Блог им. Marek
Банки и кредиторы находятся в упадке с тех пор, как президент Трамп в пятницу вечером опубликовал в социальных сетях призыв к этому годовой 10-процентный предел по процентным ставкам по кредитной карте. Эти сборы являются основным источником прибыли для эмитентов карт, которые на протяжении десятилетий боролись с законодательными попытками их ограничить.
Но призыв президента, похоже, скорее пожелание, чем мандат: Очевидного пути для того, чтобы его администрация в одностороннем порядке ввела ограничение по процентам, нет, и Конгресс проявил мало интереса к тому, чтобы прислушаться к его просьбе.
Руководители банков и отраслевые лоббисты танцуют вокруг этой темы, пытаясь избежать публичного пренебрежения указом президента, в то же время в частном порядке настаивая на том, что он будет иметь неприятные последствия, ограничивая доступ потребителей к кредитам.
Тем не менее, на этой неделе акции банков были взломаны, особенно те, у которых есть крупный бизнес по выпуску кредитных карт, такой как Capital One; ее акции упали на 7 процентов с момента поста господина Трампа. Citi упал почти на 8 процентов.
По словам банков, если кредитование будет менее прибыльным, они будут вынуждены сократить кредитные линии и ограничить предложение кредитных карт.
Ограничение ставок “, вероятно, не очень хорошая идея,” саид Джейми Даймон, исполнительный директор компании JPMorgan Chase, обладающей самой большой в стране долей непогашенных кредитов. “Это повысит инфляционные ожидания и, вероятно, со временем повысит ставки.”
Юридические и финансовые эксперты говорят, что федеральный процентный предел по кредитным картам почти наверняка потребует от Конгресса действий —, и пока нет никаких признаков того, что лидеры республиканцев заинтересованы в этом. Спикер Майк Джонсон пролил холодную воду на план президента, заявив, что он может оказать “негативное влияние на многих людей”, поскольку компании, выпускающие кредитные карты, могут решить прекратить кредитование некоторых потребителей.
Тем не менее, если Белый дом предпримет законодательный толчок, в Конгрессе будет определенная поддержка по обе стороны прохода. Сенаторы Берни Сандерс от Вермонта и Джош Хоули от Миссури внес законопроект в прошлом году ограничить сборы на уровне 10 процентов в течение нескольких лет. Без поддержки президента законопроект забуксовал, но его можно было бы реанимировать.
В понедельник об этом рассказала сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен ее экономическое видение за Демократическую партию. Вскоре после этого ей позвонил президент и обсудил свое желание ограничить ставки по картам.
“Я сказала: ‘Отлично, давайте что-нибудь сделаем,’” сказала она в среду на канале CNBC.
После призыва к ограничению ставок в предвыборной кампании г-н Трамп “не пошевелил пальцем, чтобы попытаться что-то пройти, ” г-жа Уоррен сказала.
Г-н Трамп мог бы попытаться решить проблему с помощью указа, но это будет быстро решено исками со стороны компаний, выпускающих кредитные карты. И президент не может опираться на Бюро финансовой защиты потребителей — федеральное агентство, которому поручено защищать потребителей, но которое есть у его администрации в основном выпотрошены. В соответствии с Законом Додда-Франка агентству запрещено устанавливать “лимитов ростовщичества” — или лимиты процентных ставок — без акта Конгресса.
Долг по кредитным картам в США сейчас превышает 1,21 триллиона долларов, и, по данным, около 37 процентов взрослых американцев имеют баланс по кредитным картам данные Федеральной резервной системы.
Средние процентные ставки в последние два десятилетия имели тенденцию к росту 22 процента в ноябре. Если эти ставки снизить до 10 процентов, потребители смогут сэкономить 100 миллиардов долларов в год, или около 899 долларов на человека по анализу исследователями Университета Вандербильта.
По словам аналитиков и исследователей, ограничение нанесет тяжелый удар по банкам и другим кредиторам кредитных карт.
По данным, в 2024 году отрасль получила 160 миллиардов долларов за счет процентных платежей анализ бюро потребителей — более чем на 50 процентов больше, чем у кредиторов на сумму 105 миллиардов долларов, собранных в 2022 году.
