Блог им. VyacheslavRyumin
Желтые такси крутятся по городу, люди берут машины в каршеринге, коммунальщики вывозят мусор на новых грузовиках. Что объединяет всю эту технику? Она не куплена, а взята в лизинг.

Мы в основном финансируем автомобили
В 2002 году я работал в банке, когда к нам пришел клиент с интересной схемой. Он брал у нас кредиты под 42% годовых, покупал на них BMW и сдавал в лизинг по астрономическим ставкам. Мы смотрели на его бизнес и думали — надо попробовать самим.
Сейчас нашему лизинговому бизнесу 20 лет. Баланс скоро достигнет миллиарда, а работает в компании всего пять человек. Это бизнес, в который можно войти почти без денег, но выйти из него очень сложно. Расскажу, почему.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем лизинговой компании Г. Торшиным.
Лизинговая компания — это финансовый посредник. Мы берем деньги в банке подешевле и даем их клиентам подороже. Схема простая: банк дает нам кредит под 21% годовых, мы размещаем эти деньги клиентам под 26-27%.
Наша маржа — примерно 6-7% годовых. Звучит немного, но когда оборот достигает миллиарда рублей, получается приличная сумма.
Вот конкретный пример. Владелец таксопарка хочет купить 10 китайских седанов за 20 миллионов рублей. Он перечисляет нам аванс 4 миллиона (это 20% от стоимости). На остальные 16 миллионов мы берем кредит в банке и покупаем ему машины.
Дальше клиент платит нам ежемесячные лизинговые платежи в течение трех-пяти лет. Из этих платежей мы гасим банковский кредит и получаем свою маржу. Когда клиент все выплатит — машины переходят ему в собственность. До этого момента они формально наши.
По сути, лизинг — это долгосрочная аренда с последующим переходом права собственности в конце.
В начале 2000-х банк мог кредитовать новую лизинговую компанию, если у вас были правильные связи. Особенно в небольших банках, где можно было договориться лично.
Схема простая: есть клиент, есть банковский кредит — можно работать. Стартовых вложений не требовалось.
Сейчас: нужны деньги или связи. Сегодня банк вряд ли будет кредитовать нулевую лизинговую компанию. Нужны либо серьезные отношения (а они есть обычно только в маленьких банках, которых становится все меньше), либо собственные деньги.
Если есть собственные средства, можно их размещать с доходностью выше банковских депозитов. При ставках 26-27% по лизингу и 15-16% по депозитам разница существенная.
Есть и третий способ — привлечь деньги через облигации. То есть компания занимает напрямую у инвесторов, выпуская ценные бумаги. Покупатели облигаций дают вам деньги, вы им платите проценты. Преимущество — полная свобода в решениях, не нужно каждую сделку согласовывать с банком. Но порог входа высокий — нужен работающий портфель минимум 5 миллиардов, чтобы инвесторы поверили в вашу надежность.
Лизинговая компания — это в основном менеджеры и бухгалтеры. Нужно сдавать множество отчетов в налоговую, Финмониторинг, регистрировать сделки на Федресурсе, отчитываться перед банками.
У нас на миллиард оборота работает пять человек. Но это потому, что мы работаем давно и отладили все процессы. Начинающей компании понадобится больше людей.
Основная часть нашего портфеля — таксопарки и каршеринговые компании. Вы думаете, они зарабатывают на поездках? Их бизнес-модель построена на лизинге.
У таксопарков очень низкая текущая рентабельность. Они берут машины в лизинг на пять лет, и доходов от работы такси едва хватает на лизинговые платежи. Иногда даже приходится доплачивать.
Основная прибыль — в конце срока, когда машины продаются. Даже пятилетняя машина стоит 40-50% от первоначальной цены. Если у вас парк из 50 машин, после пяти лет можете получить неплохую сумму.
Типичная история: состоятельный человек думает — куплю пару Мерседесов, сделаю таксопарк, подключусь к Яндексу. Но оказывается, что пять лет нужно работать практически в ноль, а заработать только от продажи машин в конце лизинга. Тут уже вопрос — дотерпит ли он работать без прибыли эти 5 лет)

Да, но износ бывает сильный. Машины изъятые у таксопарков.
