Объемы национализации тем временем бьют рекорды: в этом году, по подсчетам адвокатского бюро NSP, в казну отошли активы на 3,12 трлн рублей. Это в 4,5 раза больше, чем за 2024 год (690 млрд рублей). Порядка 1,2 трлн из этой суммы — имущество стратегических компаний, которые лидируют по стоимости. Для сравнения, по коррупционным основаниям, по которым было подано больше всего исков за год, государство получило чуть больше триллиона. Всего с 2022 года государству отошли активы примерно на 6,5 трлн рублей.
Однако процессы, которые сейчас называют национализацией, не являются ею в чистом виде, отметил управляющий партнер CLS Владислав Забродин. Как правило, активы не остаются во владении государства, а переходят обратно в частные руки.
«Национализация, особенно достаточно массовая, сильно подрывает уверенность собственников в прочности своего права собственности на бизнес», — констатирует экономист, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Это резко изменяет их стратегию: интересы сильно смещаются в сторону краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочному развитию.
www.forbes.ru/finansy/552362-novaa-volna-kak-nacionalizacia-stala-odnim-iz-glavnyh-ekonomiceskih-trendov-v-rossii