18 декабря 2017
Компания сообщила о возможности временной консервации станции. Источники говорят, что фактически станция восстановлению не подлежит, но «Русгидро» не может признать это, ведь тогда придется снимать электростанцию с баланса, а это негативно отразится на капитализации компании. Таким образом, по сути, это будет бессрочная консервация, которая может стоить «Русгидро» около 20 млрд рублей, утверждают источники.
Совет директоров «Русгидро» на заседании 13 декабря решил временно законсервировать Загорскую ГАЭС-2, где в 2013 году произошло подтопление из-за просадки здания станции.
Как сообщили в пресс-службе энергохолдинга, на заседании совет принял к сведению информацию о ходе строительства Загорской ГАЭС-2, план дальнейших мероприятий по проведению работ на объекте. «План дальнейших мероприятий на Загорской ГАЭС-2 предполагает разработку проекта и реализацию мероприятий по временной консервации станции, вводу в эксплуатацию КРУЭ 500 кВ и автомобильных дорог на территории Загорской ГАЭС-2, а также завершение работ на опытном участке № 3 [на нем возможна технология для восстановления поврежденной части ГАЭС — ред.]», — говорится в сообщении.
Напомним, в интервью газете «Коммерсант» в 2016 году Шульгинов говорил, что восстановительные работы на ГАЭС могут обойтись в 24 млрд рублей, достройка — еще в 20 млрд рублей. В начале апреля замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, который входит в совет директоров «Русгидро», заявил, что в вопросе восстановления Загорской ГАЭС-2 «не надо торопиться», а следует дождаться технологического аудита, который даст понятие о возможности и оправданности этого восстановления, поскольку «станций таких мало, ситуация, которая там сложилась, уникальная».
Теперь «Русгидро» сообщила, что по результатам испытаний и моделирования на опытном участке № 3 планируется провести повторное заседание бюро научно-технического совета для обсуждения полученных результатов.
Одновременно с этим главе компании Николаю Шульгинову до 30 сентября 2018 года представить промежуточный отчет об исполнении плана дальнейших мероприятий работ на Загорской ГАЭС-2, доработанного по результатам проекта консервации, согласованного в Ростехнадзоре. Кроме того Шульгинов должен будет информировать совет директоров о ходе реализации этого плана два раза в год.
«Русгидро» строила Загорскую ГАЭС-2 мощностью 840 МВт по договору о предоставлении мощности (ДПМ), который гарантирует компании возврат инвестиций. «Русгидро» успела потратить на строительство за 2008–2013 гг. около 70 млрд рублей, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, слова которой приводя. Ввод электростанции планировался на 2014 г., но в 2013 г. на ней произошла авария. Позже «Совет рынка» перенес срок запуска станции на 2019–2020 гг. Таким образом, пока «РусГидро» не платит штрафы за невведенную мощность.
ВОССТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Но «Русгидро» не может признать – станция восстановлению не подлежит, говорит федеральный чиновник, пишут «Ведомости». Ведь тогда придется снимать электростанцию с баланса, а это негативно отразится на капитализации компании. Именно поэтому было решено использовать такую формулировку – «временная консервация», продолжает собеседник «Ведомостей». Но, по сути, это бессрочная консервация, проект может стоить «Русгидро» около 20 млрд рублей, приводит оценку другой федеральный чиновник.
Без списаний в любом случае не обойтись, но при консервации их размер будет меньше, сказал «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. В стоимость консервации будут входить расходы на природоохранные мероприятия и на удержание фундамента машинного зала от дальнейшего затопления, перечисляет он. Расходы на консервацию не входили в официальную инвестпрограмму, поэтому их рост, не компенсированный выручкой от работы новой станции, фактически снижает стоимость компании на соизмеримую сумму. Параллельно с этим происходит списание основных средств и, соответственно, снижение чистой прибыли. А это приведет к уменьшению дивидендной базы, если только менеджмент не примет решение не учитывать в ней бумажные статьи.
Любая реакция «Русгидро» на аварию на Загорской ГАЭС-2 не приводит к выигрышу, продолжает Скляр. Компания теряет будущую выручку по фактически единственному крупному ДПМ-проекту, но восстановление привело бы к еще большим расходам, считает он. Учитывая, что на 2018 г. придется пик инвестпрограммы «Русгидро» и она уже требует до 30 млрд руб. заимствований в следующем году, консервация станции выглядит логичным решением, уверен Скляр, но оно с большой долей вероятности приведет к снижению дивидендов.
ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ ГАЭС
Загорская ГАЭС–2 мощностью 840 МВт (четыре гидроагрегата) — единственный в последние годы проект крупной гидроаккумулирующей станции в России, дошедший до стадии строительства, отмечает в свою очередь «Коммерсант». До последнего времени ГАЭС оставались единственной коммерческой технологией промышленного накопления энергии: при низком спросе станция закупает дешевую электроэнергию и закачивает воду в верхний бассейн, при высоком — сбрасывает воду через гидроагрегаты в нижний, продавая выработку в сеть. Сейчас работает первая Загорская ГАЭС (1,2 ГВт), построенная еще при СССР. Еще один крупный проект «РусГидро» — Ленинградская ГАЭС (1,56 ГВт), внесенная в перспективные инвестпрограммы «РусГидро» еще при РАО ЕЭС, видимо, окончательно заморожена энергохолдингом в прошлом году, напоминает газета.
Наталья Порохова замечает, что мощность ГАЭС в РФ — всего 0,5% от общей мощности электростанций, что даже ниже среднемирового показателя 1,6% (в Японии доля ГАЭС достигает 9%). У «РусГидро» есть еще достроенная в 2016 году Зеленчукская ГЭС–ГАЭС (160/140 МВт) в Карачаево–Черкесии.
В 2017 году в инвестпрограмме компании на Загорскую ГАЭС–2 заложено 5 млрд. рублей, на сохранение объектов ЛенГАЭС — около 400 млн. рублей.
Но гидроаккумуляция, пишет «Коммерсант», рискует столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны других технологий промышленного накопления энергии — от маховиков и мощных аккумуляторов до Internet of Energy. Появление коммерчески эффективных накопителей в отрасли ожидают в перспективе трех—пяти лет, что может принципиально перекроить устройство традиционных энергосистем, которые строились с учетом резерва мощности для покрытия пиковых нагрузок.
Как говорил в интервью «Коммерсанту» в ноябре глава набсовета ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко, «сегодня уже существуют мощные накопители, которые позволяют обеспечить хранение для крупного оборудования — например, в производстве уже есть маховики мощностью 10–15 МВт». Но Наталья Порохова замечает, что на сегодняшний момент ГАЭС — «единственный экономически разумный способ хранения энергии в промышленных масштабах». В среднем в мире хранение энергии на ГАЭС (с учетом окупаемости капзатрат) стоит 0,045 долл за 1 кВт•ч, в накопителях — 0,06–0,13 долл за 1 кВт•ч, уточняет она. Удешевление хранения в накопителях сделает технологию ГАЭС менее востребованной, но уже построенные ГАЭС (с окупившимися капзатратами) останутся самыми дешевыми.
www.bigpowernews.ru/news/document81008.phtml