Инфляция
С прошлого заседания мы получили полную картину за май и июнь и можем сказать, что текущие темпы роста цен в эти месяцы приблизились к 4% в пересчете на год. До 4–6% снизилось и большинство показателей устойчивой инфляции. Это произошло быстрее, чем мы прогнозировали.
Разброс темпов роста цен по основным группам товаров и услуг, а также по регионам несколько снизился. Но он еще значительно выше, чем в тот период, когда инфляция была низкой.
В мае–июне вклад в снижение инфляции внесло и замедление в отдельных волатильных компонентах потребительской корзины, таких как овощи и фрукты, туристические услуги.
Месячный рост цен в июле в целом будет выше, чем в последние месяцы, прежде всего из-за повышения тарифов на коммунальные услуги. Помимо прямого, непосредственного вклада в инфляцию, у этого фактора могут быть и так называемые вторичные эффекты. Что я имею в виду? Значимый рост цен на чувствительные для людей товары или услуги может влиять на ожидания населения по инфляции в целом. А это отразится на их решениях о покупках и сбережениях и тем самым повлияет на общий рост цен.
Такой риск особенно важно учитывать, так как инфляционные ожидания остаются повышенными. В последние месяцы у населения они почти не менялись, а у бизнеса в июле даже чуть выросли, впервые за долгое время.
Экономика
Рост спроса постепенно замедляется и все больше соответствует возможностям экономики наращивать производство. Это один из основных факторов замедления инфляции. Производители снижают свои ожидания по увеличению спроса, особенно в потребительском сегменте.
Что касается инвестиционной активности, она остается высокой, в том числе благодаря государственной поддержке в приоритетных секторах. Мы ожидаем, что инвестиции вырастут в этом году, но темпы их роста будут ниже, чем в предыдущие два года.
Напряженность на рынке труда за последнее время несколько снизилась.
Дефицит рабочих рук остается фактором риска ускорения инфляции.
Денежно-кредитные условия
Денежно-кредитные условия остаются жесткими, но по сравнению с июнем несколько смягчились.
Номинальные процентные ставки в большинстве сегментов финансового рынка снизились. В реальном выражении снижение ставок было меньше, если учитывать замедление текущего роста цен.
Кредитование растет медленнее, чем в предыдущие два года. Портфель потребительских кредитов продолжает сокращаться, ипотека и корпоративные кредиты умеренно растут.
Темпы увеличения депозитов населения немного снизились с начала года. При этом мы видим, что привлекательность сбережений и интерес к срочным вкладам остаются высокими. Сберегательная модель поведения сохраняется и склонность людей к сбережению остается на исторически высоких уровнях.
По мере снижения жесткости денежно-кредитной политики норма сбережения будет сокращаться, но это будет происходить плавно. Это значит, что сбережения населения продолжат расти, но меньшими темпами. И это соответствует задаче поддержания низкой инфляции.
(ч.2)
smart-lab.ru/blog/1184729.php
t.me/centralbank_russia/2799