Рубрика «вопрос-ответ».
У меня вопрос по терминологии: разве моментум и трендовушка — это не одно и тоже? В стратегии «Моментум на акции» у вас буквально в начале написано «это самая медленная трендовуха».
О терминах не спорят, о них договариваются. Можно договориться так, можно эдак. И в какой-то системе координат моментум будет «самой медленной трендовушкой», в какой-то «математическим способом собрать инвестпортфель». И то, и то — верно.
Важно, когда мы задаем себе практические вопросы, ответом на которые будет то или иное действие. Например, сколько времени нам надо, чтобы понять, что система, не дай бог, сломалась или забарахлила и нуждается в коррекции? И здесь мы увидим разницу в модельках.
Например, если у нас средний горизонт удержания позиции день или два, или три (как в моих трендовухах), то там сомневаться в системе можно начать после убыточного года. Не выбросить, а именно начать сомневаться. Может, что-то подладить.
Проблемы в трейдинге делятся на разные группы. Есть самые первые, поджидающие новичка. Самая, блин, первая — желание заниматься каким-то еще трейдингом, кроме системного. Торговая система может быть не идеально формализована (например, в скальпинге), но она должна быть. Торговая система или смерть — это пункт первый.
Следующие проблемы, уже без приставки «блин». До тестера, повторюсь, человек уже дошел. Там его ждет проблема переподгонки — раз. Я тоже начинал с этой дичи, грешен. На истории почти любого инструмента мог нарисовать 100% годовых! Главное ж найти самый правильный индикатор и самый хитрый к нему параметр, а лучше побольше… Если разобрались с этим, дальше идет проблема сайза. Как правило, у новичка он всегда завышенный. Но довольно быстро человек понимает, что +50% к счету, и -50% не равноценные события (не говоря уж про +90% и -90% ), проигрыш и выигрыш асимметричны, и хорошо бы это учесть… Дальше идет вопрос совместимости и пропорции разных систем. Учет тех торговых рисков, что еще не было. И не торговых.
А еще апрель — юбилейный месяц моей биржевой истории. Можно по-разному отсчитывать дату, когда все началось. Можно с юности, первый депозит в Сбербанке был открыт в 2000 году. Не биржевой, а тот, который сберкнижка. Это были первые литературные деньги, достаточно весомые, чтобы не прогулять их разово или отдать родителям… Можно считать с 2005 года, там был первый ПИФ. Но вложение было сделано в бессознательном состоянии, увидел рекламу — зашел — вложил. Полагаю, люди обычно так и делает. Как раз захватил рост 2005-2006 гг., и кризис 2008, чтобы в 2010 выйти в ноль. Но это тоже не то.
Первый биржевой счет был именно весной 2010-го. Первая сделка в апреле. Тогда я впервые, наконец, подумал, а как оно все устроено? Вот с момента начало мышления (а не первых занесенных денег!) я бы и считал начало инвестиций.
Нельзя сказать, чтобы я занимался этим постоянно, как говорится 24 на 7. Кормился по-прежнему в журналистике года до 2014-го. Был главредом небольшого, но глянцевого издания. Но думал про биржу уже больше, чем про основную работу.
Можно посмеяться, можно посочувствовать, а не знаю, как тут правильно. История про подписчика моего автоследа на Комоне. Подписчик недавно пишет в личку и негодует, что две сделки подряд были в минус. Спрашивает, как Комон вообще допустил меня до Комона. Я же профнепригоден. В следующем абзаце он уже спрашивает, я не заодно ли я с брокером? и не есть наша истинная цель — слить его депозит?
Кидает страшные пруфы моей негодности. Скрин его счета, там минус 1.44% в моменте. Не 14%, вот именно 1.44%. Далее риторический вопрос, случайно ли, что две сделки подряд в минус. Нет, пишет, это не случайно.
Вспоминаю, что когда-то я с такими людьми даже возился. Объяснял, что такое системный трейдинг. Что такое перевес на статистической серии. Что и пять сделок в минус подряд — нормально. В трендовой торговле, если кто не знал, прибыльных сделок вообще примерно столько же, сколько убыльных, если по количеству (и это еще считается хорошо, прибыльных может быть и меньше, что финальному профиту не помеха). Были времена, да. Сейчас на такое реакция проще: давай расстанемся, а? Отключайся, беги, спасай свой депозит, пока мы на троих с брокером и главрептилоидом его не умяли… Беги, хомяк...
