Блог им. Barbados-Bond

Давно собирался поразбираться с Монополией, бегло посмотрел месяц назад отчетность компании, понял, что дела у них идут не очень весело, но чтобы понять причины и перспективы, надо вникать глубже, а времени на это не было. И вот наконец-то добрался до этой любопытной истории.
Компания начала работать с 2006г., когда в СПБ было создано ООО Монополия, которое стало заниматься рефрежераторными перевозками температурных грузов. Постепенно компания разрасталась, появлялись новые юрлица, кроме перевозок, группа компаний стала заниматься смежными вопросами, организацией логистики, цифровизацией бизнес-процессов в этой сфере и тд.
В 2019г. было принято решение дрейфовать от выполнения грузоперевозок в сторону создания платформы цифровой логистики. Начался процесс передачи транспортных средств в аренду с правом выкупа водителям, которые в последствии должны были искать заказы на платформе Монополия Онлайн, а сама платформа зарабатывает на различных комиссиях, финансовых, юридических, страховых услугах и тд.
В последствии Монополия купила контрольный пакет крупного перевозчика грузов Глобалтрак (2023г.) и IT-компанию Умная логистика, которая разрабатывала различные IT-решения в сфере грузоперевозок.
В настоящий момент группа Монополия состоит из 13 юридических лиц, которые занимаются следующими видами деятельности — транспортно-экспедиционные услуги, грузовые перевозки, аренда транспортных средств, аренда недвижимости, IT-услуги и тд. Внутри группы постоянно происходят какие-то телодвижения, реорганизации, слияния и тд.
На 01.01.2025г. компания на балансе имела 1 627 сцепок грузовых автомобилей с полуприцепом и еще 1 094 сцепки переданы в проект Монополия Бизнес, то есть арендуются пользователями платформы Монополия Онлайн. За 2024г. количество собственных единиц транспорта уменьшилось примерно на 300 ед. и так же примерно на 300 ед. увеличилось количество транспорта, переданного в аренду.
Кредитный рейтинг эмитента — ВВВ+ со стабильным прогнозом от АКРА (сентябрь 2024г.).
Смотрим отчетность МСФО за 2024г. по всей группе Монополия:
1. Выручка — 60 177 млн. р. (+14,9% к 2023г.);
2. Себестоимость — 57 120 млн. р. — (+19% к 2023г.);
3. Административные расходы — 4 483 млн. р. (+24,4% к 2023г.);
4. Операционная прибыль — убыток 635 млн. р. (в 2023г. была прибыль 5,6 млрд. р., в 2022г. была прибыль 785 млн. р.);
5. Финансовые расходы — 3 653 млн. р. (+109% к 2023г.);
6. Чистая прибыль — убыток 3 424 млн. р. (в 2023г. была прибыль 3 889 млн. р., в 2022г. был убыток 343 млн. р.);
7. Денежные средства — 231 млн. р. (-68% за 2024г.);
8. Активы, предназначенные для продажи — 2 185 млн. р. (рост в 5 раз за 2024г.);
9. Долгосрочные КиЗ — 4 757 млн. р. (+37,7 за 2024г.);
10. Краткосрочные КиЗ — 6 884 млн. р. (-20% за 2024г.);
11. Общая задолженность по КиЗ — 11 641 млн. р. (-3,5% за 2024г.);
12. Собственный капитал — 2 660 млн. р. (-60,8% за 2024г.);
13. EBITDA — 2 729 млн. р. (-22,2% к 2023г.);
14. Чистый долг/EBITDA — 4.9 (по итогам 2023г. соотношение было 3,8).
Отчетность эмитента за 2024г. мягко говоря не внушает оптимизма. Выручка выросла всего на 15%, при том что себестоимость на 19%, административные расходы на 24%, а финансовые расходы более, чем в 2 раза (см. пп. 1-3, 5).
♦️ Компания показала убыток уже на операционном уровне в сумме 635 млн. р. и чистый убыток за период — 3,4 млрд. р.
Если сравнить с двумя предшествующими годами, то на первый взгляд кажется, что в 2023г. Монополия сработала значительно эффективнее, чем в 2024г. и в 2022г., но на самом деле в 2023г. эмитент зафиксировал прибыль в размере 4 млрд. р. от сделки по покупке группы Глобалтрак. Эта прибыль бумажная и если ее не брать в расчет, то операционная прибыль компании составила бы около 1,7 млрд. р., а чистая прибыль была бы в районе нуля.
♦️ То есть все три года с 2022г. по 2024г. Монополия работала либо в минус, либо в ноль.
Компания продолжает в рамках своей стратегии продавать транспортные средства с баланса через лизинговые схемы частному бизнесу, тем самым получая ликвидность и снижая часть затрат. По состоянию на 01.01.25г. на балансе отражено имущество, подготовленное для реализации на сумму 2 185 млн. р. В пояснительной записке к отчетности отмечено, что в 1 квартале 2025г. уже продано имущества на сумму 1,3 млрд. р.
Сумма задолженности по кредитам и займам за 2024г. почти не изменилась и представлена более чем на 90% банковскими кредитами. Но уже в 1 кв. 2025г. Монополия привлекла облигационных займов на сумму 3,8 млрд. р., на какие цели они были истрачены мы пока не знаем.
Структура долга выглядит напряженно, доля краткосрочного долга высокая и работая в убыток, компании все сложнее осуществлять рефинансирование своих обязательств. Возможно, привлеченные в 1 кв. 2025г. облигационные займы, как раз были использованы для погашения банковских долгов.
Соотношение собственного капитала к чистому долгу примерно 1/5 и это в период высоких ставок для компании с низкомаржинальным бизнесом выглядит очень проблемно.
♦️ Соотношение чистый долг/EBITDA увеличилось за прошедший год с 3,8 до 4,9, а это уже критический уровень.
Структура бизнеса Монополии организована в стиле Гарант-Инвеста. Есть головная компания АО Монополия, на которую привлекаются облигационные займы, но на ней нет никакого имущества, только доли владения другими дочерними компаниями. Банковские кредиты привлекаются уже на дочерние операционные компании и там все что можно заложить, передано в залог банкам.
✅ Справедливости ради надо отметить, что по облигационным займам гарантом выступает дочерняя компания Монополия Онлайн, чего у ГИ не было.
На чем же Монополия зарабатывает и на чем теряет? На стр. 44 отчетности эмитента представлена структура выручки, себестоимости и прибыли в разрезе сегментов (см. талицу ниже). Там мы видим, что направление Монополия Тракинг (грузоперевозки на собственном транспорте) приносит компании заметные убытки. Направление Монополия Мультисервис приносит много выручки, но прибыли там особо нет.
Направление Монополия Грузы (перевозки с привлечением независимых перевозчиков) вышло из отрицательных значений по EBITDA по сравнению с 2023г., но какой-то заметный эффект оно может дать только если дальше будут расти объемы перевозок.
✅ Рентабельных направления в бизнесе Монополии два.
Продолжение статьи можно найти здесь t.me/barbados_bond/436 или здесь dzen.ru/a/aDiz0UXFOnK9sPww
Развязка получилась неожиданной даже для меня 😂