Сейчас ситуация еще сложнее. Машины подорожали с 1,3 миллиона до 2,5-3 миллионов, а тарифы такси выросли не настолько. За три года машина уже не окупается, нужно минимум пять лет.
Каршеринговые компании работают эффективнее таксопарков. Машина у них загружена 60-70% времени в день. В такси водитель поработал и пошел спать, а каршеринговая машина крутится постоянно.
Выручка с машины выше, но и износ больше. Базовая модель та же — основную прибыль получают от продажи машин в конце лизингового срока.
Все крупные таксопарки и каршеринги работают на общей системе налогообложения — у них есть НДС. Значит, лизинг им действительно выгоднее кредита из-за налоговой экономии.
При больших парках — сотни и тысячи машин — экономия на налогах получается существенной. Плюс лизинг дает возможность получить более длинное финансирование, чем банковский кредит.
Казалось бы, чем лизинг отличается от обычного кредита? Разница кроется в налогах. Но чтобы это понять, нужно разобраться в основах.
В России есть две основные налоговые системы для бизнеса:
Упрощенная система налогообложения (УСН) — для небольших компаний. Вместо нескольких налогов платят один — с оборота или с прибыли. НДС не платят вообще.
Общая система налогообложения (ОСН) — для средних и крупных компаний. Платят налог на прибыль и НДС. Именно для таких компаний лизинг становится выгодным.
НДС — налог на добавленную стоимость. Работает так: вы продаете товар за 120 рублей, из которых 20 рублей — это НДС. Эти 20 рублей вы должны отдать государству.
Но есть нюанс. Если вы покупали сырье для этого товара тоже с НДС — скажем, за 60 рублей, из которых 10 рублей НДС, — то государству вы заплатите не 20, а только 10 рублей разницы.
Каждый квартал компания подает декларацию по НДС:
НДС к доплате — сколько получили с продаж
НДС к возмещению — сколько заплатили поставщикам
К доплате в бюджет — разница между ними
Если покупали больше, чем продавали, получается НДС к возмещению — государство должно вам денег.
Тут тоже все дело в налогах. Возьмем машину за 3 миллиона рублей:
КРЕДИТ: Банк дает 3 млн под 20%. Платите: основной долг 3 млн + проценты 600 тысяч в год. Только проценты 600 тысяч можете записать как расходы бизнеса. А что это дает? Государство уменьшает с них налоги — ведь это ваши траты на ведение дела. Основной долг 3 млн — это покупка имущества, не расход. С него налоги не уменьшаются.
ЛИЗИНГ: Платите лизинговой компании 1,2 млн в год за аренду машины с правом выкупа. Всю сумму 1,2 млн записываете как расходы бизнеса → государство уменьшает с них налоги. Почему всю? Потому что это аренда, а не покупка. Плюс с этой суммы зачитываете НДС.
Итого:
КРЕДИТ: экономия на налогах 120 тысяч (с процентов 600 тыс)
ЛИЗИНГ: экономия на налогах 240 тысяч (с платежей 1,2 млн) + зачет НДС 200 тысяч = 440 тысяч
Лизинг дает экономию на 320 тысяч больше, чем кредит.
НДС в лизинге — это не просто льгота для клиентов. Для лизинговой компании НДС становится дополнительным источником финансирования — бесплатным кредитом от государства.
Разберем пошагово на простом примере:
Первый шаг — покупка: Лизинговая компания покупает машину за 1 миллион + 200 тысяч НДС = 1,2 миллиона. В декларации записывает: «Заплатили НДС 200 тысяч».
Второй шаг — продажа в лизинг: Клиент платит лизинговые платежи 150 тысяч в месяц, из них 25 тысяч — НДС. В декларации записывает: «Получили НДС 25 тысяч в месяц».
Третий шаг — зачет: За первый месяц: получили НДС 25 тысяч, заплатили 200 тысяч. Разница: государство должно вернуть 175 тысяч. Но компания говорит: «Не возвращайте, засчитаем в следующих месяцах».
Четвертый шаг — накопление: Чтобы «съесть» эти 200 тысяч НДС, нужно 8 месяцев платежей (25×8=200). Но если за эти 8 месяцев купите еще машин — НДС к возмещению опять вырастет.
Итог: Пока покупаете больше машин, чем получаете платежей, НДС накапливается как беспроцентный кредит от государства. Это бесплатные деньги для оборота.