Рубрика «вопрос-ответ».
«Добрый день. Вы как-то высказывали мысль о том, что долговые инструменты на длительной дистанции возможно убивают капитал дефолтом или гиперинфляцией.
Как с этим бороться в целом понятно — держать большую часть капитала в долевых активах.
Но что насчёт той части капитала, которая идёт под трейдинг и подушку безопасности? И то и другое априори существует либо в деньгах, либо в коротком долге.
Т.е. в теории эта часть капитала также имеет риски умереть при дефолте или гиперинфляции.
В связи с этим у вас есть какой-то протокол, по которому эта часть капитала при существенных признаках наступления глобального шухера в финансовой системе будет перемещена на время в долевые или товарные активы? И как в целом видите борьбу с этими рисками?»
Хороший вопрос. Да, если мы трейдим фьючи, значимая часть денег на счете спокойно лежит в денежных инструментах, нам точно не нужен под ГО весь счет — а значит, 50%, 70% или 80% лежат под процент. Желательно, именно в коротком долге. Многолетние ОФЗ я как раз считаю искусом от беса, в случае сильной инфляции там тело падает в разы, в случае гипера — все сгорает.

Пришла письмо-отчет от издателя, Альпины-Паблишер. Оно раз в полгода приходит по поводу моей книжки «Денег без дураков». Три момента, которые можно считать более-менее новостью.
1). Никогда не считал свои доходы и расходы с точностью до рубля. Всегда только на глаз, плюс-минус 10%. Поэтому понятия не имею, какой у меня за нее в точности гонорар за все годы. Но вот если на глаз, сейчас взята планка в миллион. Понятно, что это не основной источник дохода, мягко скажем. Почти все равно, есть ли он вообще. Да и миллион за шесть лет — не великое достижение (если поделить на все время, выйдет пассивный доход в размер минимальной пенсии). И вообще книжки пишутся не за этим, если кто не знал. Но таки все равно — как бы небольшое событие…
2). Я привык, что у меня в год в среднем одна допечатка тиража. В 2024 году было аж две, в мае и декабре. То есть со временем продажи книги не затухают, а растут.
Вот еще актуальный вопрос, а что делать на падении акций, лютом и беспощадном? Самое смешное, что правильный ответ тут разный, и зависит от того, кто вы такой.
1). Правильный системный трейдер стоит по тренду, в данном случае в шорт. И не тогда, когда падение уже ой, а тогда, когда началось (нюансы зависят от торговой системы). Оговорюсь, однако, что торговые системки от шорта на фонде совсем не такие легкие и приятные, как от лонга. У меня они, признаюсь, весьма косые. Идут только в пару с лонговыми, скорее как хедж на дурные времена, чем самостоятельное изделие. Мне проще в такие времена трейдить юань и сишку. Как и в любые другие, но в такие особенно…
2). Правильный инвестор в такие времена не продает, а наоборот, лонгует. Потому что он лонгует всегда. Активный или пассивный инвестор — неважно. Той своей частью, где я инвестор — так себя и веду. Пока правая рука спекулянта шортит, левая рука инвестора лонгует.

Напомню, что это трендовушка на фьюч юаня. Чем хороши стратегии такого типа? Тем, что они никак не коррелируют с капризами фондового рынка РФ. Вопреки мнению новичков и сторонних наблюдателей, на падении акций сложно, почти невозможно заработать. Один-два раза может повезти (и такой человек будет считать себя самым умным!), но систематические шортисты обычно не выживают в долгой игре. Это вызвано асимметрией лонгов и шортов: все-таки по своей природе фондовый рынок это растущая вещь. Эпическая битва быков и медведей — это для веселой картинки, в реальности биржевой медведь, убежденно играющий сугубо от шорта — хрупкое, ранимое животное. Быки всегда имеют статистический перевес на дистанции, почти все деньги на акциях — сделаны от лонга. Но что делать, если рынок акций, допустим, падает целый год?