НОВАТЭК может отправить сверхпозднюю партию СПГ с Ямала в восточном направлении под ледокольной проводкой напрямую на азиатский рынок уже в январе 2024 года, сообщил глава ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко. Эксперимент с расширением окна навигации будет проходить также с марта по май — самые сложные месяцы с точки зрения ледовой обстановки.
Компания не рисковала делать ранние проводки с зимы 2021 года, когда при попытке прохода на восток без ледокольного сопровождения пострадал один из танкеров. Сейчас препятствием может стать нехватка флота — как ледоколов, так и ледовых танкеров.
В НОВАТЭКе и «Росатоме» дополнительных комментариев не предоставили.
Речь может идти об отправке через восточный сектор Севморпути одного танкера в месяц, говорит один из собеседников “Ъ”.
Навигация в восточном секторе Севморпути (СМП) обычно открывается в июне и закрывается в декабре. Самую раннюю проводку НОВАТЭК на востоке СМП открывал 18 мая 2020 года, самую позднюю — 5 и 6 января 2021 года.
В остальную часть года НОВАТЭК поставляет газ в Азию по более длинному маршруту — через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что может занимать до 45 дней.
Намерение НОВАТЭКа протестировать круглогодичную навигацию может быть также связано с тем, что США ввели санкции против проекта «Арктик СПГ-2», первая очередь которого должна начать отгрузки уже в начале 2024 года. Скорее всего, на фоне санкций компания не сможет ни использовать для газа АСПГ-2 перевалку в Бельгии, ни привлечь с рынка обычные танкеры для перевалки в Мурманске. Поступление же ледовых танкеров Arc7, часть которых строится на «Звезде», задерживается. Вероятным решением будет перераспределение флота танкеров между проектами «Ямал СПГ» и АСПГ-2.
Для массового круглогодичного использования Севморпути в восточном направлении пока не хватает и атомных ледоколов.
www.kommersant.ru/doc/6382132?tg