Периодически спрашивают: «Что думаешь про облигации ЕвроТранса? Купоны жирные, рейтинг вроде А — брать?». Пишут про них крупные каналы часто.

Отвечу так же,
как и на IPO (где попадание было 100%):
Коротко — неинтересно. Подробно — читайте ниже.
Чтобы материал был полезен всем, сделаем небольшой разбор с обучающим уклоном — почему компании в целом могут массово переходить от банковских кредитов к облигациям (рис 1). Особенно на фоне жёсткой ДКП последнего года.
1. Банки отказали — а деньги нужны.
Когда банкам не нравится профиль заёмщика — они:
— завышают ставку,
— требуют залог,
— или вообще вежливо разворачивают.
Но обязательства не отменяются: надо платить зарплаты, гасить старые долги, закупать сырьё.
В итоге — идём не к банку, а ищем альтернативу, как вариант
облигационный рынок.
2. Облигации можно «упаковать».
В облигациях многое решает не экономика, а внешний вид:
— купон повыше,
— пара цитат от блогеров,
— и немного аффилированных инвесторов в книге — чтобы создать иллюзию спроса.
Инвестору важно помнить:
маркетинг — не замена кредитному анализу.
3. Рынок лояльнее, чем банк.
Облигации без залога? Пожалуйста.
Ковенант нет? Не страшно.
Купон 25%? Отлично — значит, «доходная».
Но если банк не хочет брать даже залог — стоит задуматься: может,
дело не в банке?
Многие розничные инвесторы отчётность не смотрят вовсе — особенно если процент «жирный». А зря.
Что в отчётности?
1. Долг/EBITDA уже 2.87 — и, похоже, продолжит расти.
Впереди два крупных погашения, и самый дешёвый долг (~13,5%) придётся заменить новым — сильно дороже.
2. Сомнительный Гудвил.
Компания купила дочернюю ООО «ТРАССА ГСМ» с переплатой, которая ушла в гудвил.
Что такое гудвил на пальцах:
Компания «А» покупает компанию «Б» за 1 млрд руб.
Но у «Б» в балансе:
активы (здания, оборудование, запасы) — на 600 млн
обязательства (долги) — на 200 млн
значит, чистая балансовая стоимость = 600 — 200 = 400 млн руб.
Но купили за 1 миллиард.
Вопрос: куда делись лишние 600 млн?
Ответ: в гудвил.
Т.е. гудвил — это переплата при покупке бизнеса за всё нематериальное: бренд, команду, клиентскую базу, репутацию и надежду на светлое будущее.
3. Структура выпусков
Последние три облигации — 001Р-04, 001Р-06, 001Р-07 — все с фиксированной ставкой 24,5–25,5% на срок 2–5 лет.
Серьёзные компании не любят фиксировать высокие ставки надолго. Это — не про оптимизм. Это сигнал: «иначе не берут».
📉 Вывод:
На первый взгляд облигации ЕвроТранса выглядят привлекательно: высокий купон, рейтинг A-(RU), вроде бы не совсем ВДО (хотя формально — уже на грани). Но когда начинаешь копать — всплывают знакомые сигналы:
— высокая долговая нагрузка,
— агрессивное перекредитование,
— сомнительный гудвил,
— и странное желание фиксировать 25% на годы вперёд — что делают далеко не лучшие заёмщики.
Банки в долг не дают — и это тоже важный маркер.
Так что решать, как всегда, инвестору. Но лично мне
такие истории интересны скорее как учебный кейс, чем как реальная инвестиция. Такое в стратегию
&ОФЗ/Корпораты/Деньги не добавляю, хотя формально всё проходит.
#не_ложись_под_купон
---
Я частный инвестор, автор телеграмм канала
«Ричард Хэппи»,
Бесплатного курса по облигациям и стратегии автоследования «
Рынок РФ» и «
ОФЗ/Корпораты/Деньги». Написанное не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Если бы взяли в долг в банке под 30% то это можно было бы представить как плюс — раз банки дают, знчт все норм?)
Rationalist, Ну тут вопрос почему банки не дают +5% к КС, а хотят, условно, +9% (т.е. 30%) и залог.
25% купон это не все расходы, так ещё +1%(на их объёме) набегает за организацию.
Банки не дали под 25% по тому, что дают под 32-38 %.
Смысл скидывать трассу при этом даже сейчас она дает 21-21,5%.
Переходить в ВВВ- с ещё худшими условиями?