Рецензии на книги
В 2022-2023 года мы можем наблюдать в режиме реального времени разворачивающуюся теорию экономического цикла. Если она верна, то мы увидим снижение цен на недвижимость (у нас и зарубежом), банкротства и хаос на финансовых рынках.
Книга «Великая депрессия в Америке» представителя пятого поколения австрийских экономистов Мюррея Ротбарда посвящена анализу причин самой страшной на данный момент экономической катастрофы в истории США. Великой депрессии 1929 года.
Русское издание этой книги предваряет аж 4(!) предисловия от автора. Причем почти каждое из них начинается словами: «Мы же вас предупреждали!»
Предисловие к третьему изданию. В настоящее время Америка находится в разгаре полномасштабной инфляционной депрессии...
Предисловие к четвертому изданию. Мне кажется, что новое издание этой книги знаменует собой некий цикл. Второе издание вышло в период рецессии 1969–1971 гг., которая стала итогом инфляции, а третье появилось во время депрессии 1973–1975 гг., происходившей одновременно с инфляцией. Сегодня экономика находится в разгаре другой инфляционной депрессии, которая является, по меньшей мере, такой же, если не более глубокой, чем депрессия 1973–1975 гг., самой масштабной после кризиса 1930-х годов.
<----------------Вы находитесь здесь ---------------->
Почему в экономике на протяжении уже больше столетия наблюдаются экономические циклы с их бумами и депрессиями? Вы не поверите, но экономисты до сих пор не могут прийти к единому выводу и предлагают разные объяснения на базе умозаключений философов-экономистов прошлого.
Мюррей Ротбард утверждает, что только теория экономического цикла, разработанная представителями австрийской школы, может объяснить сие колебания. Книга «Великая депрессия в Америке» начинается с объяснения этой теории и критикой других теорий, которые доказали свою несостоятельность.
Мюррей Ротбард начинает разбор ситуации:
«Главный вопрос, ответ на который должна давать теория депрессии, формулируется следующим образом: почему имеет место внезапная всеобщая концентрация предпринимательских ошибок? Это первая проблема, являющаяся вызовом для каждой теории цикла. Предприниматели вполне успешно ведут свой бизнес, а их операции, по большей части, приносят им неплохую прибыль. Внезапно и без всякого предупреждения условия меняются и огромное количество фирм становятся убыточными. В одночасье выясняется, что, прогнозируя будущее течение дел, все они совершили фатальные ошибки».
Предприниматели — смышленые ребята, которые прогнозируют будущее. Как же так получается, рассуждает Мюррей Ротбард, что у бизнесменов во время кризиса одновременно возникают убытки? Это аномально, чтобы все разом так просчитались. Пример этой истории просчета из 2022 года, как мне кажется, застройщики и владельцы автосалонов. Построена уйма домов, а покупателей нет. Рынок стоит. И причина не в коронавирусе или СВО, это следствие чего-то более фундаментального. Но чего?
Причина найдена. Это кредитная экспансия банков и низкая ключевая ставка.
Вы может не знаете, но банки на законодательном уровне занимаются «фальшивомонетничеством». Это не мои слова, это австрийские экономисты называют вещи своими именами. Когда банк выдает кредит, он вбрасывает в экономику новые деньги. Создает их из ничего. Что происходит на рынке, когда увеличивается денежная масса? Да, много чего, начиная с того, что растут цены в магазинах и уменьшаются пачки молока (литр уже не тот) и размеры шоколадных плиток. Но дело даже не в этом.
Мюррей Ротбард пишет:
«Короче говоря, бизнесмены введены в заблуждение, — из-за инфляции, которую генерируют банки, они полагают, будто предложение сбережений больше, чем оно есть на самом деле. Когда увеличиваются объемы реально сбереженных средств, бизнесмены инвестируют в „более длительные процессы производства“ и структура капитала „удлиняется“, а именно капиталообразование идет более интенсивно в „более далеких порядках“, т. е. в производстве таких товаров, которые все дальше отстоят от производства потребительских благ. Бизнесмены направляют туда средства, полученные в кредит, т. е. на ссудном рынке, увеличивая тем самым цены на капитальные блага и другие товары производственного назначения, что стимулирует переключение инвестиций с ближних, т. е. близких к потреблению стадий производства к дальним порядкам (дальше отстоящим от потребления), или, иными словами, происходит перераспределение инвестиций от производства потребительских товаров в производство капитальных товаров».
Что мы с вами и наблюдали в недавнем времени, когда резко выросли цены на бетон и стройматериалы, за этим всем скаканули в два раза цены на квадратные метры. И какая там была ключевая ставка? Можете посмотреть на https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/
4,25-5,5% и добавьте сюда льготную ипотеку.
Продажи недвижимости выросли, бизнесмены получили сверхприбыли и, окрыленные успехом, вложились в новые проекты по строительству еще домов. И тут, вдруг, СВО, мобилизация… и т.п., но причина не в них, это оправдание, суть в том, что халява закончилась и ключевую ставку подняли до 7,5%.
