Участники обсуждения: члены Совета директоров Банка России, руководство Департамента денежно-кредитной политики, Департамента исследований и прогнозирования, Департамента финансовой стабильности, ряда других департаментов и главных управлений Банка России.
- Текущий рост цен в октябре — ноябре составил в среднем 11,1% с сезонной корректировкой в годовом выражении (с.к.г.) после 11,3% с.к.г. в III квартале 2024 года.
- Базовая инфляция в октябре — ноябре увеличилась в среднем до 10,9% с 7,6% с.к.г. в III квартале 2024 года.
- По предварительным оценкам, в первые недели декабря инфляция осталась на высоком уровне. Из‑за болеенизкого урожая в текущем году высокими темпами росли цены на плодоовощную продукцию и некоторые другие продукты питания.Значительный вклад в инфляцию в ноябре внесло повышение тарифов на услуги связи. На росте цен в последние недели также сказалось произошедшееослабление рубля.
- В декабре продолжился рост инфляционных ожиданий. Высокие инфляционные ожидания создают вторичные эффекты в динамике цен, когда даже разовые факторы инфляции приобретают устойчивый характер.
- Хотя дефицит трудовых ресурсов сохраняется, есть отдельные признаки изменения ситуации на рынке труда. В некоторых отраслях и на отдельных предприятиях спрос на рабочую силу снижается.
- Темпы роста зарплат несколько снижаются, но остаются высокими и по‑прежнему превышают темпы роста производительности труда.
- Появилось больше свидетельств перехода к постепенному охлаждению экономической активности.
- В ходе оперативных опросов компании отмечают некоторый рост задержек платежей и, как следствие, сокращение поставок с отсрочкой оплаты и рост поставок по предоплате.
- Предприятия в регионах формируют более умеренные производственные планы и чаще откладывают новые проекты на более поздний срок.
- Участники заключили, что из‑за эффекта базы годовая инфляция в начале 2025 года продолжит расти и, вероятно, достигнет пика в апреле.
- Именно конечная ставка для заемщика влияет на спрос на кредиты. Ее существенный рост за прошедший период привел к заметному охлаждению кредитной активности. Оперативные данные за декабрь подтверждают продолжение тенденций на кредитном рынке, наблюдавшихся в ноябре.
- В ноябре впервые с начала 2024 года сильно замедлился рост корпоративного кредитования.
- Рост розничного кредитования продолжил замедляться.
- Возникла вероятность более существенного замедления кредитования в 2025 году, чем предполагал октябрьский прогноз Банка России.
- Общий прирост кредитования по итогам 2025 года может сложиться вблизи нижней границы октябрьского прогнозного диапазона 8 — 13%.
- Оперативные индикаторы не указывают на значимое ухудшение качества кредитного портфеля.
- Сформировавшиеся более жесткие денежно-кредитные условия являются значимым дезинфляционным фактором.
- Произошедшее в ноябре — начале декабря ослабление рубля является проинфляционным фактором.
- Баланс рисков по‑прежнему остается существенно смещенным в сторону проинфляционных. Однако возросли дезинфляционные риски. Ключевой дезинфляционный риск связан с возможным, более быстрым и существенным замедлением роста кредитования.
С учетом статистических данных, вышедших с октябрьского заседания, и оценки развития ситуации относительно октябрьского прогноза Банка России, участники обсудили следующие варианты решения в части уровня ключевой ставки:
- Сохранение ключевой ставки на уровне 21,00% годовых.
- Повышение ключевой ставки на 100 б.п., до 22,00% годовых.
- Повышение ключевой ставки на 200 б.п., до 23,00% годовых.
Участники дискуссии, выступавшие за более резкий шаг в +200 б.п., указывали на то, что такое решение более соразмерно произошедшему ускорению инфляции даже с учетом более сильного ужесточения денежно-кредитных условий. Инфляция слишком долго находится выше цели, что влияет на ожидания и поведение экономических агентов и ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
Более умеренный шаг в +100 б.п. в основном обосновывался тем, что он последователен с точки зрения реакции на рост инфляции и инфляционных ожиданий, но одновременно демонстрирует достаточную осторожность с учетом продолжающейся подстройки денежно-кредитных условий.
Участники обсуждения называли следующие аргументы
в пользу сохранения ключевой ставки на уровне 21,00% годовых:
- В последние месяцы денежно-кредитные условия ужесточились сильнее, чем предполагал октябрьский прогноз Банка России. Достигнутая жесткость денежно-кредитных условий уже привела к значительному охлаждению кредитной активности во всех сегментах рынка.
- Сонаправленное ужесточение (или смягчение) денежно-кредитной политики и пруденциального регулирования всегда имеет нелинейное влияние на экономику и инфляцию. То есть дезинфляционные эффекты от жесткой денежно-кредитной политики будут более выраженными в ситуации, когда параллельно ужесточается банковское регулирование. В условиях высоких ставок и сильного влияния автономных факторов более оправданно взять паузу, чтобы оценить дальнейшую подстройку денежно-кредитных условий.
- За последние полгода значительно сократился объем льготных программ кредитования. Это уже привело к повышению эффективности трансмиссии денежно-кредитной политики в различных сегментах кредитного рынка.
Взвешивая риски обсуждаемых решений, участники отметили, что на текущем этапе они серьезнее в случае повышения ключевой ставки, чем при ее сохранении.
Так,
в случае сохранения в декабре ключевой ставки нельзя исключить риск того, что в ближайшие месяцы рост кредитования вновь ускорится, а инфляция и инфляционные ожидания продолжат расти. В такой ситуации Банк России возобновит ужесточение денежно-кредитной политики.
Напротив,
в случае повышения в декабре ключевой ставки есть риск переужесточения денежно-кредитных условий с учетом текущих оценок их жесткости. В результате может реализоваться сценарий избыточного охлаждения экономической активности, которое приведет к последующему значительному отклонению инфляции вниз от 4%.
Вместе с тем участники отметили, что,
несмотря на неизменность ключевой ставки в декабре, необходимо сохранить указание на возможность ее повышения на ближайшем заседании.
По итогам состоявшейся дискуссии Совет директоров Банка России 20 декабря 2024 года сохранил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых и дал направленный сигнал об оценке целесообразности повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
cbr.ru/dkp/mp_dec/decision_key_rate/summary_key_rate_28122024/