Продолжим наш пример с машиной:
Мы купили машину за 1,2 миллиона, получили НДС к возмещению 200 тысяч. Клиент платит 25 тысяч НДС в месяц. Через 8 месяцев наш НДС к возмещению закончится.
Что делать? Покупать новые машины, чтобы получить новый НДС к возмещению. Иначе придется доплачивать эти 25 тысяч в месяц из кармана.
Почему сложно закрыться:
А что если решили закрыть бизнес? У лизинговой компании, которая решила закрыть бизнес, возникает серьезная проблема с НДС. Дело в том, что весь НДС, который она получила от государства как возмещение, нужно будет срочно вернуть.
Хорошо, если эти деньги еще есть в обороте. Но часто получается, что часть этих средств уже ушла на покрытие убытков от проблемных клиентов или «заморожена» в непроданных машинах после изъятия. В такой ситуации быстро найти крупную сумму для возврата государству становится очень сложной задачей.
Получается, нужно доплачивать НДС реальными деньгами. Если за годы работы накопилось НДС к возмещению на 50 миллионов, а денег в кассе нет — компании не выгодно закрываться.
Итог: Лизинг — как кредитная карта с льготным периодом. Пока тратишь больше — не платишь. Остановился — плати долги реальными деньгами. Поэтому лизинговые компании либо растут, либо продаются другим игрокам.
🔔 Еще 70+ честных интервью с предпринимателями на канале “Упал, поднялся”. Подпишитесь, чтобы не потерять.
За 20 лет мы видели всякое. Лизинг кажется простым бизнесом, но у него есть специфические риски.
У лизинговой компании всегда качели. Иногда не хватает банков для финансирования, иногда — клиентов.
Сейчас у нас клиентов больше, чем банков. Большинство кредитных линий выбрано, ищем новых банков-партнеров. А бывает наоборот — банки готовы кредитовать, но заявок от клиентов мало.
Почему банки не любят лизинговые компании
В крупных банках часто стоит запрет на кредитование лизинговых компаний. Аргументы разные — иногда говорят, что у них есть собственная лизинговая компания.
Звучит странно. У Сбербанка своя лизинговая компания и свои клиенты, у нас — свои. Мы приходим как надежный заемщик с активами, который 20 лет ни разу не просрочил платеж. Но установки есть.
Мы в основном финансируем автомобили. С оборудованием банки работают неохотно — оно менее ликвидное.
У банков есть четкая градация:
Лучше всего — легковые автомобили
Чуть хуже — грузовики
Еще хуже — экскаваторы
Оборудование — на последнем месте
Машину можно быстро продать на вторичном рынке. Представьте: купили машину, дела не пошли, нужно продавать. Если покупатель долго не находится — можете на ней поездить, ничего страшного. Машины вообще хорошо покупаются.
А теперь представьте: решили заняться пекарным бизнесом, купили специальную печь за миллион рублей. Не пошло. Хочется поскорее выйти из бизнеса и продать печь. Ставите на Авито – никто месяцами не покупает, она мало кому нужна. Сбрасываете цену, еще сбрасываете, в итоге отдаете за полцены, лишь бы отделаться.
Лизинговой компании такие убытки невыгодны. Банк-то требует вернуть полную сумму кредита независимо от того, за сколько продали технику.
За годы работы сталкивались с разными схемами мошенничества. Самая болезненная — когда машины «уезжают» за границу.
Машины могут поехать в Казахстан, а оттуда — в Таджикистан. Если там их растаможат и оформят документы — не вернуть. Позиция Таджикистана простая: машина растаможена по всем правилам, возвращать не будем.
У нас были такие случаи. Несколько машин остались в Таджикистане, пару удалось поймать в Казахстане. Это не угон в юридическом смысле — у клиента есть ключи и документы. Страховая по мошенничеству не платит.

Машина, которую поймали в Казахстане
Отслеживаем через GPS-маяки и запросы в полицию. По камерам видно, как машины доезжают до границы и исчезают. Но если маяки найдут и выбросят — ничего не поделаешь.
При полном уничтожении или угоне выгодоприобретателем является банк. Он получает деньги, закрывает кредит, разницу отдает лизинговой компании. Лизинговая компания определенную разницу отдает клиенту.

