Блог им. MindMoney_Magazine
Европейские финансовые воротилы мучаются вопросом, как привлечь столь необходимый инвестиционный капитал (в основном за счет ранее «эмигрировавших» в США капиталов европейских инвесторов) для перезагрузки своей давно отстающей экономики. Для этого ЕЦБ придется организовать расширение «безопасной» инвестиционной базы суверенных облигаций, совместно выпущенных членами еврозоны. Данный шаг позволит преодолеть инвестиционные проблемы, вызванные фрагментацией рынков национальных государственных облигаций.

Выпуску таких ценных бумаг долго сопротивлялись Германия и ряд ее соседей, подозревая, что страны с более высокой долговой нагрузкой при такой интеграции будут решать свои финансовые проблемы за счет лидеров. «Но затем Рубикон был перейден с продажей совместных еврооблигаций в рамках постпандемического регионального возрождения», — отмечают наблюдатели Reuters.

Впрочем, организованных на сегодня совместных заимствований элементарно недостаточно, чтобы обеспечить предложение, от которого нелепо отказываться, ведущим мировым институциональным инвесторам. Даже после продажи всех так называемых облигаций «Следующего поколения ЕС» и других совместных инструментов, выпущенных Европейским инвестиционным банком или Европейским стабилизационным институтом, общая сумма все еще составляет лишь чуть более триллиона евро.

И тут как раз Германия пересмотрела свою позицию… Параллельно главный экономист Международного валютного фонда Оливье Бланшар и старший исполнительный директор Citadel Энджел Убиде предложили перевести государственный долг стоимостью до четверти ВВП каждой страны-члена ЕС на совместно гарантированные и более старшие еврооблигации. «Мы считаем, основываясь на обсуждениях с участниками рынка, что обмен национальных облигаций на совместные облигации на сумму до 25% ВВП может быть достаточным для обеспечения ликвидности и при этом не вызывать проблем с безопасностью». Предлагаемый перевод долга оставит средний долг к ВВП на уровне еврозоны около 60%, что является ориентиром по бюджетным правилам ЕС.
Правда, придется переквалифицировать долг со статуса наднационального (как в настоящее время классифицируется большинство облигаций ЕС) на суверенный. Классификация как суверенного долга позволит бумагам включаться в индексы государственных облигаций, тем самым расширяя пул доступности инвесторам.
«Процесс пошел, — не без снисхождения цитирует дежурный аналитик Mind Money Тимофей Крупенков бессмертные слова Михаила Горбачева. – Но по этому вектору, если план будет принят к реализации, предстоит титанический труд. Как уже упоминалось, непогашенный совместный долг ЕС — всего около триллиона евро; предварительные предложения по совместному долгу для финансирования европейского перевооружения с точки зрения масштабов ничего не меняют. А рынок немецких облигаций суммарно оценивается в 2,5 трлн. Евро. Это смешно сравнивать с рынком трежерис США в 28 трлн долларов. Глобальным финансовым китам здесь особо не развернуться».

В то же время идея Бланшара/Убиде могла бы на старте сгенерировать совместно выпущенный долг общей рыночной стоимостью около 5 трлн евро. А далее долг наращивался с развитием кривой доходности и фьючерсного сегмента, а также участием в соглашениях РЕПО ЕЦБ.