Министр энергетики России попытался объединить крупнейших нефтяных компаний страны, что свидетельствует о борьбе за власть над ключевым источником доходов Кремля в военное время, по словам четырёх высокопоставленных представителей российской энергетической отрасли.
По словам собеседников, предложение Сергея Цивилёва, назначенного на должность министра энергетики в мае, заключалось
в национализации «Лукойла» и усилении контроля над государственными «Роснефтью» и «Газпром нефтью», подразделением газовой монополии «Газпром».
Однако
Путин не дал Цивилёву добро на изучение этой идеи, против которой выступают руководители компании, сообщили источники.
Этот шаг —
одна из самых амбициозных попыток сторонников и родственников президента усилить своё влияние на экономику России. Экономический бум, вызванный рекордными расходами на оборону, привёл к крупнейшему разделу активов со времён распада Советского Союза.
Такое слияние стало бы крупнейшей реструктуризацией российского энергетического рынка с 1990-х годов и привело бы к созданию второй по величине в мире нефтяной компании после Saudi Aramco в Саудовской Аравии.
Это значительно усилило бы контроль государства над энергетическими гигантами, которыми традиционно управляют влиятельные союзники Путина, такие как глава «Роснефти» Игорь Сечин и глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Но у руководителей российских нефтяных компаний есть политические рычаги, чтобы отказаться от такой идеи, сообщили источники. Впервые о плане слияния сообщила газета Wall Street Journal.
Цивилев предложил эту идею во время своей первой личной встречи с Путиным на новой должности в прошлом месяце, сообщили люди, знакомые с ситуацией.
«Путин сказал что-то вроде «мы подумаем об этом», что является его обычным подходом — оставаться в стороне и наблюдать за происходящим», — сказал один из собеседников.
Кремлёвские чиновники, отвечающие за энергетику, давно выражают недовольство ограниченным контролем министерства над нефтяными компаниями, особенно в отношении доходов в иностранной валюте, которые получают мелкие трейдеры в таких юрисдикциях, как Гонконг и ОАЭ, где можно обойти западные санкции.
«Министр обнаружил, что отрасль в значительной степени не заинтересована в нём, — сказал бывший высокопоставленный российский нефтяной чиновник. — Это распространённая ситуация в этой отрасли, где нефтяные руководители действуют независимо, а роль министра носит скорее технический характер».
Исполнительный директор добавил: «Воспользовавшись своими семейными связями, [Цивилев] обратился к боссу с предложением: давайте оптимизируем систему; ситуация критическая, родина в опасности».
«Роснефть», похоже, отвергла идею слияния, предположив, что утечка информации в прессу была направлена на то, чтобы навредить Сечину: «Злой Сечин» не имел «коварных намерений завладеть активами», и компания «не нуждается в этом», говорится в заявлении, опубликованном во вторник.
В нём также говорилось, что
поглощение «Газпром нефти» и «Лукойла» не имело «никакой разумной бизнес-логики».
На вопрос о том, рассматривает ли правительство возможность слияния, представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев ответил: «Откуда нам знать? Они совершенно свободолюбивые люди. Размах их воображения не поддаётся описанию». Дмитрий Песков, пресс-секретарь Путина, сказал: «Здесь нечего комментировать». «Газпром нефть» и Лукойл не ответили на запросы о комментариях.
Аналитики из российских банков и брокерских компаний заявили, что
такое объединение не имеет убедительного экономического обоснования. «Слияние такого масштаба всегда сопряжено с риском временного снижения производительности… потенциально сводя на нет любые краткосрочные теоретические преимущества», — написали аналитики российского брокера FINAM.
Они также отметили, что отдельным российским компаниям и зарегистрированным за рубежом торговым фирмам проще обойти западные санкции. В то же время объединённая компания стала бы лёгкой мишенью, заявили два бывших высокопоставленных российских топ-менеджера нефтяной отрасли.
Один из участников обсуждения сказал, что одним из преимуществ объединённой государственной нефтяной компании будет
предоставление «Роснефти» и «Газпром нефти» доступа к торговому подразделению «Лукойла» в ОАЭ, Litasco Middle East DMCC, которое стало одним из крупнейших покупателей российской нефти после вторжения в Украину. Это позволит Кремлю лучше контролировать финансовые потоки за пределами России. Однако бывший руководитель «Роснефти» и два бывших топ-менеджера нефтяной отрасли преуменьшили необходимость в расширении торговых возможностей компании.
Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти», был упомянут на встрече Путина с Цивилёвым
как возможный руководитель объединённой компании, сообщили источники, знакомые с ситуацией. Хотя выручка «Газпром нефти» ниже, чем у «Роснефти» и «Лукойла», её чистая прибыль превышает 18% по сравнению с 14 и 15% у двух других компаний. Прибыль «Газпром нефти» частично компенсировала огромные убытки материнской компании после того, как СВО на Украине фактически разрушила бизнес-модель «Газпрома» по продаже газа по высоким ценам в Европу.
www.ft.com/content/eb0b86c6-f60e-4519-ad1c-3dacbc869204
Надо быть идиотом чтобы верить в эти бредни