У Потанина спросили:
На какие дивиденды и когда рассчитывать акционерам «Норильского никеля»?
— Мы вернемся к свободному положительному денежному потоку, но через серьезные оптимизационные мероприятия, антикризисные, которые сейчас проходят в «Норильском никеле». Если взять последние два года, то, во-первых, цены на нашу продукцию существенно снизились — на 40 с лишним процентов снизились цены по никелю, по палладию. И незначительное повышение цены на медь, конечно же, никак это не компенсирует. Поэтому это один фактор — мы не можем повлиять на цены.
Вторая проблема — это в связи со всеми известными санкционными событиями стало невозможно прибегать к финансированию за счет западных институтов, а у «Норникеля» были довольно большие объемы кредитов, которые финансировались на Западе и стоили достаточно недорого. Сейчас, когда эти кредиты были рефинансированы в рублях в России, конечно, стоимость обслуживания выросла в разы. И это тоже привело к снижению уровня доступного финансово-денежного потока. И, наконец, фактор, о котором мы говорили, — это сложности в платежах в логистических цепочках. Это удлинило все проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это привело к росту оборотного капитала — в пике он достигал почти $4 млрд вместо планового $1 млрд, с которым мы жили многие годы.
Поэтому, если все эти изъятия из свободного денежного потока в моменте сложить, то без серьезной антикризисной программы это могло бы кончиться и отрицательным денежным потоком. Но, к счастью, вовремя подхватили эту проблему, и до этого не дошло. Вообще ужасно, когда бизнес производит меньше денег, чем он потребляет. Это просто ненормальная ситуация. Мы до такой ситуации не дойдем. И в следующем году мы ожидаем, что перейдем уже к положительному денежному потоку. Но до тех пор, пока мы к нему не перейдем, мы, конечно же, не будем распределять дивиденды. Потому что распределение дивидендов за счет долговых средств — а если ты не заработаешь, как можно? Только за счет увеличения долга — это, конечно, не выход ни для нашей компании, ни для какой другой. Поэтому акционерам с дивидендами придется некоторое время потерпеть.
www.rbc.ru/interview/business/14/12/2024/675c96139a79474edc1b448a
То есть, FCFE, допустим, должно быть всегда больше Opex?