперинвестиции, типа «только для Вас и входите скорее, а то не успеете». Он говорил, что до этого ему этот банк звонил летом 2008. Что за банк и ник этого человека никак вспомнить/найти не могу.
avatar
consar, сейчас примерно та же ситуация. люди бегут на фр боятся не успеть.
avatar
monko, найти бы того человека и спросить, звонили ли ему из того банка.
avatar
в декабре тоже пробили уровни ну и толку то. все равно все со свистом откупили. спекули окончательно перестали чего-нибудь бояться. если что, фрс нам ставочку опустит
avatar
monko, в октябре-декабре 2008-го ВЭБ наш рынок выкупал. Я это хорошо помню по «стаканам» в Сбере, Газпроме и и других «голубишках»: примерно в 11:00 ставил «неубиваемый бид», апериодически переставлял выше, если переставали давать, в 17:00 снимал. В январе 2009-го ушел и от неожиданности Сбер и провалили.
avatar
А. Г., да, без вэба сложились бы сильнее раза в два ) тогда очень любили облиги реповать в пирамидки, и сейчас начали любить снова. очень любили суборды банков пирамидить в 14-17 гг. но я про декабрь 18 года. низ пробили но и развития это не получило. могло не получить и в 8 году. но тогда инвесторы еще хоть чего то боялись. сейчас, совсем перестали бояться, и кончится это может очень плохо…
avatar
monko, извините, не понял, что Вы про 18-й.
avatar
А. Г., не закладываетесь на сценарий, что инфляция выйдет из-под контроля внезапно в баксе, евро? сейчас рынок превратился в универсальный поглотитель избыточной денежной массы, но вряд ли это бесконечный процесс. сейчас конечно выглядит фантастикой.
avatar
monko, да он не сейчас превратился в «универсальный поглотитель избыточной денежной массы», а еще при Рейгане.
avatar
А. Г., ну любая идея себя изживает со временем.
avatar
monko, конечно, но вопрос когда…
avatar
А. Г., когда перестают бояться, когда 10 лет не было коррекции серьезной ) плюс минус 5 лет )
avatar
А. Г., стоимость денег поменялась, это стоит учитывать
avatar
monko, кто сейчас облигации пирамидит? Хотел бы узнать..)
avatar
КРЫС, да речь не об этом, а о том, что если там грохнутся ниже 2400 и будут торговаться ниже, то мы «в стороне не останемся». И акции с рублем упадут и доходность облиг вырастет. Может до «последней черты» (когда РЕПу разгребали «по понятиям», руками), как в 2008-м, не дойдет, но «будет больно».
avatar
А. Г., сейчас закредитованность рынка намного ниже, может так больно не упадем, но и никакого вэба на помощь уже видимо не будет. ну и медведев разбросал с вертолета 200 ярдов баксов, не надо забывать.
avatar
КРЫС, пирамидят в структурках, физикам сложно сейчас. но можно еще, хотя почти все банки с приличными рейтингами и высокими % по облигам сдохли )
avatar
А. Г., и как на этом зарабатывали? Покупали утром и держали до 17 часов?
avatar
Foudroyant, лично я не зарабатывал.
avatar
это когда нефть стала стоить 40 баксов?
avatar
Гончар, нет, в июле нефть еще была больше 100$. Только 11 июля была 150$+
avatar
Ничего мы не пробивали, просто мировой кризис грянул и все шлак-рынки посыпались вперёд США.
Спекули потом вернулись на годик, а инвесторы уже смекнули что это за страна-«верну территории». Ага
Николай Помещенко, там в комментарии по ссылке есть ссылка на график этого «Великого боковика» с конца 2006-го до начала мая 2008-го.
avatar
А. Г., Я в ТА уже года три не играю.
Николай Помещенко, частично плюсую, но не совсем так.
Пробитие боковика как технический фактор тоже имеет место, а вот насчет страны верно, но коренной перелом в настроениях инвесторов, как мне кажется, произошел скорее осенью 2011-го, когда наш «тандем» огласил решение об обратной «рокировочке», и при этом Ме, с военно-патриотическим пафосом уволил Кудрина. 
До этого мы торговались вполне себе в корреляции с мировыми рынками, а вот после осени 2011-го стали отставать, и всё больше и больше — инвесторы ушли, остались только спекули.
Лёва Соловейчик, да. Ушли. Но тогда я ничего не понимал, просто, как все, повторял мантру про недооцененность активов)))
Лёва Соловейчик, инвесторы начали сваливать во второй половине  2010-го, как раз с началом «борьбы с инфляцией» (в июне 2010-го ЦБ объявил об инфляции, как целевой функции).
avatar
А. Г., а какая связь? 
avatar
Foudroyant, простая, по крайней мере на развитых рынках растущего тренда относительно денежной массы нет. А на развивающихся инвесторы оттуда хотят доходность больше. А откуда ей взяться, если рост денежной массы сдерживает я и растёт она больше инфляции только один месяц в году — в декабре. 
avatar
А. Г., ах, да, а я и забыл, что в колониальных экономиках с инфляцией «борются» при помощи ограничения денежного предложения. Сейчас, вроде бы, у нас понемногу отказываются от этой ошибочной политики. Но не проверял. 
avatar
Foudroyant, да, потихоньку начали «отпускать вожжи». 
avatar
Ничего подобного, это произошло 25 июля, когда мы пробили нижнюю границу «Великого боковика».
В начале июля там тоже какой-то хороший гэп был (в районе 1830 по ММВБ кажется), вот с него уже можно было хорошо в шорт заходить.
avatar
  Я это хорошо помню по «стаканам» в Сбере, Газпроме и и других «голубишках»: примерно в 11:00 ставил «неубиваемый бид», апериодически переставлял выше, если переставали давать, в 17:00 снимал.
О это было здорово. Покупаешь утром сбер, потом раз прострел рублей на 7-8 вверх и сдаёшь его, на следующий день тоже самое. :)
avatar
Merval, может не рублей, а %%? Я чего то в рублях за день такого размаха не нашел: там общий размах с 22 октября по 31 декабря (когда ВЭБ был)  34.3-16.77.
avatar
А. Г., да пожалуй %, по памяти несколько преувеличил эпичность)))
avatar
А.Г. на что намекаете?
Вы медведь по Америке?
avatar
Mors, я в Америке никто, я там не торгую. А на вебинаре в декабре 2018-го говорил, что на 2019-й у меня два сценария:

