Организатора к ответу!
ЦБ предлагает организаторам IPO поставить свою подпись под проспектом ценных бумаг и разделить ответственность за информацию в проспекте.
Организаторы, конечно, против — мало кто захочет брать на себя такой риск. Новые правила отпугнут добросовестных организаторов. Наталья Логинова (Мосбиржа) очень точно отметила: все это приведет к росту издержек для компаний и организаторов. Если появляется новый риск, это приводит к росту цены.
Возможно, мы даже увидим случаи срыва IPO, если компания не найдет “подписанта” и не отрегулирует вопрос возмещения убытков.
Биржи потеряют часть рынка в пользу внебиржевых площадок, у которых нет таких жёстких требований. Эмитент пойдет туда, где проще, и проведет pre-IPO.
“Раскидать” ответственность и повысить качество информации, вроде бы, благое дело. Но могут “захлопнуться двери” на биржу для многих бизнесов.
Нужно хорошенько подумать, как найти баланс, чтобы и инвесторы были защищены, и бизнес мог развиваться без чрезмерных барьеров. Главное — не усложнять жизнь тем, кто реально хочет работать честно и эффективно.
Провел оффлайн семинар на тему прогнозов по ставке. С приближением заседания ЦБ 12 сентября мы обсуждали со студентами, что ждёт экономику и на сколько ЦБ снизит или повысит ставку. Пришло примерно 80 человек.
Это живое обсуждение отражает разные взгляды на состояние экономики и инфляции, на роль и задачи Центробанка. Я подготовил этот пост на основе дискуссий участников семинара, хочу обратить внимание читателей на реальные настроения и аргументы обычных инвесторов, а не на мнения аналитиков.
Куда стоит двигать ключевую ставку?
Все отметили, что текущая ситуация неоднозначная. С одной стороны, дефляция и снижение ВВП — классические аргументы в пользу снижения ставки. С другой — инфляция продолжает “жарить” экономику без остановки. Некоторые студенты отмечают, что скачок вниз в два процента был бы ошибкой, учитывая, что рынок сам фактически “ужесточил” условия кредитования. Другие говорят о продолжающемся росте цен на продукты и услуги, несмотря на сигналы “дефляции”.
Не буду рассказывать, как я попал на это занятие. Скажу лишь, что снова обязан этим своему другу Дмитрию (которого вы предложили забанить хотя бы на время отпуска). Да, я люблю учиться, но обычно лекции или семинары, которые я посещаю, касаются финансов. А тут оказалась… психология!
— Слушай, Дим, — начал я, решив “подсластить пилюлю” чашечкой кофе, — давай-ка подумаем, как мы грамотно двинемся на выход…
— Ну не спеши, — улыбнулся Дмитрий, — послушай хотя бы полчасика. Смотри, какая приятная леди. Ее Жанна зовут, это супруга моего коллеги.
— Ах вот оно что! Так бы и сказал сразу, что это друзья! — Я улыбнулся.
— Так вот говорю. Кофе допьешь, решим, уходить или остаться, — ответил Дмитрий.
И мы остались. Здесь поясню, что основы психологии мне, конечно, знакомы. Но то, что я услышал — сначала вызвало удивление, затем возмущение, и в итоге — интерес!
Речь шла про транзактный анализ, но не в привычной для меня “денежной” интерпретации. Говорили о том, что транзакции бывают не только между счетами в банке, но и… поглаживаниями!
Часть 1 ☝
Итак, наш американец говорил об “инвертировании”. Что он имел в виду?
Это придумали военные лётчики. Если вам нужно лететь из условного Лондона бомбить условный Берлин, то вы сидите в штабе над картой и думаете, как проложить маршрут.
Где пролететь над морем, Европой, горами. Там ходят военные корабли, стоят зенитки, иногда бывает шторм и лютует непогода, случается даже обледенение — короче, имеется сочетание огромное количества негативных факторов! Все необходимо учесть и нарисовать линию, от которой зависит жизнь людей.
И придумали такое правило — сначала найти самый плохой маршрут. То есть инвертировать. Это тот маршрут, на котором всех летчиков точно убьют. Рисуем его красной линией. Затем проводим маршрут, на котором убьют не всех, только половину, и так по убывающей. И вот все красные маршруты нанесены на карту. Они занимают какую-то часть карты, но появляются и области более-менее безопасные. Вот по этим относительно безопасным (а риск есть всегда) областям мы и рисуем правильный маршрут для наших самолетов.



Было дело, работал я начальником управления продаж в Атоне. И прислали нам из США сотрудника. Настоящий такой американец (редкость в то время), по офису ходил в деловом костюме, хотя из-под брюк торчали ковбойские сапоги. Галстук он почему-то завязывал “обратным узлом”.
Очень громко разговаривал и постоянно… смеялся (прямо скажу, просто ржал, как конь).
— Hahaha! You know, he came to the kitchen and he's got, you know...a gun. And he's like you know...huge! ...ahahaha!!!
В первый же день мы решили “обмыть” его назначение по-русски. По полной программе. Как задумали, так и сделали.
На следующее утро он звонит и говорит:
– Я потерялся!
А я-то начальник, отвечаю головой за его сохранность. Спрашиваю с ужасом:
– Как потерялся. Ты где???
Он спокойно так отвечает:
– Я у памятника Бэтмену.
У меня в глазах потемнело:
– В Лос-Анджелесе?
Он в ответ смеется, как конь:
– Почему в Лос-Анджелесе? В Москве, конечно!

Я подробно говорил об этом ранее, но видимо, надо вернуться к теме. Вот свежий документ по денежным агрегатам, очень полезный для изучения.
Какие выводы можем сделать. Первым делом — заблуждение, что сниженные ставки автоматически заставят инвестора рвануть в акции, чтобы “прийти, увидеть, победить” “купить, подождать, разбогатеть”.
Увы, нет! Деньги, которые уходят из депозитов, — это совсем не те деньги, которые инвесторы готовы принести на биржу. Это отложенное потребление, средства, которые люди аккумулировали, чтобы максимально обезопасить себя и копить на что-то значимое. И чаще всего их путь прямо на рынок недвижимости.
Почему? Потому что, несмотря на рост денежной массы в России с мая 2022 по май 2025 года на огромные 71%, инфляция, измеренная индексом потребительских цен, выросла всего на 22%. Секрет: этот индекс не учитывает рост цен на недвижимость, а именно она стала сейчас активом для сохранения денег (см. P. S.)