Бум был вызван низкими процентами по кредиту. Есть бизнесы, которые могут функционировать только при низком проценте по кредиту, например, при 4%, они дают прибыль 5% и выживают, а при ставке 7,5% они не выгодны, банкроты… Но ведь бизнес нужно развернуть, вложить, инвестировать. Пока ключевая ставка низкая, пока банки генерируют деньги и разгоняют инфляцию кажется, что дело будет прибыльным. Потом наступает момент расплаты. Вдруг оказывается, что у людей то и денег не было. Они даже льготные ипотеки набрали на последние свои сбережения. Тот же рынок недвижимости в октябре 2022 встал как вкопанный.
Это мои рассуждения и могу ошибаться, тут отправляю вас к первоисточнику Мюррею Ротбарду, он детально раскрывает шаг за шаг эти процессы кредитной эмиссии.
Бум, как пишет Мюррей Ротбард, это период, когда осуществляются бессмысленные ошибочные инвестиции. Вы посмотрите для примера, что творил Сбербанк и Mail.ru, что они только не запускали (и запустили в другом значении этого слова), доставка, аптеки, курьеры, самокаты, умный дом. По факту кажется, что только у Яндекса получилось.
«Итак, банковская кредитная экспансия запускает экономический цикл, со всеми его фазами: вначале имеет место инфляционный бум с характерным для него расширением предложения денег и ошибочными инвестициями, затем идет кризис, наступающий тогда, когда кредитная экспансия прекращается и ошибочность инвестиций становится очевидной, после чего начинается восстановление экономического роста в ходе депрессии, представляющей собой необходимый процесс коррекции, посредством которого экономика возвращается к наиболее эффективным способам удовлетворения желаний потребителя».
Что же делать, чтобы предотвратить кризисы и экономическую депрессию? Не допускать кредитной экспансии! И государство могло бы это сделать, но оказывается, что оно и является главным бенефициаром инфляции! В ходе расследования главное не выйти на самого себя. Банки, сами по себе, не смогли бы натворить столько дел. Государство их прикрывает, оно их сообщник. Дело в том, что государству выгодна инфляция. Это, своего рода, как пишет Мюррей Ротбард, форма налогообложения на нас с вами. Это касается не конкретно нашего государства, а скорее западных, потому что позволило им печатать деньги уже в неограниченных количествах (на новоязе это называется: количественное смягчение!).
Государство с банками порождают экономические кризисы путем кредитной эмиссии. Не удивительно, что уже больше 100 лет кроме австрийских экономистов толком никто не может внятно объяснить причину кризисов и останавливать их в стадии зарождения.
Что делать, когда кризис уже пришел в стадию депрессии? Как понимаю, Мюррей Ротбард пишет, что государству НИЧЕГО не нужно делать. НИЧЕГО. Великая депрессия в 1929 году была усугублена вмешательством государства. На 500 страницах книги «Великая депрессия в Америке» автор показывает, как это было. Это можно не читать.
Интересно посмотреть, будет ли в нашем случае государство спасать застройщиков и владельцев автосалонов? Или, возможно, что у нас экономический цикл был вовремя остановлен повышением процентных ставок Центробанком.
История разворачивается на наших глазам. Смотрите, что происходит, а теоретическую подоплеку происходящего вы сможете найти в книге «Великая депрессия в Америке» или других работах Мюррея Ротбарда.
P.S.
Книга заканчивается словами:
«Вина за Великую депрессию должна быть снята со свободной экономики и помещена туда, где ей и следует быть: к дверям кабинетов политиков, чиновников и многочисленных „просвещенных“ экономистов. И это является неизменным фактом любой депрессии — прошлой или будущей». Мюррей Ротбард
Владимир Никонов
Подкасты о финансах и саморазвитии на Яндекс-музыке:
https://music.yandex.ru/album/7328601
В 19 веке в США, например, были тысячи частных банков. Того могучего ЦБ, который мы видим сейчас не было в помине. Валюта была твердой — золото (тему биметализма опустим). Стандартный запас золота, необходимый для устойчивости банка, считали примерно в 1/3 от активов. Никакой ЦБ не мог установить процентные ставки, власти занимали деньги на коммерческой основе (случай Гражданской войны опустим). И тогда кризисы все равно возникали и бывали тяжелыми.
Биржевая паника 1907 года, например, начавшись в США, прокатилась по всему «цивилизованному» миру.
Короче, Ротбард не там находит первопричину кризиса, хотя и верно описывает некоторые усиливающие действия кризиса параметры.
Резервные требования 30% активов и 3% активов не одно и тоже, но ведь это результат в первую очередь развития технологий, а не злой воли банкиров. Другое дело политика денежных властей, но она во все времена бывала и ответственной, и безответственной. Не надо становиться на предельную позицию австрийцев или кейнсианцев, чтобы анализировать последствия эмиссии.
SergeyJu, постоянно повторяете прочитанное без попыток обдумывания (пример: инфляция подскочила до реальной раздачи денего Байденом). Остальной текст — аналогично.
Итого: раздачи действуют неодинаково, инерционность — плохая модель, экономисты — обычные люди.
Не бойтесь сомневаться. Если пишите, что политики всегда врут, зачем пересказываете их речи? Если ругаете экономистов, не воспроизводите их суждения без сомнений.