— штаты в коридоре 2400-2850 (сиплый), мы растем
— штаты падают ниже 2400 и торгуются ниже, мы падаем на 30%+

И сказал, что сейчас для меня эти сценарии равновероятны. С тех пор ничего не изменилось.

Потому и создал портфель стратегий

https://www.comon.ru/user/howtotrade/strategy/detail/?id=15171

В данной стратегии на данный момент на 55% три активных стратегии на фьючерсах, а на 45% три стратегии в описании заявленные как «купил и держи» на российских акциях: две с умеренным риском и одна с агрессивным. Доли 55% на 45% в этой стратегии не статичны, а могут меняться в зависимости от моего видения ситуации на рынке (с декабря 2018 не менялись — прим. мое). А вот число стратегий увеличиваться не будет с целью сохранения минимальной суммы в 600 тыс. руб.


avatar
А. Г., а если штаты уходят в зону 3000+?

С уважением
Мальчик Buybuy, пока нет такого сценария.
avatar
Почему я его запомнил? Да потому что ему понравилось раз в неделю со мной обсуждать рынок и управление. Собственно только разговорами я его и удерживал в 2007-м, гася недовольство результатом.

перефразируя Пушкина: чем меньше любишь ты клиентов, тем больше нравишься ты им… :)
avatar
Так то Тройка до 2008 нормально насыпала %%.
avatar
я помню только слово репо, с 2004 года как начали рисовать капитал, покупаешь Акции, отдаёшь а репо, деньгами кредитуешь ) сказка кончилось за 4 года
Атласов Михаил, да тогда моднее были пирамиды в облигациях посредством РЕПО.
avatar
В 2008 нефть грохнулась, платежный баланс против рубля, акции были с высокими мультиками. А что по нам сейчас-то может ударить? Нефть и так невысока, да и $50 не проблема будет.
avatar
Vanger, ну, 50-то не проблема конечно.
А 30? — а если вообще, 10-20?(?)
Лёва Соловейчик, ну о какой $30 может идти речь? Лягут Пендосы полностью, КАД и еще кто-то. Наша себестоимость невысокая по сравнению с другими. 
avatar
Vanger, что такое КАД?
Лёва Соловейчик, cad, канада
avatar
Vanger, да ладно — так прям сразу и «лягут»...-)
Vanger, нефть грохнулась позже июля. Я еще в передаче на РБК 8 июля сказал, что пока нефть выше 100$, мы будем оставаться в «Великом боковике». Не угадал, мы начали валиться вслед за сильным падением штатов даже при нефти выше 100$.
avatar
А. Г., какие сейчас риски грозят РФ? По нефти бюджетным правилом защищены. Сильные санкции разве что аля запрет ОФЗ.
avatar
Vanger, когда инвесторы в панике продают ЕТФ-ы, акции, фонды, наши акции будут валиться просто потому, что входят в ряд мировых фондов. Огромный объем пассивных инвесторов — мина под ВСЕМ мировым фондовым рынком.
avatar
Vanger, да если где-нибудь в мире «грохнет», то никто не будет разбираться, кто устойчив, а кто нет. Думать начнут через полгода-год, когда успокоятся.
avatar
А. Г., это очень верное замечание)
А. Г., знать бы когда… путов бы прикупил
avatar
После угрозы «послать доктора» акции… рынок, индекс РТС упал на 5 процентов, индекс ММВБ – более чем на 5,5  26 июл. 2008 г
