В 2025 году
ОПЕК+ столкнётся со множеством врагов: слабым ростом спроса на
нефть, увеличением добычи у конкурентов и приходом Дональда Трампа в Белый дом, который будет кричать «бури, детка, бури». Это внешние угрозы. Но есть и внутренние враги.
Каждые несколько лет перед картелем встаёт одна и та же проблема: один из его членов тратит много денег на новые нефтяные месторождения и готов, жаждет и мечтает превратить эти инвестиции в баррели нефти. В начале 2000-х таким нетерпеливым членом, желавшим увеличить добычу, был Алжир; в 2010-х — Ирак. Совсем недавно эту роль сыграли Объединённые Арабские Эмираты. В следующем году это будет Казахстан.
В 2016 году эта центральноазиатская страна объединила усилия с
ОПЕК, когда нефтяной картель создал альянс с несколькими другими крупными нефтедобывающими странами. Расширенная группа получила название ОПЕК+. На протяжении почти десяти лет Казахстан был непростым партнёром для картеля, чаще всего добывая больше своей квоты.
В следующем году, когда будет готов проект стоимостью 45 миллиардов долларов по расширению крупнейшего в стране нефтяного месторождения, проблема усугубится.
Если разрешить добывать нефть на полную мощность, то с середины 2025 года на месторождении Тенгиз, разработка которого велась почти десять лет, можно будет
добывать около 260 000 баррелей в день. Это может показаться не таким уж большим количеством, но
это примерно четверть ожидаемого роста мирового спроса на нефть в следующем году. Расширение, наряду с более высокими, чем ожидалось, показателями добычи на существующих объектах месторождения,
позволит Казахстану в следующем году увеличить добычу нефти, в том числе лёгкой нефти, называемой конденсатом,
до рекордных 2 миллионов баррелей в сутки.
Государство Центральной Азии надеялось, что к моменту ввода в эксплуатацию расширенной версии «Тенгиза» его квота будет несколько выше, что позволит ему увеличить добычу, не нарушая ограничения слишком явно. Еще в июне ОПЕК+ одобрила план постепенного увеличения квот в последние месяцы 2024 года, а затем и в 2025 году. Ежемесячное увеличение должно было начаться в сентябре, но из-за падения цен на нефть его пришлось отложить до января. В воскресенье картель планирует провести заседание, чтобы обсудить, стоит ли снова приостановить добычу.
www.bloomberg.com/opinion/articles/2024-11-25/oil-markets-opec-faces-an-internal-foe-in-2025-kazakhstan?srnd=homepage-europe