Блог им. ChicagosBull

Под влиянием рекордного количества санкций и более строгого правоприменения, количество судов теневого флота с фальшивыми флагами в этом году во всем мире увеличилось более чем вдвое и превысило 450, причем большинство из них — танкеры. Об этом пишет ВВС со ссылкой на данные Международной морской организации.
Отсутствие реального флага может лишить судно и страховки. Это тревожная тенденция, учитывая, что многие из них практически являются «плавающими ржавыми бочками», говорит старший аналитик по морской разведке в Windward AI Мишель Визе Бокманн. Если произойдет авария, например, разлив нефти на миллиард долларов, «удачи в поиске кого-то, кто возьмет на себя все расходы», говорит она.
По данным Windward AI, бенефициарные владельцы 60% судов теневого флота по-прежнему остаются неизвестными. Непрозрачные структуры собственности — и частые изменения названий или флагов — стали характерной чертой теневого флота и средством уклонения от обнаружения.
@brieflyru
Дело в том, что сама процедура смены флага не такая уж сложная и довольно быстрая по времени, готовятся документы и подаются на регистрацию в Регистр судоходства. Суда часто меняют названия, флаг, и собственника.
Многие наверно замечали, что поверх наваренного с приёмки судна названия на носу и корме, прямо поверх написано под трафарет другое название. Затем перекрашивается труба(если требуется), ну и другой флаг на корме вывешивается и всё. Кроме того суда перепродаются, почти как подержанные авто. Единственное, что с документацией внутренней судна, довольно долго приходится мучится, но это не заметно никому и часто просто гемор экипажа.
Кроме того сама система АИС идентификации судна, устроена так, что вы сами на мостике вводите данные по судну, как вы там напишите, так вас и будут видеть все службы, от береговых диспетчерских, до спутниковых. Другое дело, что существует история, поэтому сразу может стать ясно, что судно меняет данные о себе.
Также все суда имеют свой уникальный позывной в радиосвязи и делают доклады по укв береговым службам, и отвечают на вопросы диспетчера, где вас спрашивают о флаге, об экипаже и их здоровье, о количестве топлива на борту и т.д. Ни одно гражданское судно не может пройти например Ла-Маншем, чтобы не делать такой доклад и там их 3-5 докладов в разных точках пролива. Но АИС отключается одной кнопкой и судно пропадает с экранов, разумеется это фиксируется, но никому не ясно, где потом это название вынырнет. И если вы вдруг отключили АИС в проливе, то вас всё равно видят на экранах береговых радаров, вас в этом случае закидают голосовыми вопросами, что случилось и требованиями обозначится, если вы проигнорируете, то к вам вышлют катер береговой охраны и вас арестуют.
Конечно подобное поведение является нарушением международных правил судоходства и это наказывается, такие суда берутся на карандаш и потом в порту могут возникнуть вопросы, вплоть до ареста судна до выяснения обстоятельств произошедшего.
В общем то бесследно практически невозможно заниматься злоупотреблениями, как и безнаказанно, портится репутация флага, репутация транспортной компании, а отсюда и падение доходов. А мы же все капиталисты, всем нужно зарабатывать, поэтому тайная смена флага не выход, это просто когда уже некуда деваться, вынуждено где-то кто-то идёт на это, не смотря на убытки.
И вообще описанная процедура смены флага «на ходу» выглядит сомнительно.