или забыли все историю с мечелом?
именно на этой истории ртс 2000 пробил 
причем с планками 
avatar
Вик,  «доктор» конечно «добавил», но основное — это падение амеров накануне с 1282 до 1252 по сиплому и последняя цифра была минимумом с октября 2007-го.
avatar
А. Г., я как раз в тот день торговал- рынок открылся с гепом, но попытался его закрыть  — ну прям как сейчас -игноря весь внешний негатив и тут как ...
 а оказывается это уже за мечелом весь рынок потянулся
avatar
Вик, ну Газпром со Сбером 25 июля  даже и не пытались гэп закрыть. Открылись практически на максимумах дня и нарисовали большие чёрные свечи. Потом ещё такие же большие чёрные 4 августа нарисовали, но уже без большого гэпа вниз. 
avatar
А. Г.,  сейчас мы то же живем какой то своей жизнью -игноря сиплого иногда нефть 
avatar
Вик, да сиплый и не упал, как тогда и нефть комфортна. Потому и все спокойно. 
avatar
Бред какой то… чушь и хрень.
Вот мое видение 2008.
В 2008 разули всех. Весь Мировой рынок сложился минимум в 2 раза. Сначала медленно, но уверенно подвели к обрыву, потом толкнули в спину (война с Грузией) дальше само покатилось. Хрен кто заработал. Шорты не давали  или были маленькие жесткие лимиты. Но это могло стать боком. Рвало и метало во все стороны. Вниз гасило быков.
на резких отскоках -редких медведей. Волатильность в 25% в день по многим бумагам -не удивляла. Так же как и для кого то смертоносные гэпы. Но воспользоваться поймать это мог только крупняк  и то если повезет.  и не только потому, что инет вис, брокер вис- висла ММВБ. Внезапные Стоп торги -систематически и надолго ломали гепами казалось уже выигранные сделки,
Рынок КИПЕЛ  одновременно ЗАМЕРЗАЯ, и падал сосулькой вниз..

avatar
DARSZ, это эмоции, не более
avatar
DARSZ, ну, по-любасику, нажить удалось существенно меньше, чем внешне, кажется, давал рынок даже нам — трендовикам. Лимиты реально самому себе приходилось резать до чисто символических. 3-5 плечами не побалуешься. Половинка плеча, да и то с мокрой спиной.
DARSZ,  никаких эмоций. Мы спокойно торговали системно суммой немного больше 1 млрд. руб. в 5-6 основных «голубых фишках». Эмоции в нашей группе были только с 16 сентября и до конца сентября и то по поводу сохранности рублей у брокеров. Дело в том, что босс запретил торговлю на период моего отдыха в Италии, а пока я был в Италии, приказал моим сотрудникам сосредоточить брокерские счета всех фирм в ВТБ24. Так что без меня «работа кипела». 

А на моем личном счёте по году получилось чуть меньше +42% до уплаты НДФЛ, при том, что, как я уже писал, шортов не было с 8 августа.
avatar
Кризис в России начался в августе, когда нефть закрепилась ниже 120 за барель, а рубль ниже 4.2 цента, что удивительно совпало с началом пятидневной войны. А РТС, как производная от того и другого закрепился ниже поддержки длительного боковика.

теги блога А. Г.

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн