Блог им. gnom
Цаку в очередной раз притащили скирду сушеной крапивы. Плетельщицы не справлялись, хоть и работали не покладая рук. Склад был забит не только стандартными веревками, но и канатами всевозможных толщин. Видя, что скоро мы по уши погрязнем в крапиве, я сказал Цаку, чтобы не отдавал поставщику деньги. Возник ожидаемый конфликт, в который пришлось вмешаться.
— Больше крапивы не нужно, — втолковывал я команчи, — Приносите грибы, дрова, орехи. Крапивы хватит. За нее заплатим, но в следующий раз, когда принесете что-то другое.
— Заплати сейчас. Ахомит заругает, — сказал предводитель носильщиков. Меня аж передернуло.
— Ахомит?! Так это он заваливает нам склады? Передай ему, пусть придет сам. Я лично хочу с ним поговорить.
Носильщики потоптались и ушли, а я ходил по лагерю недоумевающий и злой. Ну надо же! Опять этот жучара. И даже Цак не знал. Ну ничего, придет — выведу его на чистую воду.
Но Ахомит не пришел ни в тот день, ни на следующий, ни через один.
Я послал гонца к Чуку, со срочной просьбой, привести мне Ахомита. Прибежавший на следующий день скороход передал следующее:
«Ахомит и Зот ушли к вам с отрядами две недели и три дня назад»
Что за чертовщина! Два командира отрядов по пятнадцать человек каждый покинули племя, но до меня дошел только один Ахомит. Причем он был без воинов, один, и примерно те же две недели назад ушел обратно на запад. Куда они могли деться? Выдвинулись собирать крапиву? Но это не мужское дело, да и не очень прибыльное. Еле на еду должно хватать. Две недели большой срок. Нужно было разбираться.
Попросив Тыкто собрать его отряд, мы, в полном вооружении, выступили на запад. С нами шли двое гонцов-подростков, готовых в любой момент бежать в лагерь за подмогой. Первое, что я хотел обследовать — это поля, которые мне демонстрировали. Подкравшись к ним, я надеялся увидеть хотя бы одного человека, чтобы проследив, выйти на след мутившего воду команчи. Но, увы, на полях были лишь птицы, клевавшие вспаханную землю. Я собирался идти дальше к Чуку, но глаз первобытного человека видел гораздо больше современного горожанина.
— Здесь было больше десяти рук мужчин. И столько же женщин, — сказал Тыкто, глядя на подсыхающую землю.
— Ого! Куда они пошли? К Чуку?
Тыкто молча двинулся по направлению к команчам, но, выйдя на основную тропу, остановился.
— Люди были здесь, но шли не к Сыхо, а вниз, к морю. — Тыкто упорно называл команчей именем убитого шамана.
Отряд двинулся в лес за Тыкто. Лучники достали из колчана стрелы, а солдаты вытащили из-за пояса топоры. Сердце тревожно забилось. Я уже стал забывать о войнах и стычках, а бойцам, похоже, по душе было вновь взяться за оружие. На некоторых лицах были улыбки. Мне же было совсем не до веселья.
Проходя по кустам, следы лесной тропы замечал даже я. Ветки кое где были сломаны, трава и листва примята. Чем дольше мы шли, тем сильнее и громче билось мое сердце. Рано или поздно, тропа должна была закончиться.
Неожиданно Тыкто поднял руку и все по команде остановились.
— Люди близко, — сказал он шепотом.
Солдаты крепче взялись за оружие. Гонец приготовился рвануть в сторону лагеря. Тихо и осторожно наш отряд стал продвигаться дальше по тропе.
Вскоре голоса стали слышны даже мне. Через щели в листве появились очертания лагеря. Горел небольшой костер, несколько женщин возились с детьми, мужчин не было. Хотя нет, один все же стоял на стороже. Это был солдат из отряда Ахомита.
***
— Женщины не из племени Сыхо, — прошептал Тыкто.
Я уже и сам это понял. Сидевшие у огня люди были грязные и худые. Больше всего они напоминали мне тех пленников, что мы захватили при ослиной кампании. Но где же остальные?
Ответ мы узнали примерно через полтора часа. К костру стали стекаться группы людей, под конвоем людей Зота и Ахомита. Мужчины тащили вязанки дров и тяжелые корзины. Женщины несли снопы крапивы и лукошки с ягодами. Все они были безоружны и худы, многие совсем без одежды. Вскоре появился сам Ахомит с отрядом из десяти человек. Перед ним понуро шли около двадцати женщин и детей и пятеро мужчин. Бывшие в лагере воины радостно приветствовали вернувшегося командира. Похоже, он вернулся с хорошей добычей.
