Экономист Михаил Задорнов в беседе с РБК:
1. Риторика российского регулятора не отличается от риторики Джерома Пауэлла из ФРС США или Кристин Лагард, главы Европейского Центробанка. Намерение ЕЦБ и ФРС — сохранить высокие ставки до конца следующего года.
2. Бюджетная политика продолжает быть стимулирующей. Это означает, что политика ЦБ, как противовес, должна стать более жесткой, иначе это будет вызывать инфляцию. Поэтому нам придется жить с высокими ставками довольно долго.
3. С точки зрения самих ориентиров ЦБ по нейтральной ставке (12,5–13,5% на следующий год) регулятор может дальше ставку и не повышать. Но обменный курс опять 100 руб. за доллар, растут инфляционные ожидания, достаточно мягкая бюджетная политика.
4. В экономике есть большие зоны — многие предприятия и целые сферы, которые прямого влияния ставки не ощущают. Это затрудняет для денежных властей проведение тех или иных мер, поскольку ставка формально повышена, а в реальности она повышена только для части экономических агентов.
5. Ни в 2022 году (год начала конфликта на Украине), ни в 2023-м нет относительного роста просрочки именно по кредитам малого бизнеса. Значит, в целом сектор чувствует себя неплохо.
6. Если мы говорим об ограничении на переводы рублей, то, честно говоря, оно никак не повлияет на обменный курс, поэтому вряд ли будет сделано.
7. В «мембрану» не верю. Думаю, это не поддержит ни экономический блок правительства, ни ЦБ.
8. Российский рынок в этом году показывал компенсационный рост после провала прошлого года.
9. Нельзя целиком оценивать положение «Газпрома», «НОВАТЭКа», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», когда все данные по добыче, внутреннему потреблению и экспорту газа с 1 января 2022 года закрыты. Как оценивать экспортеров, если отсутствует российская таможенная статистика?
10. Еще одна проблема — непрозрачность во многих компаниях вопросов собственности и корпоративного управления. Рискну сказать, что они существенно ухудшились за последние два года.
11. Я бы ориентировался на компании, которые, несмотря на все санкции, сохраняют максимальную прозрачность, раскрывают информацию и сохраняют понятную структуру управления.
12. Что касается и цифрового рубля, и цифровых активов, надо понять реальное value (стоимость, ценность. — РБК) этих инструментов для эмитента и для клиента-покупателя. Пока эта ценность непонятна.
13. Размещения будут. Но пока все это компании небольшого размера. Надо подождать, когда будут размещения при оценке компании от $1 млрд, то есть в сегодняшних условиях от 100 млрд руб. Это будет рынок, способный реально привлечь широкого инвестора.
Подробнее на РБК:
trends.rbc.ru/trends/social/652ce5379a794775ac5586cc?from=newsfeed