В любой большой американской средней школе проводятся выборы президента класса, и неизбежно один кандидат разработает программу из заманчивых обещаний — бесплатная пицца на обед, неограниченная перемена после — что намного превосходит их возможности воплотить их в реальность. Тот же импульс движет последними речами по экономической политике, произнесенными Камалой Харрис и Дональдом Трампом на полях сражений в штатах. Их конкурирующие видения предлагают утопию без компромиссов — экономику без экономии, — в которой расходы выше, налоги ниже, дефициты неважны, инфляция снижена, рабочие места защищены, а экономический рост высокий.
Выступая в Питтсбурге, штат Пенсильвания, 25 сентября, г-жа Харрис назвала себя прагматичной капиталисткой, которая удвоит байденомику, увеличив государственные субсидии на жилье, уход за детьми и домашнее производство. Накануне в Саванне, штат Джорджия, г-н Трамп объявил о своем собственном “производственном ренессансе”, в рамках которого Америка “отберет рабочие места у других стран” посредством льготных налоговых ставок, дерегулирования и карательных тарифов (включая новую угрозу 100%-ной пошлины на автомобили, произведенные в Мексике).
Затем в штате Мичиган 27 сентября мистер
Трамп предупредил, что американская автомобильная промышленность прекратит свое существование, если он не будет избран.
Трампономика разрушила ортодоксальность рейганомики, которая десятилетиями направляла мышление республиканцев.
Г-н Трамп избавил партию от ее принципов свободной торговли, (по крайней мере, условной) озабоченности государственным долгом и скептицизма по отношению к семейным субсидиям и социальным программам. Толпы американцев из рабочего класса стали республиканцами, что побудило партию занять более теплое отношение к профсоюзам, налоговым льготам и низкооплачиваемым работникам — все это когда-то было в основном заботой демократов.
Новая версия Трампономики состоит из огромных тарифов; еще более низких корпоративных налогов (ставка, которую он имеет в виду, составляет 15%);
множества индивидуальных налоговых сокращений плюс новые льготы за счет отказа от налогообложения заработной платы, чаевых и пособий по социальному обеспечению. Мистер Трамп предложил 60%-ную пошлину на товары, импортируемые из Китая, и 20%-ный тариф на широкой основе на товары, импортируемые из других стран. В общей сложности Налоговый фонд, беспристрастный составитель бюджета, оценивает, что планы г-на Трампа обойдутся в 1,3 трлн долларов в ближайшее десятилетие, в то время как другие аналитики считают, что в конечном итоге они могут обойтись ближе к 4 трлн долларов в зависимости от того, насколько обострится последующая торговая война. В любом случае это сведет на нет экономические выгоды от снижения налогов.
Байденомика сама по себе была разработана как реакция на «Трампономику». Она вобрала в себя стремление защитить ценные отрасли, но объединила его с программой в стиле Берни Сандерса или Элизабет Уоррен, которая была направлена на «Зелёный новый курс», «Медицину для всех» и отсутствие студенческих кредитов, финансируемых за счёт высоких налогов для богатых. На протяжении всех этих масштабных изменений в экономическом мышлении госпожа Харрис была пассивна. В 2019 году она поддержала идеи прогрессивных левых, а затем отказалась от них, когда политическая ситуация изменилась. В своих недавних предвыборных речах и в недавно опубликованном 82-страничном политическом документе, в котором описывается «Камаланомика», она не стремилась к чему-то новому.
Не вдаваясь в подробности своей политики,
госпожа Харрис начала разъяснять, что она имеет в виду, когда обещает «экономику возможностей» и «новый путь вперёд». Как и господин Байден, она хочет «завершить работу» над «Восстановлением лучше, чем было», грандиозным планом реорганизации американской экономики, приняв повышение налогов — на прибыль корпораций, на прирост капитала для богатых (в том числе, впервые, на нереализованный прирост капитала), — чего не смог сделать он. Теоретически это позволило бы оплачивать щедрые и постоянные налоговые льготы на детей, которые могли бы достигать 6000 долларов для новорождённых, а также удешевлять уход за детьми и пожилыми людьми, в то время как работники сферы ухода получали бы более высокие зарплаты (как именно — пусть читатель поразмыслит сам).
Также будут новые налоговые льготы: новое обещание в размере 25 000 долларов в качестве первоначального взноса для начинающих покупателей жилья, расширенный кредит в размере 50 000 долларов для основателей стартапов и новый налоговый кредит “Америка вперед”, который, похоже, является всеобъемлющим для расширения промышленной политики, среди прочего, в отношении чистой стали, биотехнологий, центров обработки данных, необходимых для искусственного интеллекта, и полупроводников. Есть также шаги в сторону реформ в сфере предложения, которые были бы необходимы для обеспечения того, чтобы эти расходы не приводили только к росту издержек, — такие как ускорение выдачи разрешений и отмена законов о зонировании, которые являются барьерами для жилищного строительства. Мисс Харрис представляет государство как спасителя народа от разврата богатых и крупных корпораций.
В знак того, что обе партии изменились, она неоднократно критиковала «трампономику» за излишнюю мягкость. Госпожа Харрис стала критиковать usmca, торговое соглашение, заключённое при Трампе и заменившее нафта, за то, что оно недостаточно защищает американских рабочих. Она утверждает, что Трамп был слишком мягок по отношению к Китаю, уступив ему производство полупроводников и «автомобилей будущего». И она осуждает мистера Трампа как «одного из самых больших неудачников в истории американского производства», потому что за время его президентства количество рабочих мест в производстве сократилось на 200 000. Это немного лукавая статистика: при мистере Трампе количество рабочих мест в производстве увеличилось с 12,4 млн до 12,8 млн, прежде чем сократилось во время пандемии COVID-19. Госпожа Харрис также быстро скопировала обещание мистера Трампа не облагать налогом чаевые. И хотя она критикует предложенные Трампом новые тарифы как новый национальный налог с продаж для американского народа, она бы сохранила тарифы, которые Трамп ввёл в отношении Китая.
Тем не менее, г-н Трамп и г-жа Харрис предлагают разные видения экономики. Хотя оба позиционируют себя как поборники производства, их стратегии различаются. В то время как г-н Трамп хочет ввести пошлины на весь импорт, г-жа Харрис надеется точно настроить субсидии для зеленых технологий. В то время как г-н Трамп считает, что резкое снижение налогов оживит экономику, г-жа Харрис хочет более высоких налогов для богатых и большего количества подачек бедным, чтобы уменьшить неравенство. И в то время как г-н Трамп мечтает об ужесточении регулирования, г-жа Харрис считает, что государство должно направлять экономический рост в желаемом направлении. Однако есть одна нить, которая проходит через оба их плана: они не видят необходимости взвешивать затраты на свои предложения, когда выгоды, по их мнению, столь огромны и очевидны.
www.economist.com/united-states/2024/09/30/harriss-and-trumps-economic-plans-both-promise-utopia
из текста похоже (?) ни кто из претендентов не собирается госдолг сша сокращать....