Блог им. Marek
В январе-декабре 2023 г. мировые морские погрузки угля выросли на +6,0% г/г до 1 341,2 млн т (без учета каботажа), согласно данным отслеживания судов AXS Marine.
Это значительно выше 1 265,5 млн т с погрузкой в январе-декабре 2022 г., 1 254,2 млн т в январе-декабре 2021 г. и 1 196,5 млн т в январе-декабре 2020 г.
Он также немного превысил 1 309,8 млн т, отгруженных в январе-декабре 2019 года.
В январе-декабре 2023 г. экспорт из Индонезии вырос на +10,5% г/г до 496,0 млн т, из Австралии – на +4,8% г/г до 344,9 млн т.
Из России экспорт снизился на -2,4% г/г до 184,0 млн т в 2023 г., из США вырос на +16,7% г/г до 86,6 млн т, из ЮАР снизился на -0,3% г/г до 60,4 млн т.
Поставки из Колумбии в январе 2023 года выросли на +2,0% г/г до 56,4 млн т, из Канады – на +10,2% г/г до 50,2 млн т, из Мозамбика – на +14,6% г/г до рекордных 23,7 млн т.
Импорт угля морским транспортом в материковый Китай в январе-декабре 2023 года подскочил на +48,6% г/г до 368,4 млн т.
Импорт в Японию в январе-декабре 2023 г. сократился на -10,3% г/г до 160,5 млн т, в Южную Корею – на -4,4% г/г до 117,4 млн т, в Тайвань – на -4,3% г/г до 58,3 млн т, в Индию – на +6,9% г/г до 240,8 млн т и во Вьетнам +54,2% г/г до 47,4 млн т.
В настоящее время Европейский союз является пятым по величине морским импортером угля в мире после Китая, Индии, Японии и Южной Кореи.
В 2023 году на долю ЕС пришлось 6,6% мировых морских перевозок угля.
Морской импорт угля в ЕС вырос в 2022 году на +38,2% г/г до 127,6 млн тонн вследствие снижения импорта газа из России, но сейчас снова снизился.
В 2023 году европейский морской импорт резко сократился на -30,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил всего 88,8 млн тонн, что является самым низким уровнем за последние годы после 2020 года.
Это, по сути, возвращает Европу к прежней тенденции, когда она постепенно отказывалась от угля в качестве источника энергии и переходила на природный газ и возобновляемые источники энергии.
Мы уже видели, что импорт угля в Европу сократился на -32,9% г/г в 2020 г., на -18,3% г/г в 2019 г., на -7,6% г/г в 2018 г.
С точки зрения источников поставок, Европа сильно зависела от России, но сейчас ситуация кардинально изменилась.
В 2021 году 44% морского импорта угля в ЕС приходилось на российские порты.
В 2023 году в результате войны в Украине эта доля снизилась до 4,3%, куда входят и казахи
угля, отгружаемого через российские порты.
В январе-декабре 2023 года импорт угля в ЕС из российских портов сократился на 83,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил всего 3,9 млн тонн
(опять же в том числе и казахский уголь).
Самым важным поставщиком в Европу в 2023 году стали США, на долю которых пришлось 27,3% импорта Европы.
В 2022 году объемы из США выросли на +60,5% г/г до 26,0 млн т, но в 2023 г. скорректировались на -7,0% г/г до 24,2 млн т.
Вторым по величине поставщиком в Европу является Австралия, на долю которой приходится 23,2% импорта ЕС в 2023 году.
В 2022 г. импорт из Австралии вырос на +30,8% г/г до 20,9 млн т, но в 2023 г. снизился на -1,8% г/г до 20,6 млн т. На третьем месте оказалась Колумбия с долей 16,6%. В 2022 году объемы выросли на +89,2% г/г до 15,9 млн т, но в 2023 г. снизились на -7,0% г/г до 14,8 млн т.
На четвертом месте оказалась ЮАР с долей 9,1% импорта угля в Европу в 2023 году.
В 2022 г. импорт в ЕС вырос на +676,4% г/г до 16,0 млн т, но в 2023 г. сократился на -49,5% г/г до 8,1 млн т.
На Индонезию пришлось 5,4% импорта угля в Европу в 2023 году.
Объемы из Индонезии в ЕС выросли на +1148% г/г в 2022 г. до 5,1 млн т, но снизились на -5,2% г/г в 2023 г. до 4,8 млн т.