Это больше, чем финансовые гиганты сделали из других крупных областей прибыли вроде прибыли от торговли акциями и комиссионных. По данным крупных банков, в 2023 году совокупно заработали на своей рыночной торговле 133 миллиарда долларов анализ двумя исследователями из Федерального резервного банка Бостона и Гарвардской школы бизнеса.
Capital One, например, в 2024 году получила проценты на сумму 22 миллиарда долларов от своего бизнеса по выпуску кредитных карт. По оценкам Майкла Миллера, аналитика Morningstar, компании, предоставляющей финансовые услуги, ограничение в 10 процентов уничтожит половину этих доходов.
“Модель кредитования просто не работает с точки зрения кредитных карт массового рынка с 10-процентным пределом процентных ставок,” Господин Миллер сказал.
Банки предупреждают, что ограничение будет означать, что им придется сократить сумму предлагаемого кредита, а не давать деньги в убыток.
“Люди потеряют доступ к кредитам, как на очень, очень обширной и широкой основе, особенно люди, которые нуждаются в нем больше всего, честно говоря,” Джереми Барнум, финансовый директор JPMorgan, заявил во вторник на телеконференции компании по вопросам доходов.
Майк Сантомассимо, финансовый директор Wells Fargo, высказал аналогичное мнение журналистам в среду утром, заявив, что “наличие кредитов окажет существенное негативное влияние на доступность кредитов для широкого круга людей.”
Но некоторые исследователи указывают, что у банков есть способы выпускать кредитные карты с более низкими ставками и при этом зарабатывать деньги. В а 2025 анализ из Федерального резервного банка Нью-Йорка исследователи пришли к выводу, что затраты на маркетинг были основным фактором повышения ставок.
“Банки кредитных карт тратят в среднем от 1 до 2 процентов активов ежегодно на маркетинг — в 10 раз больше доли, потраченной другими банками,” пишут исследователи. “Крупнейшие банки кредитных карт входят в число ведущих мировых маркетологов, их бюджеты сопоставимы с потребительскими гигантами, такими как Nike и Coca-Cola.”
Университет Вандербильта в своем анализе предположил, что при 10-процентном пределе кредиторы могут решить сократить маркетинговые бюджеты вместо кредитных линий, сохраняя при этом прибыль. В этом сценарии снижение доступности кредитов затронет только самых рискованных заемщиков — тех, у кого рейтинг FICO 600 или ниже.
Банки предупреждают, что в попытке повысить доступность для среднестатистических американцев Белый дом может в конечном итоге отказать в кредитах домохозяйствам, испытывающим финансовые трудности, и подтолкнуть их к альтернативам, таким как кредиторы до зарплаты, которые могут взимать еще более высокие ставки.
Банки готовятся к борьбе, если президент попытается превратить свой призыв в закон.
Пять крупных торговых групп на прошлой неделе выступили с публичным заявлением, в котором говорится, что они “разделяют цель президента — помочь американцам получить доступ к более доступному кредиту.” Но, по словам групп, “доказательств показывает, что 10-процентное ограничение процентных ставок снизит доступность кредитов и будет разрушительным для миллионов американских семей и владельцев малого бизнеса, которые полагаются на свои кредитные карты и ценят их.”
Банки и их лоббисты продолжат борьбу в публичном и частном порядке, — заявила аналитик UBS Эрика Наджарян. Они предупредят заемщиков, что ограничение ограничит доступность кредитов; в частном порядке, по ее словам, они могут предложить Вашингтону уступки в обмен на отказ от этого предложения.
Г-н Трамп заявил, что хочет, чтобы ограничение вступило в силу 20 января — в первую годовщину начала его второго срока.
До этого срока осталось менее недели, и ни один крупный кредитор добровольно не снизил свои ставки. А поскольку Конгресс не проявляет срочности для законодательных ходов, отраслевые аналитики считают наиболее вероятным исходом то, что призыв президента останется без ответа, по крайней мере, пока.
www.nytimes.com/2026/01/14/business/trump-credit-card-interest-rate-cap-banks.html