Не желая больше продолжать наблюдения, Тыкто встал во весь рост и громко гаркнул:
— Ахомит!
Все резко обернулись в нашу сторону. Остальные воины последовали примеру вождя и поднялись из укрытия. Поняв, что больше отлеживаться нет смысла и мое присутствие скорее поможет мирному разрешению ситуации, встал и я.
Тыкто спокойно пошел в сторону удивленных нашим появлением команчей. Он заткнул топор за пояс, видимо уверенный, что агрессия здесь не уместна. Я едва поспевал за ним.
Ахомит стоял растерянный, не понимая почему мы здесь и чего от него хотим.
— Откуда эти люди? — Как можно строже спросил я, подойдя ближе, — кто они?
— Я убил вождей, они мои, — ответил взявший себя в руки Ахомит.
Бросив вопросительный взгляд на Тыкто я понял, что преступления, похоже, не было. Вождь расслабленно стоял и разглядывал находившихся вокруг людей. Картинка вырисовывалась довольно простая. Пользуясь преимуществом в оружии, подготовке и защите — Ахомит, вместе с двумя отрядами бойцов, легко захватывал мелкие окрестные племена, обращая их в своих рабов. Солдаты за военные вылазки получали заработок, превышающий их доход от охоты или ремесла, а воевать им явно нравилось больше, чем месить глину. Рабам приносили испортившуюся пищу, негодную для продажи. Сто с лишним человек давали Ахомиту серьезный доход.
Воины Тыкто общались с коллегами, спрятав оружие. Пленные дикари испуганно жались друг к другу. Их словно не замечали.
— Приходи завтра ко мне, — сказал я Ахомиту насупив брови, и показал жестом своим, что нам здесь больше делать нечего.
***
По пути назад я спросил Тыкто, что он думает про всю эту историю.
— Они нашли их там, где заходит солнце. Он убил их вождей, и теперь эти люди стали его гоцэ.
— Гоцэ?
— Ахомит говорит что им надо делать, или может их убить.
Объяснения Тыкто были настолько простые, словно он рассказывал, как сходил попить.
— То есть у Ахомита теперь свое племя?
— Это не племя. Это гоцэ. Он их вождь.
— Он их вождь, но это не его племя?
Тыкто посмотрел на меня настолько снисходительно, что мне захотелось оскорбиться.
— Ахомит в племени Чука. У него не может быть племени.
Я действительно не очень понимал все эти хитросплетения в субординации.
— Но ведь Чук сам убил Сыхо и стал вождем его племени!
— Чука послал на войну Ыката.
Если бы не несколько часов пути, я бы наверное начал раздражаться. Сейчас же манера Тыкто выдавать информацию позволяла скоротать время.
— И что с того?
— Ыката — вождь Чука.
Спокойно, Гном. Постепенно я разгадаю этот ребус.
— Ыката вождь Чука, но у Чука теперь есть свое племя. Почему?
— Ыката послал его на войну с другим племенем, а сам остался. Значит Чук может взять племя себе, если победит.
Кажется, я начал понимать.
— То есть обычно на войну должен идти сам вождь?
— Да, — коротко ответил Тыкто.
— А если кто-то из племени решит сам сходить на войну и захватит пленного, то это будет лишь пленник?
— Гоцэ, — кивнул он.
— А если его пошлет вождь, то из захваченных пленников можно будет создать племя?
— Да, — по прежнему, не меняя тона, подтвердил Тыкто.
О как. Ну теперь ясно. Судя по сообщению от Чука, гласившего что Ахомит ушел к нам, о захватнической кампании он не знал. Значит как минимум своего племени Ахомит в лесу создать не может.
— А Чук может сказать Ахомиту что делать с этими людьми?
На этот раз Тыкто ненадолго задумался.
— Чук — вождь. Он — может, — наконец прозвучал ответ.
Так. Ситуация начала проясняться. В принципе — произошедшее было в рамках понятий того времени. Ахомит рисковал жизнью, проявил силу, подчинил себе рабов и выполняет теперь их руками задачи по снабжению. Все было правильно и в тоже время неправильно. Подобные рабовладельческие отношения шли вразрез с тем видом общества, которое я хотел построить. Оставшиеся два часа ходьбы я посвятил размышлениям, как сохранить отношения с Ахомитом, но в тоже время направить его действия в нужное мне русло.