Для лизинговой компании риски в том, что если клиент мошенник и украдет машину, страховое возмещение не получим, останется только арбитраж и уголовка.
Что происходит, если клиент перестал платить лизинговые платежи? Формально техника принадлежит лизинговой компании до последнего платежа. Значит, ее можно забрать и продать, чтобы покрыть задолженность.
Но на практике это не всегда просто. Клиент может прятать технику, переоформлять на родственников, увозить в другие регионы. Иногда техника находится на охраняемой территории или в сложных районах.
Поэтому существует целая индустрия по изъятию техники у недобросовестных клиентов. Есть компании, которые специализируются на возврате автомобилей и оборудования.
Работают как внутри лизинговых компаний, так и на аутсорсе. Мы сотрудничаем с такими специалистами, понимаем, кто в каких ситуациях эффективнее. Где-то нужна работа с полицией, где-то — с приставами, где-то — навыки для сложных регионов.
Самые дорогие берут до 10% от стоимости техники. Мы стараемся не доводить до такого — решаем вопросы мирно.
Основной принцип — диверсификация. Много небольших клиентов безопаснее одного крупного. Стараемся не вкладывать много в незнакомого клиента сразу.
Клиентов получаем в основном по рекомендациям — через «сарафанное радио». Это уже первичная фильтрация. Обязательно выезжаем лично — смотрим, что за люди, как организован бизнес. Если таксопарк — общаемся с водителями.
За 20 лет появился опыт и интуиция. Но стопроцентной гарантии нет — был случай, когда все выглядело нормально, а потом оказалось, что клиент задолжал каким-то ингушам и машины пришлось отдать им.
В начале сделки у нас максимальные риски — выдали 80% от стоимости техники. Но постепенно клиенту становится невыгодно с нами не рассчитываться. Иногда есть смысл потянуть время, если понимаем, что через полгода наша позиция станет крепче.
За все время было 5-10 серьезных криминальных случаев. Не так много для такого объема и срока работы.
Сколько зарабатывает владелец лизинговой компании на обороте в 1 млрд руб – на канале Упал, поднялся.
У нас компания рентабельная и растущая, но как из миллиарда стать стомиллиардной — непонятно. Рынок емкий, но вопрос в получении клиентов.
Реклама в интернете дает дорогие лиды и много мусора. Сарафанное радио эффективно, но ограничено по объему. Работу через салоны и отношения с крупными парками выстраивать очень дорого.
Крупные лизинговые компании тратят миллиарды на рекламу, могут позволить себе убытки несколько лет подряд. Мелкие работают в рамках своих возможностей. Но свой клиент у нас всегда будет, потому, что мы лояльны и стараемся идти навстречу.
Преимущества такого вида бизнеса в том, что компания даже с маленьким штатом может делать до ста сделок в месяц и быстро расти без серьезных вложений в инфраструктуру. Для сравнения, заводу металлоконструкций требуется для роста достроить цеха, закупить оборудование, нанять большой штат. Основные ограничения роста лизинговой компании только в клиентах и финансировании.
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на канале «Упал, поднялся»:
В блоге уже больше 70 бодрых историй из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подпишитесь на канал, так вы поможете продолжать эту работу, спасибо.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем лизинговой компании Григорием Торшиным.
2025 год точно не для лизинговых компаний!
Все в полной дырочке ( ).( ) Нам с лизинговой компании звонят каждую неделю предлагают с дисконтом (25-30%) купить технику которую изъяли у неплательщиков, а самих тоже душат кредиты, а мы что дураки брать технику по таким ценам и таким процентам, мы ещё в 23-24 закупили техники с запасом.
Так что это все сказки про белого бычка 🤣
Сейчас весь рынок стоит, продать корейцев б/у сложно не говоря уже про спецтехнику б/у (а она вся Китай)
Туда просто так не войдешь.
Так что бизнес рассказчика из топика — это либо удача неимоверная, либо «рука волосатая», либо «ложка серебряная», — другого не дано.
Что за бессовестный байт? зашел в телегу, там не полная статья, а ссылка на другие ресурсы, где тоже ссылки на телегу![]()
Так, что слушая очередную сказка от манагера ЛК не забывайте о вилке для лапши. )