***
Около полудня инициативный интервент пришел ко мне. Не собираясь снимать маску строгости, я начал допрашивать предприимчивого завоевателя.
— Сколько ты привел людей?
— Сто и еще сорок и шесть.
— С детьми?
— Да. Всего сто и сорок и шесть.
Солидно. Получается приличных размеров племя.
— Ты знаешь, что все люди из племени Тыкто и Чука должны платить налог?
— Да, — понуро ответил Ахомит. Похоже именно этот момент беспокоил его больше всего.
— Я хочу чтобы эти люди тоже могли получать деньги за работу и платить налог.
— Но им не нужны деньги! Только еда!
— Тогда налог должен платить ты.
Ахомит еще больше помрачнел и задумался. Я не стал ждать его ответа и предложил решение, придуманное мною вчера.
— Послушай, что я скажу. Новые люди нужны в наших племенах. Это новые рабочие. Это хорошо. Я не хочу отбирать твоих гоцэ.
Ахомит сразу приободрился, видимо вначале приготовившись к худшему.
— Но люди должны делать работу и получать оплату..
— Я даю им еду!
— Не перебивай. Ты даешь еду — это хорошо. Но они должны иметь возможность работать там, где им хочется.
— Ты хочешь забрать их к себе на стройку?
— Нет. Предложение такое. Ты переводишь людей ближе к моему лагерю. Они работают на тебя, ты их кормишь. И я буду проверять, что кормишь ты их хорошо, не бьешь понапрасну.
Ахомит слушал, и по лицу было видно, что пока я не перегибаю
— Их дети пойдут в детский сад и их будут учить. Подростки пойдут ко мне в школу. Взрослые будут помогать мне на стройке, и я буду платить за их работу. Платить тебе. Но самое главное — я разрешаю не платить за них налоги. Но только один год.
Сделав паузу я подождал, пока смысл этих слов не дойдет до начинающего рабовладельца.
— Но ровно через год — эти люди могут выбрать, где им работать. Они сами будут платить налоги, и сами решать — работать на тебя или уйти к другому.
Предложение особо не отличалось от того, что происходило сейчас, за исключением того, что через год Ахомит лишался дешевой рабочей силы.
— Я скажу Чуку, чтобы он не брал с тебя налог за твоих гоцэ, и что ты делаешь хорошее дело для всех нас.
Похоже, упоминание имени его вождя подействовало. Ахомит боялся гнева Чука и опасался, что работники будут конфискованы. Но поняв, что бизнес сейчас не пострадает, он даже решился на дерзкий вопрос.
— Я могу привести еще гоцэ?
Мне нужны были еще люди. Если кто-то будет отвечать за то, чтобы пленные вели себя адекватно и выполняли работу — то почему нет.
— Приводи, — коротко ответил я, отметив про себя, что естественные потери при захвате других племен перестали меня сильно волновать. Пытаясь очеловечить дикарей я сам невольно одичал.
Вскоре, в полукилометре на запад от главной площади выросла Ахомитова слободка. Каждые две-три недели она пополнялась небольшой группой новых дикарей.
____
Хотел попросить об одной услуге. Решил получить отзывов от профессиональных графоманов. Послушать так сказать жесткой критики, чтобы писать лучше. Для этого, по рекомендации одного из смартлабовцев, выложил немного переделанный кусок на Самиздат. Но так как в день там появляется около тысячи всяких рассказов историй и стихов, чтобы тебя заметили нужно определеннон внимание к посту.
Итак, если найдется лишних 100 секунд, можно сделать следующее:
заходим сюда. samlib.ru/editors/g/gnom_i_g/50000bc.shtml
Сверху кнопка «регистрация» — вводим логин и пароль. Регится система сразу, никаких ссылок подтверждения и прочего. Вы оказываетесь сразу же залогиненые.
После того, как залогинены — ставите на страничке указанной вверху оценку 10 вместо «не читал», и пишете любой комментарий к теме. можно в духе «понравилось, пиши еще», можно по сюжету, не важно. Кол-во комментов оказывается тоже влияет на рейтинги.
Ну собственно и все. Спасибо )
Начало №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
№11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20
№21 №22 №23 №24 №25 №26 №27 №28 №29 №30
№31 №32-33 №34 №35 №36 №37 №38
но от рабовладельчества надо уходить :-))))
Со смартлабом тоже самое-)))
Спасибо за труд.
блин, какой неудобный этот самиздат…
а вот коммент оставить было сложнее
но сделал — понравилось, пиши еще
Ленится народ благодарить